- •Тема 4: Занятость и использование рабочей силы
- •1. Социально-экономическая сущность занятости.
- •1.2. Структура занятости и ее факторы
- •1. Социально-экономическая сущность занятости.
- •1.1. Занятость как экономическая категория
- •1.2. Структура занятости и ее факторы
- •1.3. Принципы занятости
- •2. Полная и эффективная занятость
- •2.1. Полная занятость
- •2.2. Эффективная занятость
- •3. Вторичная занятость
- •4. Занятость как социальная проблема
- •5. Вопросы занятости и безработицы в экономических теориях
- •5.1. Классическая и неоклассическая теории
- •2. Марксистская теория
- •3. Кейнсианская теория
- •4. Монетаристская теория
- •5. Теория рациональных ожиданий (тро)
- •6. Неоклассический синтез
- •7. Использование теорий в практике различных государств
- •6. Территориально-отраслевые тенденции в движении рабочей силы.
- •Отраслевое движение рабочей силы.
- •6.2. Территориальное перемещение рабочей силы.
6.2. Территориальное перемещение рабочей силы.
Территориальное перераспределение рабочей силы формируется под влиянием множества факторов, степень воздействия которых различается в зависимости от конкретно-исторических условий развития страны или ее отдельных регионов. К трудовым перемещениям можно отнести подавляющее большинство миграций, так как независимо от причины смены места жительства человек оставляет рабочее место в пункте выбытия и занимает новое рабочее место в пункте вселения. Подобное утверждение справедливо, в первую очередь, для трудоспособных граждан. Однако возрастная структура миграционных потоков свидетельствует о том, что подавляющая доля мигрантов находится в трудоспособном возрасте. Наибольшая миграционная активностъ приходится на младшие возрастные группы трудоспособного населения страны (16 - 29 лет). Это объясняестя высоким уровнем подвижности молодежи, поиском своего места в жизни, стремлением найти работу, в наибольшей степени отвечающей собственным представлением о ней. С возрастом миграционная активность населения снижается; принятие решения о смене места жительства происходит под влиянием причин иного свойства (отсутствие реальной возможности нахождения работы и заработка; национальные конфликты; войны).
Изучение трудовых перемещений и миграций населения в целом, а также причин, их вызывающих, имеет длительную историю. С течением времени менялись направления и объемы основных миграционных потоков, существенные изменения претерпели мотивы, побуждающие людей к массовой смене места жительства. Историческая обстановка каждой страны и каждой эпохи обуславливала довольно большую специфику миграции населения. Например, религиозные причины миграции побуждают большие массы людей к смене постоянного места жительства в тех странах и в те периоды исторического развития, в которых религия играет ведущую роль в формировании общественного сознания и в жизни конкретного человека. В России в период XVIII — XIX вв. приходили массовые переселения раскольников из центральных районов России. Они переселялись, в северские, унежские, ветлужские леса, Олонецкий край, Минусинский округ. Секты старообрядцев— поповцев, некрасовцев, переселившихся в начале XVIII в. на Кубань, покидают затем Россию вплоть до начала XX в., мигрируя целыми общинами в разные страны мира. Лишь с 1906 г., когда в России прекратилось преследование старообрядцев по закону, миграционные потоки отъезжающих по религиозным причинам уменьшились; затем и поменяли свое направление, когда уехавшие старообрядцы или их дети возвращались в Россию.
С течением времени религиозные чувства людей переставали занимать главное положение в их сознании. В ходе исторического развития в разных странах формировались политические партии, реальная власть переходила от одних политических групп к другим. В этих условиях возникают политические причины миграции, порождаемые недовольством людей существующими на родине общественными порядками. Отдельные граждане и многочисленные группы могут быть носителями взглядов на общественное устройство, которые резко отличаются от официальных взглядов и практики организации общественной жизни в своей стране. Эти люди будут стремиться к пересеселению либо на незаселенные территории (что было широко распространено практически до начала XX в.), либо в те страны, чье общественное устройство отвечает их представлениям.
По силе воздействия на людей при принятии решения о миграции, наряду с религиозными и политическими мотивами стоят национальные факторы. Миграция по этническим или расовым причинам чаще возникает в условиях национально-политических или национально-религиозных конфликтов. В обстановке мирного сосуществования представителей разных национальностей в пределах отдельно взятого региона или страны в целом решение о миграции возникает у людей независимо от их национальности или расы. Стремление представителей ряда национальностей переехать на свою историческую родину может быть существенно усилено в обстановке национальной нетерпимости или, наоборот, значительно ослаблено в условиях бесконфликтного развития межнациональных отношений.
