
Канонический аспект
Ап. Павел говорит о последствиях недостойного участия в Евхаристии: «кто будет есть хлеб этот или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против тела и крови Господней»72 уже с этого времени можно говорить о первых правилах по отношению к Евхаристии. Требования достойного участия в Евхаристии в последующие эпохи выразились как в многочисленных святоотеческих увещеваниях73, так и в известной формализации этих норм в церковных правилах. Русская православная Церковь в качестве правовых норм христианской жизни имеет «Книгу правил»74. В общем все каноны относительно Евхаристии можно условно разделить на ряд тем75, касающихся: клира76 и мирян77; а так же совершения самого чина таинства Евхаристии78. В целом можно свидетельствовать, что в Церкви наблюдается тенденция снижения строгости накозания79.
Стоит сказать, что учение о таинстве Евхаристии в католическом80 и протестантском81 богословии отличается от православного учения.
Евхаристия в искусстве.
Известно, что символические изображения Евхаристии появились уже в раннехристианскую эпоху и встречаются, напр., в росписях катакомб. Однако не всегда возможно с точностью установить, являются ли они изображениями Евхаристии или каких либо иных трапез христиан. Первый и основной из ранних символов Евхаристии можно считать рыбу82 (ΙΧΘΥΣ (Иисус Христос Сын Божий Спаситель)). На Евхаристию указывают и другие изображения.83 В средневековый период в качестве символа Евхаристии в композиции «Распятие» мог изображаться потир в руках жены, олицетворяющей Екклесию (Церковь), в который изливается кровь и вода из раны Христа 84. Композиция «Причащение апостолов» известна уже с VI в. и первоначально засвидетельствована в изображениях на литургических сосудах и в иллюстрациях Евангелий. С IX в. композиция «Причащение апостолов» встречается в Псалтирях. В XI в. был выработан иконографический тип, где Христос стоит за престолом, на к-ром находятся литургические сосуды; правую руку Он протягивает в ораторском жесте или в жесте благословения; в левой руке держит дискос, потир или амфору. В монументальной живописи композиция «Причащение апостолов» появилась в росписи в XI в. В XIV-XV вв. получило развитие иконографическое осмысление темы священства Христа: Спасителя представляют облаченным в архиерейские одежды и т.д. Композиция «Причащение апостолов» переместилась из алтаря в иконостас - сень над царскими вратами (первая известная икона с этой композицией - синайская XI в., «литургического» типа). В праздничном ряду иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры за иконой «Тайная вечеря» помещены 2 иконы с изображением Причащения (под двумя видами). В палеологовскую эпоху изображение Евхаристия встречается в памятниках лицевого шитья. В целом можно сказать, что тема Евхаристии всегда была представлена различными школами и иконописцами.85
Итоги. Современные проблемы православного богословия Евхаристии.
Говоря о современном состоянии вопроса таинства Евхаристии, нужно отметить Церковное возрождение в России конца XX века, которое выявило ряд острых проблем. О. Александр Шмеман в своих произведениях очень ясно критикует изобразительно-символический подход к изъяснению Божественной Литургии, понимая литургию исходя из ее собственного содержания.86
В конце XX века вновь стал актуальным вопрос о терминологии, применяемой для выражения совершаемого в Таинстве Евхаристии. В частности возникли споры, которые затронули употребление двух терминов - «преложение» и «транссубстанциации». Николай Эмм. Тахиаос, греческий исследователь, связывал появление термина «пресуществление» с личностью автора сочинения «Против монофизитов» V века87. Согласно его учению, характер соединения природ во Христе в Воплощении отличается от того, что происходит в таинстве Евхаристии: «…ипостасное соединение двух природ в единой и единственной Личности бога Слова – это не то же, что пресуществление... в пресуществлении мы имеем полное и совершенное превращение одной сущности в другую…»88. Таким образом, Тахиаос говорил, что этот термин имеет святоотеческое происхождение. Но исследователь К. Фельми, как пишет С. Евтушик, признает за этим термином более позднее происхождение - связанное с православно-протестантской полемикой89.
Стоит отметить и других греческих мыслителей, которые занимались богословием Евхаристии. Матеоса Хуана Хосе Альвареса (Mateos Juan) (1917–2003 гг.) Он был католическим священником, испанского происхождения. Ученый из Папского Восточного Института начал работу по изучению литургии Иоанна Златоуста. Написал известную монографию о литургии слова: Mateos J. La Célébration de la Parole dans la Liturgie Byzantine. R., 1971. (OCA; 191). Так же Жакоб Анри (Jacob Andrée) – XX в., современником Матеоса . Он так же написал много статей и диссертацию, которая еще не издана Jacob A. Histoire du formulaire grec de la Liturgie de saint Jean Chrysostome. Diss.: Louvain, 1968. Отдельно стоит сказать об Роберте Тафте (Taft Robert) – XX в. Он греко-католический архимандрит, ученик Матеоса, продолжил его дело по изучению византийской литургии. Им написано сотни работ по Евхаристии и литургике. Нужно отметить работу, Алексея Зайцева, который в статье «Евхаристическое преложение» прослеживает историю возникновения термина «Пресуществление» и его принятие на Тридентском соборе в Католической Церкви.90. Также в «Комментарии к статье иерея Вадима Леонова „Евхаристический докетизм“» он выдвигает некоторые контраргументы против понимания образа присутствия Христа в Святых Дарах как адекватно выражаемого термином «пресуществление»91.
Очень важная V Международной богословская конференция прошла в Москве с 13-16 ноября 2007, посвященная Таинствам Церкви «Православное учение о церковных таинствах» На которой очень большое количество докладов было посвящено таинству Евхаристии. 92
Стоит так же отметить, что вопрос о том, приобщаемся ли мы в Евхаристии именно Воскресшему Телу Христа или нет так и не получил соборного разрешения, как и вопрос совершения Евхаристии одним священником без верных. Также стоит сказать о проблеме, которая связана с возможности участия православных христиан в таинстве Евхаристии.
В целом можно заключить о постоянном присутствии Евхаристической темы в православном богословии: ни один крупный богословский спор не обходился без осмысления сторонами следствий своего учения относительно Евхаристии.
БИБЛИОГРАФИЯ: