Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
билеты 1-15, первые вопросы.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
206.81 Кб
Скачать

1. Богослужебное пение православной церкви в I – IX в.В. Святые отцы – песнотворцы. Становление и развитие осмогласия.

До создания материального мира Господь создал духовный мир. Ангелы поют и восхваляют Господа беспрестанно. Это онтологическая сущность ангелов. В Ветхом Завете очень много примеров богослужебного исполнения молитв. Обращение к Господу в В.Завете практически всегда было пением.

Первое христианское песнопение согласно евангельскому повествованию, было принесено на землю ангелами в рождественскую ночь. Обычай употреблять песнопения на богослужениях, как молитвенная жертва уст., был освящен Господом Иисусом Христом на Тайной Вечери, после неё , воспевая ,Христос с Апостолами взошли на гору Елеонскую .После вознесения Господня, в ожидании сошествия Духа Святого, Апостолы проводили время в молитвах и восхвалении Господа. Таким образом, богослужебное пение ведет свое начало от сотворения мира.

Песнопения в богослужении приобрели простор вечности с евангельских времен, ибо Божественные гимны неумолчно раздаются на небесах.

Об истории церковного пения.

Первые два века в истории христианского песнотворчества овеяны духом импровизации. Плодом ее стала вдохновенная богослужебная поэзия гимнов и псалмов, песен хвалы и благодарений. Поэзия эта рождалась одновременно с музыкой, как песнопение в его точном значении.

Сущностью христианского пения с самого начала была разумность, благодатная осмысленность и назидательность.

Вначале христианское богослужение находилось в близких отношениях с ветхозаветным, совершавшимся в храме Иерусалимском. Апостолы и первые христиане, с одной стороны, пребывали всегда в храме, “прославляя и благословляя Бога”, с другой стороны, составляли свои собственно христианские собрания по домам. О том, что они сопровождались пением, свидетельствуют уже послание ап. Иакова и слова ап. Павла, где он советует назидаться “псалмами, славословиями и песнями духовными” (здесь, по-видимому, показано разделение на псалмы, ветхозаветные песни и новые гимны). Пение этих собраний носило уже отчасти свой особый самостоятельный характер.

Догматический элемент в раннем периоде христианского песнотворчества доминирует над лирическим, так как христианское богослужение есть, прежде всего, исповедание, свидетельство веры, а не только излияние чувств, что и предопределило в песнотворчестве музыкальный стиль – его мелодическое выражение и форму.

Ко временам апостольским относятся песнопения: 

«Свете Тихий» (конец 1в.нач 2в.);

«Да молчит вся плоть человека, Да станет со страхоми трепетом»

« Придите,поклонимся и припадем ко Христу»

« Величает душа моя Господа»

«Слава, и ныне»: (упоминается как общеупотребительное Тертулианом и св.Иринеем),

« Господи, помилуй «(в постановлениях апостольских: “при общественном богослужении на возглашение диакона народ и прежде всех отроки восклицают “Господи, помилуй””),

« Отче наш»: (пелось апостолами при совершении евхаристии и, наверняка, при всяком другом богослужении), 

«Свят, Свят, Свят Господь Саваоф»:(помещается среди гимнов Литургии уже в "Постановлениях Апостольских"), 

«Слава в вышних Богу:» (употреблялось в древнейших христианских собраниях; если не при апостолах, то вскоре после них эту песнь распространили поясняющими предложениями так, что уже в начале III века она читается почти в том же составе, что великое славословие, и называется "утренней песнью"), гимны (песни) отцев (из Ветхого Завета),

 песнь Богородицыныне отпущаеши ("песнь вечерняя").

Греческое церковное пение

По сравнению с искусством архитектуры и живописи греческое церковное пение представляет область пока мало раскрытую и слабо поддающуюся наглядному ознакомлению или воспроизведению. Происходит это от нескольких причин. Во-первых, оттого, что до нас дошло мало исторических сведений и памятников относительно пения не только из отдаленной первохристианской эпохи, но эпохи позднейшей, времени Св. Иоанна Дамаскина (VIII), когда совершилось преобразование ц. пения. Да и дошедшие исторические свидетельства, нотные и певческие книги, по своей трудности и сложности, не поддаются быстрому изучению и наглядному объяснению.

