Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Общая георморфология_Рычагов_2006.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
06.12.2019
Размер:
7.85 Mб
Скачать

1 Глинт — протяженный крутой обрыв структурного плато, возникший в ре­зультате денудации (например, Балтийско-Ладожский известняковый глинт, про­тягивающийся от побережья Балтийского моря до южного берега Ладожского озера).

2 Гляциодислокации — нарушение залегания горных пород под давлением ледника (складки, небольшие надвиги и др.).

3 Отторженец — глыба горных пород размером от нескольких метров до со­тен метров, перенесенная ледником на десятки и сотни километров от места коренного залегания горной породы.

Днепровская ледниковая эпоха была эпохой максимального оле­денения. Край ледника спускался далеко на юг по долинам Днеп­ра и (возможно) Дона. Аккумулятивный рельеф днепровского оледенения в современном рельефе выражен слабо. Это связано с тем, что зона наиболее интенсивного аккумулятивного рельефо­образования днепровского ледникового покрова совпадала с пе­риферией московского и валдайского оледенений, отложения ко­торых маскируют аккумулятивный рельеф днепровского возраста, в том числе многочисленные гляциодислокации и отторженцы, созданные в днепровское время. Южнее, в периферической части днепровского оледенения, аккумулятивные формы редки. В каче­стве следов его существования здесь сохранились валунные суг­линки основной морены. Только на склонах благоприятно ори­ентированных или сужающихся к югу долин возникали крупные гляциодислокации и морены напора (Каневские, Сещинские дислокации и др.). При таянии ледника первоначально обнажа­лись возвышенности, на поверхности которых возникали сезон­ные разливы вод или озера. В них отлагался тонкий материал, давший начало так называемым покровным лёссовидным суглин­кам, кроющим днепровскую морену. В дальнейшем мертвый лед распадался на отдельные глыбы, талые воды собирались в прота­явшие древние долины — формировались долинные зандры. На обширных плоских низменностях формировались флювиогляци-альные зандровые равнины (от исл. sand — песок).

Значительно лучше сохранились следы предпоследнего — мос­ковского оледенения, южная граница которого проходила в окрест­ностях Москвы. Здесь наблюдается холмисто-западинный рельеф основной морены, почти сплошной покров ледниковых отложе­ний, ряд конечно-моренных образований, основной пояс кото­рых охватывает широкую полосу от Белорусской возвышенности на западе до возвышенностей в верховьях Вычегды на северо-вос­токе. В центре эта зона соответствует Смоленско-Московской возвышенности. Краевые образования морфологически и генети­чески очень разнородны, что свидетельствует о смене гляциоди-намических условий во времени, связанных с рельефом коренного ложа. Цепи холмов и гряд то дугообразно выгибаются по приле­гающим понижениям, то расходятся, то сливаются вновь. В их формировании принимали участие и активный, и "мертвый" лед, о чем свидетельствуют напорные и аккумулятивные конечные морены, озы и камы. Камами называют холмы высотой от 2—5 до 30 м и более, сложенные слоистыми флювиогляциальными или лимногляциальными отложениями. Холмы имеют вид округлых конусовидных куполов, часто с плоскими вершинами. Склоны холмов обычно крутые — до 15° и более. Считают, что камы по генезису близки к озам, но образовались в расширениях внутри-ледниковых и подледниковых потоков. Согласно другой точке зрения, камы сформировались на месте бывших надледниковых или подледниковых озер (лимнокамы — от грен, limne — озеро). В обоих случаях, как полагают многие исследователи, формиро­вание камов происходило в условиях дегляциации, т.е. распада и таяния ледников, когда образовывались обширные участки "мерт­вого" (потерявшего способность к движению) льда (рис. 125).

Рис. 125. Камы Северной Карелии (Фото Г.С. Виске)

Там, где ледник достигал обширных плоских понижений со сво­бодным стоком в дистальном направлении, у его края формирова­лись зандровые равнины (Припятское полесье, Средневолжская низменность). Там, где сток был затруднен, возникали приледни-ковые озера (бассейн Северной Двины, Печоры) или же обходные ложбины стока талых вод (на северных склонах Средне-Русской возвышенности, Северных Увалов).

