
- •Реферат
- •Советские арктические исследования 20-30-х гг.
- •Оглавление
- •Глава 1. Предпосылки к организационному изучению Арктики ………5
- •Глава 2. Завершение открытия советской Арктики ……………………17
- •Глава 3. Исследования Центральной Арктики …………………………27
- •Введение
- •Глава 1. Предпосылки к организационному изучению арктики
- •1.1. Последнее плавание Русанова в. А.
- •1.2. «Только вперед – на Север!1» (Седов г. Я.)
- •1.3. Полярный исследователь Брусилов г. Л.
- •Глава 2. Завершение открытия советской арктики
- •2.1. Первая Карская операция и «Персей»
- •2.2. Давыдов и освоение острова Врангеля
- •2.3. Первые советские исследователи Земли Франца-Иосифа
- •2.4. Экспедиция на «Седове» и открытия в Карском море
- •2.5. Завершение открытия Северной Земли
- •Глава 3. Исследования центральной арктики
- •3.1. Первая советская высокоширотная экспедиция на «Садко»
- •3.2. Первая станция «Северный полюс-1»
- •3.3. Первый трансарктический перелет Москва — сша и дрейф «Седова»
- •Заключение
Глава 1. Предпосылки к организационному изучению арктики
1.1. Последнее плавание Русанова в. А.
Родился Владимир Русанов в 1875 году в городе Орле, в семье купца II гильдии. С 1908 года по 1911 год он принимал участие в экспедициях на Новую Землю, прошел сотни километров по неизведанным землям, открывая новые заливы, бухты, ледники, озера и острова, которые до сих пор носят данные им названия.
В феврале 1912 году Владимиру Русанову было поручено возглавить экспедицию к островам Шпицбергенского архипелага. Экспедиция отправилась на небольшом (около шестидесяти четырех тонн водоизмещения) зверобойном судне «Геркулес», приспособленном для плавания во льдах. Кроме парусного вооружения, судно имело двигатель 24л.с. и обладало прекрасными мореходными качествами. Капитаном «Геркулеса» Русанов пригласил А. С. Кучина - образованного моряка и опытного полярника, с которым познакомился в свое время в Архангельске. Тот ответил согласием. Кучин был потомственным помором, участвовал в антарктической экспедиции Амундсена к Южному полюсу и, несмотря на свою молодость, считался опытным мореходом. Врачом в экспедицию Русанов взял свою невесту — француженку Жюльетту Жан, с которой был знаком уже 5 лет.
9 июля 1912 г. «Геркулес» вышел из Александровска-на-Мурмане, имея на борту четырнадцать участников экспедиции. По плану "Геркулес" должен был вернуться в октябре этого же года. Однако полутора годовой запас продовольствия и обилие полярного снаряжения на судне свидетельствовали о том, что у Русанова были иные намерения. Об этом же довольно прозрачно говорил и сам Русанов в заключительной части плана экспедиции. «В заключение нахожу необходимым открыто заявить, что, имея в руках судно выше намеченного типа, я бы смотрел на обследование Шпицбергена как на небольшую первую пробу. С таким судном можно будет широко осветить, быстро двинуть вперед вопрос о Великом Северном морском пути в Сибирь и пройти Сибирским, морем из Атлантического в Тихий океан1».
16 июля «Геркулес» благополучно достиг острова Западный Шпицберген и вошел в залив Белзунд, находящийся на западной стороне острова. Отсюда Русанов вместе с двумя матросами пешком прошел до восточного берега Западного Шпицбергена и обратно. Этот переход, со вершенный в условиях горной местности, покрытой ледником, едва не закончился гибелью Русанова: на обратном пути он провалился в ледниковую трещину и только каким-то чудом задержался на небольшом выступе на краю глубокой пропасти.
Обследовав все западное побережье острова, экспедиция Русанова открыла богатые месторождения угля, составила карту полезных ископаемых. К началу августа экспедиция закончила выполнение официальной программы: двадцать восемь заявочных знаков, поставленных Русановым, закрепляли за Россией право на разработку угля на Шпицбергене. Помимо этого, были собраны палеонтологические, зоологические и ботанические коллекции, а во время плавания на Шпицберген и в его прибрежных водах проведены океанографические исследования.
Русанов отправил с попутным норвежским пароходом трех человек – Самойловича, Сватоша и Попова – со Шпицбергена в Россию, отдав им отчет Русскому географическому обществу о проделанной работе, а также зоологические и геологические коллекции. Сам же исследователь пошел на Новую Землю.
Как вспоминал Самойлович, он плохо понимал дальнейшие намерения Русанова. Из письма матроса Василия Черемхина и воспоминаний отца Кучина становится очевидным, что Русанов еще до начала экспедиции после обследования Шпицбергена намеревался идти на восток, в Карское море. Именно поэтому на судно было загружено максимальное количество продовольствия и топлива.
18 августа «Геркулес» добрался до Маточкина Шара, где Русанов оставил свое последнее сообщение: «Юг Шпицбергена, остров Надежды. Окружены льдами, занимались гидрографией. Штормом отнесены южнее Маточкина Шара. Иду к северо-западной оконечности Новой Земли, оттуда на восток. Если погибнет судно, направлюсь к ближайшим по пути островам: Уединения, Новосибирским, Врангеля. Запасов на год. Все здоровы. Русанов1».
Где и при каких обстоятельствах погибла экспедиция Русанова, выяснить не удалось. Поиски ее, проведенные в 1914 и 1915 гг. по инициативе Русского Географического общества, ничего не дали. Только в 1934 г. на безымянном островке (сейчас остров Геркулес) обнаружили столб, врытый в землю, на котором была вырублена надпись «ГЕРКУЛЕС, 1913».
В том же году на другом островке (ныне остров Попова-Чукчина, по имени участников экспедиции Русанова), расположенном в шхерах Минина, были найдены - остатки одежды, патроны, компас, фотоаппарат, охотничий нож и другие вещи, принадлежавшие участникам экспедиции на "Геркулесе". После тщательных поисков неподалеку от этих предметов из-под плавника была извлечена мореходная книжка матроса «Геркулеса» А. С. Чукчина и серебряные часы с инициалами В. Г. Попова, тоже матроса «Геркулеса», и справка, выданная на его имя.
Безвременно погибший Владимир Александрович Русанов оставил неизгладимый след в истории исследования Арктики. О его заслугах перед родиной напоминают нам географические названия на карте Новой Земли, где его именем названы залив на восточном побережье, полуостров на южном побережье, пролив между островом и этим побережьем, бухта на том же побережье, промысловое становище в этой бухте и гора на побережье залива Розмыслова. Его имя присвоено также одному из ледокольных пароходов Главсевморпути.