
- •Кировская государственная медицинская академия Факультет социальной работы антропология
- •Часть 2
- •Киров - 2006
- •Оглавление
- •Глава 4. Человек - личность - индивидуальность
- •4.1. Личность и ее свойства
- •4.2. Онтологические основания человеческой индивидуальности.
- •4.3. Соотношение индивидуального и социального в человеке.
- •4.4. Границы индивидуализации.
- •Глава 5. Проблемы человека в социокультурном контексте его развития
- •5.1.Сущность человека как феномена культуры
- •5.2. Процессы социализации и инкультурации.
- •5.3. Социальный характер личности.
- •Поведение человека. Проблемы девиантности.
- •Глава 6. Проблема смерти человека в разных культурах.
- •6.1. Смерть как экзистенциальный и культурный феномен.
- •6.2. Жизнь после смерти.
- •6.3. Жизнь как сопротивление смерти.
- •Глава 7. Основные потребности, интересы и ценности человека
- •7.1. Проблема ценностей и ценностных ориентаций.
- •7.2. Ценности и идеология.
- •7.3. Ценности и культурные традиции.
- •Глава 8. Человек и общество
- •8.1. Факторы человеческого разнообразия.
- •8.2. Социальная стратификация в постсоветском пространстве.
- •8.3. Объективация продуктов духовной жизни человека.
- •8.4. Антропологическая экспертиза и ее критерии.
- •8.5. Свобода, смысл жизни и рынок.
- •Темы контрольных работ по курсу "Антропология"
- •Вопросы к экзамену
- •Список рекомендуемой литературы:
4.3. Соотношение индивидуального и социального в человеке.
Индивидуализация человека формируется только во взаимодействии его с другими людьми и объективированными продуктами их творческой созидательной деятельности. Вообще, главной характеристикой самосознания человека является не просто выделение его из массы других людей, а осознание того, что он путем рефлексии выделяет себя из себе подобных равноправных себе социальных субъектов. Поэтому свою индивидуальность он всегда и постоянно соотносит с индивидуальностью других людей, сопоставляет себя с людьми, находящимися с ним во взаимной связи.
Целостный человек - есть неразрывное единство его индивидуальности и социальности. Человек является человеком только потому, что его индивидуальность реализуется в рамках сообщества людей. По мнению крупного отечественного психолога С.Л. Рубинштейна свойства личности никак не сводятся к ее индивидуальным особенностям. Они включают и общее, и особенное, и единичное. Личность тем значительнее, чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее.
Значимость индивидуальности и неповторимости человека может быть обнаружена и приобретает подлинную ценность лишь в сообществе людей. Человек реализуется как человек только включением его во всеобщечеловеческое (коллективное). При этом его индивидуальность не теряется, а реализуется в процессе общения и понимания индивидуальности другого человека.
Следует обратить внимание на проблему соотношения свободы, индивидуальности и универсальности. Индивидуализм не есть абсолютная противоположность ни свободе, ни творчеству, ни коллективизму, ни раскрытию в человеке универсального. Наоборот, индивидуализация есть уникальная реализация общеродовой природы человека. В ложно (псевдо) всеобщем - толпа, банда, даже митинг - индивидуальность не реализуется путем понимания другой индивидуальности, а растворяется во "всеобщем", нивелируется в нем, теряет самое себя. Однако в либерально-демократической литературе 19 - нач.20 века свобода митингов и собраний рассматривалась как неотъемлемое право личности. Публичные митинги в Англии того времени, по мнению Е.Н. Тарновского (русского юриста) являются главными выразителями нужд и интересов народа.
Если толпа - разрушение индивидуальности, то подлинная общественность - поле ее реализации. Индивидуализация, выступая важнейшим каналом и способом социализации личности, может рассматриваться как основное содержание процесса антропосоциогенеза. Проблема соотношения индивидуализации и социализации рассматривается рядом современных исследователей как существенная характеристика современного типа философствования по поводу содержания и направленности исторического процесса, как бы этот тип философствования не назывался - идеализмом, материализмом, позитивизмом и т.д.
