Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УП-Решетникова.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
4.37 Mб
Скачать

Второй танзимат (1850–1860-е гг.). «Новые османы» и движение за конституцию

Участие в Крымской войне нанесло основательный урон Османской империи, она истощила ее военные, материальные и моральные ресурсы.

Англия и Франция (особую роль играл английский посланник лорд Стрэффорд) заставили султана Абдул Меджида вернуть в правительство Али-пашу и Фуад-пашу – учеников и сподвижников Решид-паши. В феврале1856 г. был опубликован хатт-и-хумаюн (высочайший указ), подтверждавший положения Гюльханейского хатт-и-шерифа 1839 г. и расширявший сферу действий танзимата. В нем декларировалось сохранение всех льгот и привилегий немусульманских общин, допуск всех подданных империи к государственной службе, право поступления в гражданские и военные школы. Более четко и конкретно определялся статус всех подданных по отношению к налогообложению, правосудию, к правам собственности, выборности местной администрации; устанавливалось право немусульман на военную службу. В указе подтверждалась необходимость преобразований в финансовой и денежной системе, в промышленности и сельском хозяйстве, торговле. Предполагалось строительство дорог, каналов, современных средств связи.

Главной целью реформаторов было укрепление Османской империи и господствующего положения турок, ослабление национальных движений и ликвидация иностранного вмешательства во внутренние дела страны. Великий везир Фуад-паша неоднократно заявлял о том, что Османская империя должна стать «столь же богатой, как Англия, и столь же просвещенной, как Франция».

Что было сделано? В 1858 г. был принят «закон о земле». Ряд его положений четко определял статус государственных земель. Тем самым была упразднена окончательно тимарная система. Государство стимулировало образование чифтликов – хозяйств помещичье-капиталистического типа. С помощью законов о наследовании были ограничены вакфные землевладения. В 1867 г. был принят закон, предоставлявший иностранцам права на владение недвижимостью и землей в пределах Османской империи. Государство инициировало разведение хлопка и создание хлопкообрабатывающей промышленности.

Была предпринята попытка ввести государственную систему сбора налогов с помощью государственных сборщиков. В 1858 г. был принят новый уголовный кодекс, в который вошли положения французского и мусульманского права. Он создавал наиболее благоприятные условия для безопасности личности, имущества подданных империи, создавал лучшие условия для развития экономики и культуры страны. В 1861 г. был принят коммерческий кодекс, составленный также на основе французского законодательства. В Стамбуле и ряде других городов были открыты коммерческие суды. Судебных функций были лишены торгово-ремесленные цехи. Был издан гражданский кодекс. Судебная власть была отделена от административной. По «закону о вилайетах» (1864) определялся ряд мер, направленных на укрепление центральной власти. Вновь было объявлено о создании совещательных комитетов в провинциях, в состав которых входили не только официальные лица, но и выборные представители от религиозных общин. Специальным указом султана были определены статусы греко-православной, армяно-грегорианской, еврейско-эспаньольской общин.

Для укрепления позиций центра в 1868 г. был создан Государственный совет, в компетенцию которого входила подготовка законопроектов и важнейших постановлений, а также наблюдение за исполнением законов, но без вмешательства в действия исполнительных властей. В совет были включены и представители немусульманских конфессий. Были реорганизованы министерства и созданы новые – юстиции, просвещения, общественных работ, по делам вакфов. Законом 1869 г. окончательно реформировалась армия по европейскому образцу.

Порта предприняла ряд мер по развитию промышленности. В 1864 г. была создана Комиссия содействия промышленной реформе. По ее инициативе открывались промышленные школы, где учили механике, промышленным технологиям, архитектуре и строительству. В 1865 г. была открыта в Рущуке первая школа для девочек, в которой учили швейному делу. Комиссия помогала в создании промышленных объединений-товариществ. Были созданы организации литейщиков, ткачей, шорников, кожевников. Товарищества получали льготы: освобождение от налогов, таможенных пошлин при ввозе инструментов и материалов. Создавались государственные предприятия, предполагалось, что они должны были стать образцовыми. Правительство было инициатором проведения выставок промышленных и сельскохозяйственных товаров. Первая выставка открылась в Стамбуле в 1863 г. Османская империя принимала участие в международных выставках. Однако качество товаров было невысоким. Правительство стремилось решить и проблему транспорта. Поскольку в стране не было сил, организаций для строительства современных коммуникаций, реформаторы предоставляли концессии на их строительство иностранным компаниям. Первая железнодорожная концессия была предоставлена английской компании «Тревора Берклей» на строительство железной дороги протяженностью в 60 км от дунайского города Черновода до черноморского порта Констанца. В 1878 г. по Берлинскому договору она была передана Румынии. Иностранные компании строили дороги (железные и шоссейные), ориентированные на вывоз товаров и стратегически выгодные для Европы. Их представители, опираясь на поддержку дипломатов, блокировали турецкие проекты дорог, направленные на развитие экономики страны. К 1886 г. было построено 598 км железных дорог, главным образом по побережью, внутренние районы остались без дорог.

