Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечест...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
4.63 Mб
Скачать

24* Васо de augm. Scient. I, 3 26.

182

шествляется не в отдельные мгновения,  а в течение целых периодов времени   и  нередко  открывается,   становится   явным   благодаря  незначительным обстоятельствам  и  с  запозданием   Наконец:   климат  не  принуждает, а склоняет, — во всех нравах, во всем образе жизни укоренившихся в своей почве народов можно заметить трудно уловимую предрасположенность к  определенному климату;   заметить  эту  предрасположенность  можно, но наглядно представить ее как таковую весьма трудно. Быть может, найдется когда-нибудь такой человек,  чуждый преувеличений и предубеждений, который отправится  в  путь только  затем,  чтобы  исследовать дух климата. А наше   дело, скорее, видеть   те   живые   силы, ради   которых   создан климат и которые уже самим своим существованием многообразно изменяют его.

IV. Генетическая сила породила все органические об разования на Земле, а климат лишь содействует или противодействует этой силе

Кто в первый раз увидит чудо творения — возникновение живого существа, — как будет он поражен!25* Из мельчайших шариков, обтекаемых соками, складывается живая точка, и из этой точки вырастает живое творение. Вот уже видно сердце, и оно, пока слабое и не совсем еще сложившееся, начинает биться; кровь, которая появилась еще раньше сердца, начинает окрашиваться в красный цвет; вот появляется голова, вот появляются глаза, рот, уши, все члены тела. Еще нет грудной клетки, а уже скрываемые ею части тела живут своей жизнью; еще нет желудка и кишок, а уже открывается клюв. Маленький мозг еще не заперт в черепную коробку, сердце — в грудную клетку; ребра, кости — словно паутина; вскоре показываются крылья, ноги, пальцы, бедра, а живое все еще растет. Обнаженное прикрывается — мозг, грудь; еще висят желудок, внутренности. Но они складываются в целое, чем больше материи идет на их строение, кожные покровы срастаются, брюшная полость закрывается — животное созрело для жизни. Теперь оно уже не плавает, а лежит — спит или бодрствует, оно зовет, ищет выхода и выходит на свет, и все части его тела полностью сложились и развились. Как назвал бы все это человек, Впервые увидевший это творение живого? Тут действует, сказал бы он, живая органическая сила, — не знаю, откуда взялась она, не знаю, что такое она в существе своем, но что она есть, что она жива, что она собирает вокруг себя органические части, изымая их из хаоса однородной материи, — это, как вижу я, невозможно отрицать.

Если бы он наблюдал с еще большим вниманием, если бы он увидел, что всякая органическая часть строится, слагается как бы в присущем ей действии, actu: сердце возникает   не   как-то иначе,   а   именно так, что

25* Гарвей. De generatione animalium; ср. Вольф. Theoria generationis27.

183

стекаются   воедино   протоки,   которые   были   уже  и   прежде;   когда   можно разглядеть  желудок,  то  материя  пищеварения,  оказывается,  уже  заключена внутри его... Таковы все вены, все сосуды: то, что содержится в них, появилось прежде того, что заключает в себе содержание;  жидкое появилось прежде твердого, дух прежде тела, которым он просто облекается... Если бы наш человек заметил все это26*, что сказал бы он? Только одно: незримая  сила  творит  не  по  случайности  и  произволу,  но  она,   скорее, лишь открывает себя в своем внутреннем существе. Она становится зримой в присущей ей массе вещества и, — какой бы она ни была, откуда бы ни взялась, — должна заключать в себе самый тип своего явления. Новое живое существо — не  что  иное, как  осуществившаяся  в  реальности идея творящей природы, — природы, которая мыслит в действии.

Если бы наш наблюдатель продолжал и заметил: материнское или солнечное тепло способствует развитию живого существа, но для того, чтобы начал расти живой плод, недостаточно наличной материи и тепла, нужно, чтобы в него влил жизнь отец, — что предположил бы он?  Только одно: начало тепла, по всей видимости, родственно началу жизни, которому оно благоприятствует,   но,   по   сути говоря, причина, которая приводит в действие органическую силу, заключается в соединении двух живых существ, только тогда органическая сила начинает придавать живую форму мертвому хаосу материи. Так построены все мы — так построены все живые существа, каждый согласно определенному виду органического строения, но все согласно одному-единственному неоспоримому закону аналогии, господствующему во всем живом, что только есть на нашей Земле.

Наконец, если бы наш наблюдатель узнал, что живая сила не оставляет и живое творение, сложившееся уже во всех своих частях, но продолжает деятельно открываться в нем, уже не творя, потому что существо сотворено,   но  поддерживая   в  нем   жизнь,   питая,   одухотворяя   его.   Как только живое существо оказывается на свете, оно делает все то, для чего было сложено оно, то есть отчасти и то, что уже делало оно, когда складывалось и  создавалось, — оно открывает  рот,  а открываться  было ведь первым движением рта, оно заглатывает воздух своими легкими, оно издает звуки, оно переваривает пищу желудком, оно сосет молоко губами, оно растет, живет, все внутренние и внешние части приходят друг другу на помощь; совместно действуя и страдая, они выкидывают излишки, превращают  материю  в  самих  себя,  помогают  друг  другу  переносить  боль и болезни — тысячекратное, неизведанное чудо природы. Что сказал бы, что  мог  бы  сказать  наблюдатель,  впервые  увидевший  все  это?   Только одно:   врожденная,   генетическая   жизненная   сила   по-прежнему   присуща, имманентна  живому  существу,  созданному  благодаря  ей,  она  пребывает во всех его частях и в каждой из них по отдельности, согласно его природе, то есть пребывает органически. Повсюду в живом существе жизненная сила присутствует многообразно, ибо только благодаря ей живое существо есть живое целое, которое сохраняется, растет, действует.