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД христианского пения-- первые три с половиной века христианства, исследователи предполагают, что материалом пения служили псалмы, гимны и оды духовные или песнопения, составлявшиеся самими христианами Общий характер пения и строй его отличается безыскусственностью и отсутствием сложных гармоний. С первыми словами для пения — ветхозаветными псалмами (особенно пасхальными) — первые христиане (из евреев) заимствовали и ветхозаветные напевы. Но впоследствии, после и по мере соприкосновении с греческим и восточно-сирийским населением, христианское пение восприняло нечто и из греческих и сирийских напевов, которые по своей строгости и величию соответствовали христианскому богослужению. Однако, в отличие от греческого пения, носившего метрический и речитативный характер, христианское пение приобрело характер мелодический, рассчитанный на строгое подчинение мелодии смыслу и тексту слов. В отличие от еврейского и греческого пения, сопровождавшегося аккомпанементом музыкальных инструментов, древнехристианское пение сделалось только голосовым (или вокальным).

Наконец, в отличие от драматизированного еврейского и греческого пения, проникнутого выражением тоски и отчаяния ввиду сознания греховности перед Богом (в еврейском пении), то страха и ужаса перед беспощадным роком (судьбою) (в языческом греческом пении), древнехристианское пение приобрело характер спокойного умиления и сыновней преданности к Христу Спасителю, Победителю смерти и Искупителю Что касается способов исполнения существовавших песнопений и гимнов, то они были разнообразны. Во время богослужения пел то один из священнослужителей Церкви, причем ему по временам подпевала вся община; то отдельные члены общины выступали со своими вдохновенными импровизациями, дополняемыми возгласами всех присутствующих; то слышалось хоровое, унисонное пение всех присутствующих; то было пение общины разделенной на две части или стороны.

Пение псалма или молитвы одним лицом с подпеванием последних слов одним собранием называлось ипофонным; пение — с присоединением со стороны всего собрания особого припева — называлось епифонным; пение попеременное — двумя сторонами молящихся называлось антифонным. Все эти приемы исполнения песнопений в IV — V веках не исчезли, а продолжали развиваться, и, главное, стали распространяться по различным областям Церкви Вселенной. Так, пение "антифонное", введенное впервые в Церкви Восточной (в Антиохии) Св. Игнатием Богоносцем († 107), при Св. Амвросии Медиоланском († 397) проникает и в Западную Церковь.

С IV века греческое пение вообще развивается, оно вступает во ВТОРОЙ период (IV — VIII века). В этот период пение становится более заметным элементом богослужения, хотя чтение пока еще не преобладает над ним. Предмет или материал пения усложняется. Помимо псалмов и гимнов включаются стихиры, тропари, кондаки и др.

В течение второго периода (с конца IV века) появляются специальные должности чтецов и певцов, которые поставлялись на свое служение через особое посвящение. В IV же веке появляются и церковные хоры, которые с тех пор называются "ликами". Из устроителей хоров особенно известны Ефрем Сирин и Св. Иоанн Златоуст. Наиболее блестящее развитие хоровое пение нашло в храме Св. Софии Константинопольской, при Императоре Юстиниане Великом.

Пение развивается, наконец, и в мелодическом отношении: национальные музыкальные греческие лады или гаммы (дорийский, фригийский, лидийский и миксолидийский) применяются к потребностям христианского песнотворчества. Из деятелей, с именами которых соединяется воспоминание об улучшении греческого церковного пения, наиболее известны, помимо Св. Амвросия Медиоланского: Св. Ефрем Сирин († 397), Св. Иоанн Златоуст († 407), преп. Авксентий († 470) и Св. Иоанн Дамаскин († 780). Деятельность Св. Иоанна Дамаскина и его друга Козьмы Маюмского составила повторный момент в истории церковного пения. Деятельность Св. Иоанна Дамаскина в отношении к пению выразилась в двояком отношении: во-первых, он составил ряд новых песнопений — канонов и тропарей и, во-вторых, привел в систему и законченный вид мелодии для песнопений, позаимствовавши их из тех греческих народных ладов, о которых сказано выше, и дополнив их новыми, сродными с ними, и написавши нотное богослужебное руководство. Вследствие такого творчества И. Дамаскина получилось теперь восемь мелодий и "гласов", при посредстве которых можно исполнять церковные молитвы и различные произведения духовной поэзии. По числу 8 гласов и составленная им богослужебно-певческая книга называется "Октоихом" (от слова окто — восемь, и ихос — глас) или осмогласник.

