Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УП-Решетникова.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
4.37 Mб
Скачать

Кризис системы «принудительных культур»

Нидерландское торговое общество является типичным примером деятельности торгово-финансовой олигархии. Как уже отмечалось, в высокопоставленных кругах пайщиков сосредоточилась огромная власть и средства, вся информация об этом была закрыта. Даже просочившиеся в 1839 г. сведения о ее деятельности в Генеральные Штаты (парламент Голландии) вызвали отставку генерал-губернатора Нидерландской Индии ван ден Боосха и отречение короля Виллема I, а парламент получил некоторый контроль над финансами колоний. Но это никак не отразилось на положении Явы. Более серьезные изменения произошли после 1848 г. под влиянием революционных событий в Европе. Либеральной партии, представлявшей интересы промышленной буржуазии, удалось добиться конституции, ограничивавшей королевскую власть. Генеральные Штаты получили право определять политику по управлению колониями. В 1854 г. было принято положение, предоставлявшее парламенту право контроля над деятельностью колониальных властей, а позже он получил право утверждать бюджет колоний. Сфера действия «системы принудительных культур» несколько ограничивалась, сокращались площади под второстепенными и трудоемкими культурами. Либералы были заинтересованы в развитии частного предпринимательства в колониях. Они требовали отменитъ запрещение частным лицам создавать плантации и предприятия по переработке сырья, изменить таможенные тарифы.

Только в 60-х гг. XIX в., когда появилось демократическое движение в Голландии, его представители поставили вопрос об отмене «принудительных культур». Большую роль сыграл роман Эдварда Дауэса Деккера «Макс Хавелар, или кофейные аукционы Нидерландского торгового общества», под псевдонимом Мультатули Многострадальный. Опираясь на собственный опыт (Дауэс служил в колониальной администрации и был уволен за попытку помочь крестьянам, ограничить произвол чиновников), автор нарисовал ужасающие картины бедствий и страданий крестьян, вынужденных выращивать «культуры» и бездушие и бесчинства колониальных чиновников и их помощников.

Роман всколыхнул общественное мнение, и под его давлением правительство вынуждено было ликвидировать многие культуры (табак, индигоносные, корица, чай), кроме сахара и кофе, приносивших большие прибыли. Были несколько смягчены правила, ограничивавшие передвижение населения, сокращено количество дней на выполнение трудовых повинностей, запрещены телесные наказания. Был принят ряд так называемых «сахарных законов», разрешавших аренду земли для выращивания сахарного тростника и его переработку, это стимулировало развитие частного предпринимательства. К 80-м гг. XIX в. сахарная промышленность принадлежала частному капиталу, главным образом, банкам, владельцами которых были европейцы и китайцы. Большую часть финансовых потоков продолжало контролировать Нидерландское торговое общество, окончательно ставшее частным. Ему принадлежало большинство банков и сахарных заводов. За колониальными властями осталось производство кофе, выращивание хинного дерева и перца в Бенкулене.

В 1865 г. голландское правительство снизило таможенные тарифы в Индонезии, что привело к значительному увеличению объемов международной торговли, прежде всего английской. Так, если в 1870 г. в Батавию прибывало 44 английских торговых судов, то в 1879 – 111. Изменения в колониальной политике стимулировали появление новых средств связи и транспорта. В 1856 г. была построена первая телеграфная линия, связывавшая Батавию и Бюйтезорг (Богор), затем – с Сингапуром, Суматрой. В 1866 г. была основана почтовая служба и начато строительство первой железной дороги: Батавия-Богор. Принятие серии «аграрных законов» в 1870 г. фактически устранило систему «принудительных культур». Переход к новым методам эксплуатации колоний способствовал росту доходов метрополии. Если в 1851 г. они составляли 15 млн гульденов, в 1860 г. – 25,4 млн, в 1861–1866 гг. – 32,5 млн.

Среди населения Нидерландской Индии усилился процесс дифференциации. К предпринимательской деятельности обратились не только европейцы и китайцы, но местные торговцы, чиновники, представители сельской верхушки. Особую активность стили проявлять индо и прияйи. Аграрные законы стимулировали появление нового социального слоя – помещиков. Большая часть населения, особенно крестьянство, оказалось в еще более тяжелом положении. Многие потеряли свое наследственное право на земельный участок и превратились либо в арендаторов, либо в батраков, незащищенных никакими законами, это отразилось и на характере движении протеста. Если в первые десятилетия они проходили под знаменем возрождения кратона и традиционных порядков, то в последней трети XIX в. лидерство переходит к мусульманскому духовенству.

Отмена системы «принудительных культур» и последовавшие за ней реформы, привели к появлению новых экономических, социальных, культурных условий, формированию новых социальных сил, по-новому осознававших проблемы и искавших пути их решения.