Все упомянутые выше причины миграций населения (религиозные, политические, национальные) не оказывают такого сильного влияния на миграционные процессы, как экономические причины. Именно под их влиянием формируются наиболее значительные по объему миграционные когорты. Войны, революции, социальные и национальные конфликты периодически стимулируют формирование мощных миграционных потоков. Но в условиях мирной жизни именно экономические причины стимулируют основную массу переселений. Экономические миграции тесно связаны с территориальным перераспределением рабочей силы как внутри отдельно взятых стран, так и между ними.
Миграция трудоспособного населения по экономическим причинам сложный социальный процесс, тесно связанный с изменением экономической ситуации в стране и ее отдельных регионах, динамикой размещения производительных сил, ростом социальной и трудовой мобильности населения. Наиболее распространена классификация миграций по временному признаку, т.е. в зависимости от периода проживания в месте вселения. Выделяют следующие виды миграций:
1) безвозвратная, связанная с окончательной сменой постоянного места жительства;
2) временная, предполагающая переселение на какой-то достаточно длительный, но обязательно ограниченный срок в месте вселения;
3) сезонная, обусловленная ежегодными перемещениями людей в определенные периоды года; связана с занятостью в отраслях, в которых существуют сезонные пики трудовой нагрузки (сельское хозяйство);
4) маятниковая, характеризующаяся регулярными (часто ежедневными) поездками к месту работы в другой населенный пункт без смены постоянного места жительства.
Преобладание в структуре миграций того или иного их вида зависит от структуры экономики страны и ее отдельных регионов.
История экономического развития знает различные способы управления трудовыми перемещениями, которые существенно дифференцируются в зависимости от того, в условиях какой экономической системы они могут быть реализованы. Степень вмешательства государства в управление экономикой проявляется в том, насколько оно регламентирует трудовые отношения и механизм воздействия на трудовые миграции. Например, в СССР в условиях плановой экономики существовала достаточная стройная система управления трудовыми перемещениями, включавшая в себя:
распределение выпускников средних специальных и высших учебных заведений;
организованный набор рабочих;
сельскохозяйственное переселение семей;
общественные призывы;
трудоустройство с помощью органов по трудоустройству населения;
самостоятельный прием работников предприятиями и организациями.
Однако динамика трудовых миграций в условиях административно-командного управления экономикой находилась под сильным влиянием государственной политики в области труда. Миграционная политика в плановой экономике обычно разрабатывалась и реализовывалась с точки зрения глобальных политических задач. Их решению часто была подчинена целесообразность тех или иных социально-экономических проектов. Практика жесткого давления государства на граждан при принятии решения о смене места жительства приводила к большому объему нерациональных миграций, низкому уровню приживаемости новоселов, нестабильности большинства трудовых коллективов в районах нового освоения, высокой текучести кадров и нарушениям в трудовой мотивации значительных контингентов работников. Нерационально расходовались государственные средства, направляемые на организацию трудовых перемещений рабочей силы в масштабах всей страны. Практика стран с развитой рыночной экономикой демонстрирует иные подходы к регулированию миграционных процессов, в том числе и трудовой миграции. Предпочтение отдается разработке экономических механизмов воздействия на потенциальных мигрантов, которые могли бы подтолкнуть людей к принятию решения о смене места жительства. Отсутствие в управлении движением трудовых ресурсов элементов внеэкономического принуждения заставляет государство и фирмы (работодателей) отталкиваться не только от потребностей народного хозяйства страны или региона в целом, но и учитывать интересы работников. Миграционная политика, реализованная с помощью экономических механизмов, позволяет увязать глобальные потребности общества и частные потребности отдельно взятого человека. Безусловно, в любой стране, независимо от типа ее экономической системы возможны особые обстоятельства, побуждающие государственную власть жестко регламентировать миграционные процессы, но в условиях рыночной экономики это будет исключительным случаем.
Воздействие экономической подсистемы общественного устройства на динамику населения и трудовых ресурсов сложно и многоаспектно. Как бы ни был самостоятелен человек в принятии своего решения о смене места жительства, он вынужден считаться с окружающей его экономической реальностью. Поэтому в структуре экономических причин миграции можно выделить:
1) наличие в пункте вселения рабочих мест, привлекательных для потенциальных мигрантов. Реальная возможность трудоустройства в конкретном населенном пункте во многом определяется экономической ситуацией и инвестиционным климатом в городе или в районе. Эти факторы могут зависеть от федеральной власти, инициативности и предприимчивости органов местного самоуправления;
2) существенные различия в уровне жизни между регионами страны и отдельными (обычно столичными) городами. Традиционно в России такие города Москва и Санкт-Петербург с более высоким уровнем жизни и в СССР, и в современной России. Это подталкивает значительное число граждан (не только российских) к принятию решения о переезде. Если такое решение не подкреплено перспективами трудоустройства, то стихийная миграция в столичные города приводит к обострению социальной и криминальной обстановки в городе;
3) развитая социальная инфраструктура в большинстве крупнейших городов страны активизирует миграцию молодежи в них. Это связано со стремлением получить профессиональное образование и повысить собственный социальный статус.
