Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
0820573_4DD71_garmaev_yu_p_teoreticheskie_osnov...doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
2.92 Mб
Скачать

Глава 1 Общие предпосылки и основные гипотезы

одного обстоятельства (дела) в себе не содержал". В тех же инст­рукциях Тайной канцелярии часто употребляется слово "выкрут­ки". При ближайшем рассмотрении оно оказалось тактическим приемом "уточнение показаний за счет детализации".

Протоколистам рекомендовалось писать вопросы с правой стороны листа, а ответы с левой, как бы длинны они не были. Ре­комендовалось не задавать таких вопросов, по которым могла бы усилиться защита. Генерал П.С. Потемкин по делу Е. Пугачева сам составлял инструкцию по допросу, которая состояла только из семи пунктов.

"Порядочно допрашивать" и "увещевать" — довольно ти­пичные рекомендации. "Ставить с очей на очи" — составная часть роспроса. Перед очной ставкой, все привлеченные к ней клялись на кресте и Евангелии говорить только правду.

М.И. Семенский упоминает в своей книге, что "роспросы велись по "печатной форме" (бланк допроса, по-современному), которая содержала и анкетные данные и предмет допроса. Первая страница уголовного дела — это и был формуляр "роспроса". Ре­комендации относительно изветчика (заявителя) была однознач­ной: "относиться внимательно, но без особого доверия" .

Петр 1 давал "официальный комментарий" к "методическо­му" применению отдельных статей об измене и взяточничеству. Во всех его указах прослеживалась мысль о том, что чиновник-преступник наносит государству ущерб несравнимо больший, чем воин, изменивший государю на поле боя: "Сие преступление вяще измены ибо, о измене изведав, остерегутца, а от сей не вся­кий остережется, но может зело, под кровлею долго течение свое иметь и зло конец получить"17.

Как известно, составной частью Артикула воинского (1715 г.) являлось "Краткое изображение процессов или судеб­ных тяжб". Этот военно-судебный закон действовал почти 150

16 См.: Семенский М.И. Исторические портреты. — М., 1996. — С. 21.

17 Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра I. — М.-Л., 1945. — С. 132.

19

теоретические ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

лет. Он содержал рекомендации следователям по отношению к показаниям "изветчика" (заявителя). Они сводятся к следующему — не верь, если: 1) заявитель проходит по другому делу; 2) про­пущен срок доноса; 3) не называет свидетелей и не показывает документов; 4) свидетели не подтверждают донос; 5) меняет свои показания по ходу распроса или же показывает "прибавочные слова", "примешивает к тому от себя"; 6) раньше был бит кнутом или отлучен от церкви.

По вполне понятным причинам, при Екатерине II возроди­лась Тайная канцелярия. Ее возглавил Степан Иванович Шешковский, который начинал свою деятельность протоколистом, ар­хивариусом, секретарем. Будучи замеченным графом Шувало­вым, как человек, который "писать способен и не пьянствует и при делах быть годен", он проявил себя опытным методистом. Кроме того, он был мастером вести "допрос по свежим следам". Екатерина II в письме к П.С. Потемкину сообщала, что отправила допрашивать Емельяна Пугачева именно Шешковского, "кото­рый особливый дар имеет с простыми людьми разговаривать и всегда весьма удачно разбирал и до точности доводил трудней­шие разбирательства". Его считали самым крупным специали­стом по выуживанию сведений у "трудных" арестантов. По тер­минологии тех времен — он умел "увещевать" их18.

Выемки и обыски, допросы и очные ставки, пытки и перлю­страция корреспонденции — все было достаточно логично и обосновано. Упор делался на детализацию при допросах. Одно­временно предъявлялись записки, пометки, письма. Нельзя было обойти толкование каждой пометы19. Поголовный опрос жителей округи был направлен не только на поиск свидетелей, но и на

18 Веретенников В.И. Из истории Тайной канцелярии. 1731-1762 гг. Очерки. — Харь­ков, 1915.—С. 131.

19 Историк, повествуя об этом, сетует о "жестоком политическом сыске", а между тем рассказывает о городском повесе Г.С. Винском, который взял деньги под залог в банке, рас­тратил их, гуляя по кабакам. См.: Анисимов Е.В. Дыба и кнут. Политический сыск и русское общество в XVIII веке. — М., 2002. — С. 147.

20