Большое внимание уделяли реформаторы просвещению и культуре. С большим трудом им удалось преодолеть сопротивление духовенства и принять в 1869 г. «Органический закон о всеобщем образовании», согласно которому начальное образование светского характера должны были получать все мальчики, достигшие 7 лет. В 1871 г. был открыт первый университет, однако вскоре он был закрыт, и возобновил свою работу только в 1874 г. Такая же участь постигла и первую турецкую академию «Энджюмен-и-даныш», открытую в 1861 г. Более успешной оказалась деятельность Османского научного общества, созданного крупным турецким просветителем Мюниф-эфенди. Возникли и другие культурно-просветительские организации; литературные и медицинские. Общества издавали свои журналы, резко возросло издание книг. Появились первые газеты: «Толкователь событий», «Изображение идей». Материалы этих газет были просветительского характера, они выступали за прогрессивное развитие экономики, политики и культуры страны с опорой на западноевропейский опыт. Активное участие в издании газет принимали известные литераторы и просветители Ибрагим Шинаси и Намык Кемаль. В 1867 г. началось издание газеты «Мухбир» (Корреспондент) Она отличалась резкой критикой правительства, что было новым явлением в общественно-политической жизни империи.

В эти годы оживилась литературная жизнь, появились новые жанры: романы, драмы, новеллы. Акопом Вартовьяном был создан первый турецкий театр.

Итак, реформаторы стремились преобразовать все важнейшие сферы жизни общества, чтобы сделать Османскую империю сильным и процветающим государством. Почему же результаты были более чем скромными?

Советские исследователи М. С. Мейер, М. А. Гасратян, С. Ф. Орешкова, Ю. А. Петросян считают, что главными факторами были феодально-бюрократический строй, позволявший реакции успешно противодействовать реформаторам, давление европейских держав, непоследовательность и недостаточная радикальность самих реформаторов, выразившаяся в том, что их реформами смогла воспользоваться иннациольная буржуазия. В. И. Павлов, рассматривая проблему развития капитализма в странах Азии, утверждал, это азиатские общества (в том числе и османское) были неподготовленными «к капиталистической трансформации в самом широком историческом смысле: в социально-классовых, правовых, институциональных, мировоззренческих, научных, трудовых аспектах».

Турецкая исследовательница О. Коймен, разделяя точку зрения о неподготовленности османского общества к капитализму, считает, что действия сторонников танзимата, султанского правительства, понимавших необходимость преобразований, были недостаточно настойчивыми. Английский историк и публицист Л. Кинросс высказывает мнение, что нежелание султанов, в частности, Абдула Азиза (1861–1876), бывшего противником реформ, реформировать страну, коррупция и прирожденная лень турков не позволили им развить ресурсы страны. Проблема внешнего долга, вышедшая на первое место в 60-х гг. XIX в., по мнению Кинросса, тоже не способствовала успеху реформ, они затухли со смертью последнего реформатора Али-паши в 1871 г.

Американский историк Л. Х. Дженкс одну из главных причин видит в нежелании реформаторов привлекать европейцев в страну, во всевозможных ограничениях их деятельности.

На какие же факты опираются исследователи? Реформирование системы управления при отсутствии контроля либо со стороны верховной власти, либо общественности, было более номинальным. Возможности реформаторов были ограничены. Али-паша и Фуад-паша неоднократно уходили в отставку. В Османской империи за 52 года, с 1826 по 1878 гг. сменилось 21 великий везир и 20 министров иностранных дел (в Англии за это же время – 13 премьер-министров и 11 министров иностранных дел). Сделать какую-либо планомерную работу в этих условиях практически невозможно. Расходы по содержанию суланского двора были огромны. Сумма цивильного листа, определенного Махмудом II в 27 млн фр., была превышена. Ежегодное содержание правительства составляло 190 тыс. ф. ст. при доходах в 10 млн ф. ст. В то время как в самой богатой стране – Англии доход составлял 70 млн ф. с., содержание кабинета министров обходилось в 75 тыс. ф. ст.