Названные выше экономические причины миграции могут быть отнесены к субъективным факторам, стимулирующим перемещение отдельных людей. В основе их формирования, однако, всегда лежат объективные закономерности развития экономики страны. Формирование системы рабочих мест в производстве первично по отношению к структуре занятости и ее изменениям. Наличие в том или ином регионе трудовых ресурсов определенного качества может стать решающим фактором при определении перспектив социально-экономического развития данной территории. Но в условиях сложившейся территориальной структуры производства динамика территориальной структуры занятости будет складываться под влиянием факторов субъективного характера. Современные миграционные процессы в России носят чрезвычайно разнонаправленный характер, но в совокупности негативно воздействуют на национальный рынок труда. Во многом это связано с отсутствием продуманной миграционной политики. Государственные меры по регулированию миграции чаше представляют собой разрозненные действия, не объединенные общей целью и обычно носящие «пожарный» характер. Органы государственной власти России сегодня не влияют на формирование миграционных потоков и начинают вмешиваться в процесс миграции, когда массовые переселения людей вступают в противоречие с действиями государства.
В структуре миграционных связей современной России обычно выделяют ближнее зарубежье (бывшие республики СССР) и дальнее зарубежье. Такой дифференцированный подход обусловлен закономерностями формирования тех или иных миграционных потоков и различной степенью их влияния на российский рынок труда.
Динамика миграционного обмена со странами ближнего зарубежья порождалась разными причинами. Если в период до 1991 г. это были в основном факторы экономической и социальной направленности, то начиная с 1991 г. миграции приобретают национальный, политический характер. Все большее число русских граждан стремится переехать на постоянное место жительства в Россию. Одновременно наблюдается отток из России в страны ближнего зарубежья граждан тех национальностей, которые являются коренными для республик бывшего СССР. Поскольку численность русских а СССР была наибольшей среди представителей всех других национальностей, постольку сальдо миграционного обмена между странами ближнего зарубежья и Россией складываются в пользу последней.
Миграционный обмен населением со странами дальнего зарубежья складывается в настоящее время не в пользу России. Превышение численности выехавших из страны над численностью прибывших в нее, столь незначительное в начале 80-х гг., в 90-е годы стабильно составляет около 100 тыс. чел. ежегодно. Если учесть, что объемы прибытий в Россию на постоянное место жительства традиционно невелики, то это усугубляет неблагоприятную для страны ситуацию. Особое значение приобретает анализ качественного состава мигрантов. В составе уезжающих из России в страны дальнего зарубежья преобладают люди молодых трудоспособных возрастов, уезжающие на длительный срок на работу по контракту. В их лице Россия |теряет (часто безвозвратно) лучшую часть своего трудового потенциала. Этот процесс справедливо назван «утечкой умов». Кроме того уезжают люди на постоянное место жительства, чье переселение санкционировано принимающей страной. Давая тем или иным гражданам разрешение на переселение, большинство стран мира отдает предпочтение детям, молодежи и квалифицированным специалистам. Основной контингент уезжающих из России граждан обладает хорошим трудовым потенциалом, потерянным для страны.
Качественный состав населения, приезжающего на постоянное место жительства в Россию из стран ближнего зарубежья несколько иной. В нем достаточно высока доля пенсионеров, что увеличивает экономическую нагрузку на занятое население России. В структуре прибывших приобладают городские жители, владеющие профессиями индустриального труда, что в условиях широкомасштабного спада производства и высокого уровня безработицы практически не оставляет реальных шансов на трудоустройство мигрантов. Кроме того, в составе мигрантов продолжает расти численность и доля беженцев и вынужденных переселенцев. За 9 месяцев 1996 г. этот статус получили 130 тыс. чел., а общая их численность на 1 октября 1996 г. составила более 1,1 млн. человек. Фактически вынужденным мигрантом или беженцем становится 25% всех граждан, прибывающих в Россию из стран ближнего зарубежья. В условиях сокращения общего иммиграционного потока их число за период 1995 — 1996 гг. сократилось на 83,5 тыс. чел. или на 40%. Более чем в 2 раза сократилось количество таких мигрантов из Узбекистана, в 1,5 раза— из Казахстана, Грузии, стран Балтии; почти в 2 реза уменьшилось число лиц, вынужденно покинувших места своего постоянного проживания на территории России. Одновременно в 1,5 раза увеличилось число вынужденных мигрантов из Туркмении и на 29% — из Украины.
