Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УП-Решетникова.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
4.37 Mб
Скачать

Лекция III. Формирование британской колониальной системы. Ее место и роль в истории Индии. Народное восстание 1857–1859 гг.

Формирование колониальной системы определялось рядом существенных факторов: экономическими и политическими интересами АОИК, степенью сопротивления населения, обстоятельствами международной жизни, влиянием общественно-политической жизни Англии, культурными факторами. Начнем с последних. На завоеванных и покоренных территориях англичане не разрушали храмы, не устанавливали налог на веру, не запрещали религиозных праздников, не отменяли традиционных правил общественной жизни. Более того, индусским раджам, мусульманским военачальникам и чиновникам, заминдарам, перешедшим на службу к АОИК, англичане возвращали не только прежние регалии, но и владения и все, связанные с их положением традиционные привилегии. Зачастую английский резидент замещал падишаха на дурбарах (съезды знати, связанные с религиозными праздниками, торжествами), где объявлял решения колониальных властей, награждал и порицал «подданных».

В соперничестве с французами англичане стали использовать их опыт: привлечение местного населения для службы в войсках – сипайские формирования, субсидиарные договоры. Сипайские отряды составили основной костяк трех армий, созданных АОИК в Индии: Бенгальской (она была самой многочисленной и лучше других отмобилизованной, там служили выходцы из средних землевладельческих каст), Бомбейской и Мадрасской. С их помощью англичане завоевали страну и держали ее под своим контролем. Английские правительства оказывали существенную поддержку АОИК в борьбе за господство в Индии на международной арене.

С конца XVIII в. индийский фактор стал существенным во внутренней и внешней политике Англии. Толчком к этому послужили события в Бенгалии. В 1770 г. в Бенгалии разразился голод, как следствие ограбление населения. Он унес треть населения страны, около 7 млн.

Ограбление этой богатейшей провинции империи Моголов англичанами (служащими и пайщиками АОИК) оказало негативное влияние на политическую жизнь в Англии. «Набобы» (так называли разбогатевших в Индии англичан, вернувшихся на родину и скупавших «гнилые местечки», чтобы пройти в парламент) стимулировали коррупцию в правящих кругах, сам король не брезгал взятками и добивался назначения своих людей на важные государственные посты. Их деятельность угрожала основам английской политической системы. Граф Чатам, выступая в палате лордов, говорил: «Богатства Азии обрушились на нас широким потоком. Боюсь, что они принесли с собой не только азиатскую роскошь, но и азиатские принципы управления. Без связей, без естественной заинтересованности в английской земле ряд лиц с помощью индийского золота проложил себе путь в парламент…». Складывался олигархический союз между сторонниками усиления королевской власти и «набобами». Против выступили виги, которых поддерживали купцы, не связанные с АОИК, (т. е. не имевшие права торговать с Индией, а их было большинство), предпринимательские круги и прогрессивная часть английской общественности. Результатом было вмешательство парламента в дела Компании.

В 1773 г. был принят акт об управлении Индией, по которому корона назначала генерал-губернатора, членов Бенгальского Совета и Верховного Суда в Калькутте, а также решение о том, что право (хартия) АОИК на управление Индией будет пересматриваться каждые 10 лет. В 1784 г. по акту премьер-министра Питта был создан новый орган Контрольный Совет, назначаемый кабинетом министров, который постепенно превратился в ведомство по делам Индии. Р. Клайв и У. Гастингс, первые два губернатора Бенгалии, ограбившие и разорившие страну, прямые и косвенные виновники гибели миллионов бенгальцев были привлечены к суду, однако оба они были оправданы «за великие и достойные услуги Англии».

В 1786 г. английское правительство, а не совет директоров Компании, назначило генерал-губернатора в Бенгалию. Им стал лорд Корнаваллис, его главной задачей было привести колониальное управление в соответствие с актом 1784 г. Он запретил частную торговлю и вымогательства служащих Компании подарков у князей, повысил им оклады. Младший служащий Компании получал не менее 500 ф. ст. в год, служащие с 9-летним стажем 3–4 тыс. ф. ст. в год, жалование генерал-губернатора составляло 25 тыс. По тем временам это были очень большие деньги. Для многих младших отпрысков английской аристократии служба в Компании стала желанной целью, тем более, что особо обременительной она не была, за исключением климата. Сам Корнаваллис говорил по этому поводу: «Двор, благородные лорды, епископы, лидеры политических партии, директоры рассматривают Индию, как рай для родственников и друзей, зависящих от их патронажа. Я должен обеспечить всем им доходные места». Возможно, эти действия Корнаваллиса сыграли определенную роль в заинтересованности английской аристократии в создании империи. Не случайно в начале ХХ в. русский историк А. П. Милюков отметил, что Британская империя создана усилиями вторых и третьих сыновей английских лордов. Таковы были последствия права майората, принятого в Англии еще в средние века. Корнаваллис заложил основы колониального управления Индией. Налоговое дело, полиция и суд были переданы в непосредственное распоряжение чиновников-англичан. В соответствие с этим была проведена административная реформа: вся подвластная Компании территория была поделена на округа (дистрикты), во главе которых были поставлены английские чиновники – «коллекторы» – сборщики налогов. В его распоряжении была сосредоточена административная, налоговая, полицейская и судебная власть по налоговым делам.

Были создана судебная система, по которой были разделены уголовные и гражданские суды во главе с Верховным Судом с правом апелляции. Судебные разбирательства шли на английском языке, судьи в зависимости от обстоятельств, применяли нормы либо мусульманского, либо индусского, либо английского права, как правило, в пользу Компании. Англичан судили отдельные суды, и наказания были менее строгими, ограничиваясь зачастую штрафами, в то время как представители местного населения за те же проступки и преступления подвергались более жестоким наказаниям. Характерными чертами колониального судопроизводства были формализм, волокита и взяточничество. Так в Бенгалии в 1802 г. числилось не разобранными 162 тыс. дел. Местное население боялось суда. Даже появилась поговорка: «Не так страшно нападение бандитов, как судебное следствие».

На местах, в глубинке англичане сохранили судебные права заминдаров и панчаятов, касающиеся незначительных, местных проблем. На низовые должности в систему управления назначались индийцы с незначительным жалованием. Но для многих, в условиях колониального ограбления страны, это было единственным источником существования.