Таким образом, с VIII в. со времени Св. Иоанна Дамаскина начался следующий ТРЕТИЙ ПЕРИОД греческого пения (до XIII в.), который с одной стороны характеризуется увеличением материала или предмета церковного пения (в течение этого времени окончательно составляются те стихиры, каноны, тропари, кондаки, икосы, антифоны, прокимны и пр. которые составляют содержание богослужебных и нотных книг Православной Церкви). С другой стороны, в эти века усваивается певцами и распространяется церковное осмогласие. Но в этот же период впервые проявляется новый элемент греческого пения, который, будучи доведен до крайности в следующем, четвертом периоде, является признаком начавшегося упадка в греческом пении. Элемент этот заключается в том, что, начиная с XI века установившиеся мелодии греческих песнопений стали дополняться различными особыми звуками, а сами песнопения — дополнительными слогами, напр. "те-ри-рем, а-на-не, нэ-не-ни, не-на-но". В начале эти слоги имели значение мелодичных украшений, а затем уже искажений и мелодии, и текста. С XIII до XVIII века эти искусственные украшения увеличиваются и неблагоприятно отзываются на греческом пении, которое вообще приходит ха этот четвертый период в упадок, вследствие уменьшения благоприятных внешних условий для благолепного богослужения, как, напр. обеднения храмов, уменьшения иерархии и церковнослужителей (что в конце концов объясняется потерей политической самостоятельностью Византии).

Испытывая гнет и влияние со стороны своих поработителей турок-азиатов, греческое пение незаметно и против воли усваивало в некоторых случаях оттенки негармонического восточно-азиатского пения и утратило начала древне-византийского строя и "хорового" исполнения, укрепивши древний унисон. На таком, в общем мрачном фоне состояния греческого пения за века пребывания греков под властью турок невольно выделяется следующая оригинальная и отрадная черта греческого пения — это так называемый исон, остаток и воспроизведение древнего ипофонного пения. Исоном называется исполнение мелодии одним лицом под аккомпанемент ровно и тихо (бол. частью закрыто) издаваемого звука на одной ноте остальными молящимися… Но в то время, как у себя на родине, в пределах Византии, греческое пение вообще и осмогласие в частности склонилось к упадку, перейдя в Россию оно нашло приют и явилось тем источником, из которого проистекла и разлилась широкою волною в Православной Церкви мощная стихия Русского Церковного пения

Авторы богослужебного пения и текстов.

Игнатий Богоносец, ученик и собеседник апостолов, епископ антиохийский, пострадал в Риме (107г.) Многие отцы и церковные историки приписывают св.Игнатию введение в Церковь антифонного пения.

Мч. Иустин философ (+166). Упоминается о его книге “псалтос” (певец). Она не сохранилась; вероятно была собранием христианских гимнов. В одной из апологий св.Иустина сказано: “Выражая перед Творцом всех благодарение наше, мы совершаем словесное торжество и поем гимны”.

Андрей Критский (Канон покаянный)

Св.Климент Александрийский (+210) обращает внимание на отличие христианского богослужения от еврейского и языческого в музыкальном отношении: “Мы для прославления Бога единственно пользуемся мирным словом, и уже не пользуемся ни древней псалтирью, ни трубою, ни тимпаном, ни флейтою”. Но не все роды и голосового пения, по его мнению, могут быть быть приняты христианами: “К музыке должно прибегать для украшения и образования нравов... должна быть отвергнута музыка чрезмерная, надламливающая душу, вдающаяся в разнообразие, то плачущая, то неудержимая и страстная, то неистовая и безумная. Мелодии мы должны выбирать проникнутые бесстрастностью и целомудрием; мелодии же разнеживающие и расслабляющие душу, не могут гармонировать с нашим мужественным и великодушным образом мыслей и расположением. Искусство, выражающееся в переливах голоса по разным коленам, есть ложное искусство,- оно развивает склонность к бездеятельной и беспорядочной жизни. Мелодиями же строгими и серьезными предупреждается бесстыдство и пьянство в самом зародыше. Хроматические гармонии должны быть предоставлены музыке нецеломудренной”.