Отступание ледника сопровождалось омертвением его перифе­рии и формированием напорных и насыпных конечно-моренных гряд на контакте активного и мертвого льда (рис. 126, приложе­ние 21).

Очень хорошо сохранились аккумулятивные формы последне­го — валдайского оледенения. Главные черты рельефа в пределах полосы аккумуляции валдайского ледникового покрова обуслов­лены основной мореной, представляющей сочетание многочис­ленных холмов неправильных очертаний и разделяющих их запа­дин. Подобный рельеф называется холмисто-западинный моренный (приложение 20). Довольно многочисленны озера, приуроченные к западинам. Много конечно-моренных образований, фиксирую­ щих стадии отступания ледника. В северной части описываемой области (в окрестностях Санкт-Петербурга и в Эстонии) сохра­нился своеобразный друмлинный ландшафт (приложение 19). Друмлынамы называют вытянутые длиной от нескольких сотен метров до 2—3 км асимметричные продолговатые холмы, ширина которых колеблется от 100—150 до 400 м, а высота — от 5 до 45 м. Длинные оси друмлинов расположены в направлении движения льда; крутыми у друмлинов могут быть как склоны, обращенные в сторону движения ледника (чаще), так и противоположные (ди-стальные). Друмлины сложены моренным материалом. Предпола­гают, что их образование связано с заполнением обломками тре­щин в краевой части ледника и последующим проецированием этих скоплений на поверхность основной морены. В некоторых случаях в друмлинах вскрывается ядро из коренных пород, поэто­му возможно, что механизм их образования подобен формиро­ванию напорных морен: ледник останавливался перед выступом коренных пород или древних ледниковых отложений и сгружал моренный материал перед препятствием и за ним.

Петрографический состав аккумулятивных форм валдайского оледенения в пределах Восточно-Европейской равнины позволяет сделать вывод, что слагающий их материал был принесен из двух областей питания: Шведско-Финско-Карельской и Баренцево-морской. Морфологически единый ледниковый покров из-за неровности подледного рельефа делился на потоки и лопасти, обычно приуроченные к понижениям предвалдайского рельефа. Ледниковые потоки и лопасти очерчены краевыми образованиями, фиксирующими этапы их дегляциации. Повсеместно наблюдается сочетание краевых форм активного и мертвого льда. Первые пред­ставлены дугами напорных и насыпных конечно-моренных гряд, котловинами ледникового выпахивания, гляциодислокациями и отторженцами. Среди вторых преобладают озы, камы, в том числе лимногляциаяьные (холмы и массивы с плоской вершиной, сложен­ные мелко- и тонкозернистыми озерно-ледниковыми отложениями; их формирование происходило в проталинах, окруженных полями мертвого льда).

В связи с преобладающим уклоном предледниковой поверх­ности на север и северо-запад у края валдайского ледника в ряде мест возникали приледниковые озера (в Прибалтике, в бассейнах Северной Двины и Печоры).

После исчезновения ледниковых покровов ледниковый рельеф подвергся и продолжает подвергаться переработке главным обра­зом склоновыми и флювиальными процессами. Происходит сгла­живание первичноледникового рельефа: выполаживание склонов моренных холмов, заполнение моренных западин, зарастание озер и превращение их в болота, расчленение моренной равнины эрозионной сетью. На месте первичноледникового рельефа возникают вторичные моренные и моренно-эрозионные равнины.

Глубина переработки моренного рельефа проявляется не толь­ко в изменении ледниковых форм, но и в морфологии речных долин. Так, в пределах Финляндии, территория которой освобо­дилась из-под ледника примерно 10 тыс. лет тому назад, реки, как было сказано выше, слабо врезаны, продольный профиль их изобилует неровностями разного масштаба. В области аккумуля­ции последнего (валдайского) оледенения хорошо видно приспо­собление речных систем к холмисто-западинному ландшафту. В целом же здесь речная сеть более зрелая, в речных долинах от­мечаются одна-две террасы. В зонах аккумуляции более древнего московского оледенения для речной сети характерны зрелые до­лины со значительным числом террас, ледниковый рельеф во многих местах сильно переработан последующими процессами. В области распространения еще более древнего днепровского оле­денения ледниковый рельеф переработан полностью, здесь сфор­мировалась эрозионно-денудационная равнина.