Процветали коррупция и вымогательство. Так министр общественных работ Дауд-паша за три года скопил состояние в 0,5 млн ф. ст. Министр морского флота Риза-паша, начавший свою карьеру в бакалейной лавке, закончил ее с 3 млн ф. ст. Непроизводительные расходы были колоссальны. Так, одному из принцев в подарок был преподнесен золотой стол, украшенный бриллиантами. Господствующий класс проживал огромные средства. Реформаторам не удалось освободиться от кабальных договоров. Более того, нужды Крымской войны заставили правительство прибегнуть к внешним займам. К 1863 г. долг Османской империи составлял астрономическую по тем временам сумму 1 млрд 545 фр. Условия займов были тяжелыми. Передавалась только половина суммы кредита, проценты же начислялись со всей суммы. Этим широко пользовались европейские государства для давления на империю в своих интересах. Султанским правительствам не удалось реформировать ни налоговую систему, ни финансовую, в результате к началу 80-хгг. империя была объявлена банкротом, и ее налоги и финансы оказались под контролем Англии и Франции.

Европейские предприниматели вывозили капиталы из страны, широко используя практику подставных лип, особенно нетурецкой национальности. Существующая податная система обеспечивала потребности господствующего класса. Он не был заинтересован в развитии предпринимательства. Турки предпочитали государственную службу, греки, армяне, евреи искали покровительства европейцев. Внутренний рынок был чрезвычайно узким из-за бедности большинства населения. Поэтому и оставались большие земельные пространства невозделанными, а ресурсы неразработанными. Механическое перенесение политических и экономических институтов Европы на почву Османской империи было малоэффективным.

Вместе с тем, в освоенных регионах, городах начался процесс образования новых экономических и культурных условий. Важнейшим следствием реформ, не предусмотренным их творцами, было появление турецкой интеллигенции, а вместе с ней и движения за конституцию. В 1865 г. в Стамбуле была создана тайная организация «Общество новых османов». Ее создателями стали известные литераторов и публицисты: Намык Кемаль, Шинаси-бей, Али Суави, Зия-бей. В общество входило 250 человек, в основном из богатых семей феодальной бюрократии, получивших светское, а многие и европейское образование, крупные гражданские и военные чиновники. Их тайно поддерживал активный деятель первого и второго танзимата, один из наиболее крупных сановников Ахмед Мидхат-паша. В названии своего общества они заявили о себе как о наследниках Османа – основателя империи.

Первоначально они выражали недовольство политикой Порты, руководимой великим везиром Али-пашой, предприняли даже попытку заговора против него. Неудача, репрессии властей вынудили их бежать за границу. Али Суави в Лондоне основал газету «Мухбир», а Зия-бей в Женеве газету «Хюрриет» (Свобода). Это была первая свободная турецкая пресса. На их страницах зазвучали идеи о необходимости принятия конституции и созыва парламента как важнейших условий возрождения империи и ее модернизации. Они считали, что ограничение власти султана, ответственность правительства перед законом, представительство разных социально-политических сил и конфессий в парламенте сделают реформы эффективными. Конституцию они обосновывали нормами Корана и шариата. В начале 70-х гг. им было разрешено вернуться в страну. В Стамбуле Намык Кемаль стал издавать газету «Ибрет» (Наставление), в которой пропагандировались идеи конституции. Эти идеи получили широкое признание среди молодой турецкой интеллигенции – офицеров, учителей, врачей, чиновников, литераторов и художников. Кемаль был сторонником идеи о суверенитете народа, от том, что властные полномочия правительства должны быть получены от народа, а законодательная власть должна быть у органа народного представительства – парламента.

Движение «новых османов» было не только инспирировано воздействием Запада, как считают некоторые исследователи (например, Л. Кинросс), оно было закономерным результатом преобразований и изменений, которые произошли в стране в первой половине XIX в. Не только появились лидеры, выдвинувшие идею конституции, но появилась и среда, способная ее воспринять. Эти люди открыли новую страну в истории Османской империи.