Но не только личность нуждается в сообществе для своей самореализации и обретения смысла, но и сообщество получает подлинный смысл только тогда, когда оно обеспечивает существование каждой входящей в него личности. Именно в этом коренится отличие сообщества от толпы.
Следует учитывать, что в самой природе коллективизма содержится опасность подмены конкретного персонального индивида неким усредненным типом, отражающим всеобщие черты и интересы коллектива. При этом личная ответственность каждого члена коллектива за свои действия подменяется "коллективной ответственностью". Притупляется и основной критерий ответственности - человеческая совесть. Как видно, коллективизм сам по себе не бесконфликтное пространство существования проблемы "личность - общество", "ответственность - совесть".
Сообщество есть и условие, и поле проявления, реализации индивидуальности и неповторимости человека. С другой стороны, сообщество не может осуществиться вне и помимо индивидуальности и неповторимости составляющих его членов. Каждый человек ценен для сообщества своей индивидуальностью, своей особенностью, а не своей одинаковостью с другими членами сообщества. Сообщество же порождает и содержит некоторые общесистемные черты и качества, интересы и ценности, присущие всем входящим в него индивидуальностям.
Основой эгоизма и антиобщественности нередко выступает не только гипертрофированное представление того или иного человека о своей личной индивидуальности, но и нежелание или неумение сообщества признавать в своих членах индивидуальность и способствовать ее реализации.
Проблема соотношения индивидуального и социального находит свое воплощение в патриотизме. Патриотизм - одно из самых трепетных и ранимых чувств российской ментальности и российского самосознания. Именно чувство патриотизма помогало нашим народам выдержать тяжелые испытания, сохраняя тем самым свое самобытное существование и потенциальные возможности дальнейшего развития. Оставив политическую сторону проблемы патриотизма, перейдем к антропологическим его аспектам в рамках проблемы соотношения индивидуального и социального. Это особенно важно, что отрефлексированный патриотизм наиболее характерен для нашего народа.
Именно эта сторона проблемы уже более столетия интенсивно и весьма продуктивно разрабатывается в отечественной культуре. Основы подлинной гуманистической философской рефлексии этой разработки были намечены П.Я. Чаадаевым (1794 - 1856), оригинальным русским философом первой половины 19 века. Свое понимание патриотизма, свое отношение к Родине он недвусмысленно противопоставлял тому варианту "бездумной любви" к отечеству, которая, в конечном счете, смыкалась с сознательно разгоняемой волной национализма и шовинизма. Центральная идея чаадаевского патриотизма - осознанная, бескорыстная любовь к Родине, в основе которой лежит стремление сделать свою страну действительно достойной любви и уважения не только ее собственных граждан, но и всех других народов.
Для Чаадаева самое страшное деяние по отношению к родине, к своему народу - это обман их, за которым кроется (осознанно или неосознанно) либо стремление законсервировать прежние беды, ошибки, иллюзии, - а значит и прежнее горестное положение народа, - либо повернуть народ и страну на неверный путь развития. Главное, наверное, состоит в том, что патриотизм Чаадаева утверждает необходимость личного, деятельного и результативного участия каждого патриота в деле возрождения и развития своей страны.
Спустя почти сто лет после Чаадаева его идеи патриотизма были восприняты и развиты И.А. Ильиным, С.А. Булгаковым, С.Л. Франком, Н.А. Бердяевым и многими другими мыслителями России. Подлинный патриот, по мнению И.А. Ильина, не только не слеп к достижениям других народов, но для него характерно стремление к усвоению и овладению ими. Он готов ввести эти достижения в духовное творчество своей родины, чтобы обогатить ее жизнь.
Патриотизм, как общечеловеческое явление, не должен быть средством разъединения и противопоставления народов друг другу. В этом смысле он прямо противоположен национализму и шовинизму. Вместе с тем, патриотизм есть и высшее проявление любви к своей Родине, своему народу, реализующееся в самоотверженной заботе о благе и личном участии в процветании своей страны в целом и каждого ее гражданина в отдельности.
Усваивая исторические ценности российской культуры, мы должны подумать о собственной роли в их практической реализации, учитывая сложный и противоречивый характер современной эпохи, переживаемой нашей страной. Любовь к России должна быть действенной, способствующей возрождению и процветанию страны.