Вынужденные мигранты расселены по всей территории страны. Более чем по 56 тыс. беженцев и вынужденных переселенцев проживает в Ставропольском крае и Оренбургской области; по 49-42 тыс. человек — в Республике Северная Осетия-Алания, Саратовской и Самарской областях; по 39-35 тыс. человек — в Краснодарском крае, Республике Татарстан, Белгородской, Воронежской, Волгоградской и Ростовской областях; по 31-29 тыс. чел. - в Алтайском крае, Новосибирской и Свердловской областях.
Отток населения отмечался в 24 регионах: это все территории Дальнего Востока, Северного (кроме Республики Карелия и Вологодской области) и Восточно-Сибирского (кроме Республики Хакасия и Красноярского края) районов, а также республики Калмыкия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Чеченская, Курганская и Томская области.
В 1996 г. в целом сохранились прежние черты миграционного обмена, свойственные северным и восточным территориям с начала 90-х гг. Мигранты переезжали из них в старообжитые, главным образом, европейские области страны. При этом приток в эти территории иммигрантов из государств-республик бывшего СССР не компенсирует убыли их населения. Одновременно отрицательное сальдо обмена населением с другими территориями, несмотря на высокий уровень, уменьшается: общий коэффициент миграционного снижения в Республике Коми составил в 1996г., по предварительной оценке, 87 чел на 10 тыс. жителей против 101 в 1995 г, и 184 в 1994 г.; в Республике Саха (Якутия) — соответственно 119 против 182 и 295; Чукотском автономном округе — 360 против 978 и 1278; Камчатской области — 194 против 280 и 348; Магаданской области — 251 против 759 и 914; Сахалинской области — 211 против 301 и 324 чел. на 10 тыс. населения. Это свидетельствует об уменьшении миграционного потенциала северных и восточных территорий вследствие разрушения демографической базы в результате выезда и отрицательного естественного прироста в большинстве из них. Сказываются также ограниченные возможности приема мигрантов в районах
вселения.
Миграционную ситуацию в регионах Северо-Кавказского экономического района во многом определяют события в Чеченской Республике и сложная обстановка в указанных территориях21.
Конкретные проблемы миграции населения России сегодня решаются разрозненно, поэтому существует реальная потребность разработки комплексной миграционной политики, которая явилась бы составной частью социально-экономической политики правительства страны. Гармонизация миграционных процессов возможна только в условиях политической стабильности и бесконфликтного общественного развития.
1 Маршалл А. Принципы экономической науки, М.,1993, т.3, С.106-107
2 Маршалл А. Принципы экономической науки, М.,1993, т.2, С.29
3 Мальтус Т., Кейнс Д., Ларин К. Антология экономической классики. М.,1993. С.353.
4 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.-2изд.Т.23.С.626
5 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.-2изд.Т.23.С.626
6 В.И.Ленин. Полн.Собр.соч.5 издание.-Т.2.С.173
7 Введение в рыночную экономику. Под ред. А.Я.Лившица и И.Н.Никулиной М.:
Высшая школа, 1994. С.306
8 Самуэльсон П. Экономика. Т11. М.,1994, С.343.
9 Мальтус Т., Кейнс Д., Ларин К. Антология экономической классики. М. 1993. С.424.
10 Мальтус Т., Кейнс Д., Ларин К. Антология экономической классики. М. 1993. С.337.
11 Мальтус Т., Кейнс Д., Ларин К. Антология экономической классики. М. 1993. С.346.
12 Мальтус Т., Кейнс Д., Ларин К. Антология экономической классики. М. 1993. С.432.
13 Экономическая теория. Хрестоматия. М. 1995, С.209.
14 П. Самуэльсон. Экономика. Т.2. М.,1994. С.343.
15 Н.Грегори Мэнкью. Макроэкономика, М., Изд-во МГУ. 1994, С.28.
16 К.Р.Макконнелл, С.Л.Брю. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. Т.1. М.:Республика.1992.С.334.
17 П. Самуэльсон. Экономика. Т.1. М.,1994. С.335.
18 Там же.С.315.
19 П. Самуэльсон. Экономика. Т.1. М.,1994. С.332.
20 Академия труда и социальных отношений, Материалы научно-практической Конференции «Человек: социальная политика, социальное партнерство».2-3 декабря 1996 года. М. 1997. С.50.
21 А.Мичугина, М.Рахманинова. Об изменении численности населения в Российской Федерации в 1996 году//Вопросы статистики, 1997, №3, С.51-52