Роман Сладкопевец 5 в.создатель Кондаков, первый Кондак был посвящен Рождеству Христову;

Ефрем Сирин (Честнейшую Херувим)

Иоанн Дамаскин  (776 г.). Труды Святого Иоанна Дамаскина способствовали тому, что осмогласие становится основным законом богослужебного пения в практике всей Восточной Церкви.

Иоанн Златоуст(вечерние и утр. Молитвы, каноны и стихиры)

Св.Кирилл архиепископ Александрийский( Богородице, Дево, радуйся)

Обращаясь к раннему христианству, мы можем увидеть, что уже тогда в ранневизантийской христианской музыке использовались такие жанры, как: псалмы, гимны и песни духовные. Наряду с этими жанрами важное место занимал «Антифон» – песнопение, исполняемое поочередно двумя хорами или солистом и хором.

К концу V – началу VI веков непродолжительное развитие получает «Кондак». Текст «кондака» мог содержать от 9-ти до 12-ти строф, начальная строфа называлась «Ирмос». Просуществовал «Кондак» недолго, и уже в VII веке его заменил канон.

Все византийские мелодии развивались из небольшого числа мелодических архетипов. Количество основных мелодических формул было ограничено и рассматривалось, как «переданные от Пророков и Святых». К ним подходили как данным «свыше» и о том, чтобы их нарушить не могло быть и речи. Мелодические конструкции приспосабливались каждый раз к новым словам. Интонационная основа оставалась неизменной.

ОСМИГЛАСИЕ (8 гласов) Сформировал Иоанн Дамаскин Практикуемое нашей Церковью восточно-греческое осмогласие, практикуемое нашей церковью, не удерживает всех точных музыкальных форм и тонкостей, имевшихся в византийском прототипе, но содержит в себе твердые музыкальные основания, мелодические и ритмические свойства византийского осмогласия. Каждому гласу соответствовала одна нед.—отсчет начинали со 2 недели после Пятидесятницы. По прошествии 8 гласов говорят, что прошел СТОЛП(СТОЛПОВОЕ ПЕНИЕ). За каждым текстом закрепляли определенный ГЛАС.

ОКТОИХ-в нем расписаны все гласы на весь год

ГЛАС-это определенная мелодическая формула, состоящая из нескольких подпевок.(на разные тексты накладываются шаблоны..Глас-ровное исполнение , глубина без эмоций.(эмоции не важны. Я обращаюсь к Богу, взираю на него)

В истории развития церковного песнотворчества осмогласие является живым родником, из которого вытекли потоки и реки всех древних православных распевов: греческих, славянских, и собственно русских.

В Восточной Церкви осмогласное пение стало общеупотребительным к началу X века. 

На Руси христианское Богослужебное пение было известно и употреблялось еще и до крещения Руси. Пение до крещения Руси ,несомненно, было, но совершенно не изучено и невозможно описать, каким оно было.

Русь восприняла христианскую веру практически без ее постепенного возрастания “снизу”, а сразу, “сверху”, минуя стадию тайных и гонимых общин первохристианства, поэтому и все формы церковной жизни тоже без прохождения первых этапов развития были получены Русью в готовом виде. Соответственно и богослужебное пение на Руси сразу же с момента принятия христианства становится делом специально подготовленных профессионалов по византийскому образцу. Это подтверждает и постановление Собора 1274 г., чтобы церковное чтение и пение отправлялись исключительно людьми на то посвященными. По указанию Кормчей, посвященный мог читать и петь на амвоне не иначе, как в малых белых ризицах. Процесс освоения русскими певцами византийской певческой премудрости можно проследить по древнейшим певческим книгам, которые написаны частью на греческом, частью на славянском языках. Греческий текст как правило писался славянскими буквами. При равноап. Владимире и позже богослужение нередко совершалось на обоих языках попеременно, - один клирос пел на греческом, другой - на славянском. От того времени и осталось в практике Русской Церкви пение при архиерейском служении “кирие элеисон”, “ис полла...”, “аксиос” и т.д. В книгах X - XI вв. тексты песнопений не сопровождаются никакими музыкальными знаками, но указание на глас и простановка точек-разделителей муз. строк говорят о том, что эти книги предназначались для пения; такой тип ненотированных певческих книг остается распространенным и позже, когда знаменное письмо было уже освоено. Из этого ясно, что в первые века развития русского церковного пения преобладала устная традиция, мелодии заучивались по слуху, передаваясь от учителя к ученику.

БИЛЕТ 12

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]