Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Коммерческое (предпринимательское) право_Попонд...doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
4.1 Mб
Скачать

§ 4. Источники международного коммерческого права

Понятие и виды источников международного коммерческого права. Источником международного коммерческого права яв­ляется такая внешняя форма выражения права, которая пред­назначена для регулирования международной коммерческой деятельности с учетом ее особенностей.

1 Обзор точек зрения на природу подобных документов см.: Зы­кин И. С. Внешнеэкономические операции: право и практика. С. 195 — 254; Вахт С. В. Субправо. С. 65.

См.: Принципы европейского договорного права // Вестник ВАС РФ. 2005. № 3, 4.

Поскольку международная коммерческая деятельность опо­средуется как отношениями гражданско-правового характера (имущественные и связанные с ними личные неимуществен­ные отношения с участием иностранцев, осуществляющих предпринимательскую деятельность, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участ­ников), так и отношениями публично-правового характера (от­ношения по публичной организации международной коммер­ческой деятельности), то и источниками международного ком­мерческого права следует признать любые внешние формы выражения права, содержащие как нормы частного права, так и нормы публичного права, предназначенные для регулирования международной коммерческой деятельности.

Правовое регулирование международной коммерческой дея­тельности осуществляется основополагающими принципами и нормами международного права, международными договорами, актами национального законодательства, обычаями делового оборота (торговыми обычаями), судебной практикой и доктри­ной. Обратим внимание на соотношение указанных источни­ков.

Во-первых, они имеют неоднородный, двойственный харак­тер. С одной стороны, это международные договоры и междуна­родные обычаи, с другой — национальные нормативные право­вые акты, судебная практика и обычаи делового оборота. Одна­ко следует согласиться с М. М. Богуславским, что отмечаемая двойственность источников международного коммерческого права, которой порой в литературе придают существенное зна­чение, «не означает возможности разделения международного частного права на две части; предметом регулирования в обоих

случаях являются одни и те же отношения, а именно граждан-

1

ско-правовые отношения международного характера» .

Во-вторых, международное и внутригосударственное регули­рование международной коммерческой деятельности, несмотря на известные различия, определенным образом согласовано. Международно-правовая норма применяется к международным коммерческим отношениям в результате ее преобразования в норму внутригосударственного права путем ратификации, изда­ния акта о применении международного договора или издания

' Богуславский М. М. Указ. соч. С. 48.

74 Раздел I. Правовое регулирование предпринимательской деятельности

иного внутригосударственного актаI. Одновременно действует правило, предусмотренное п. 4 ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 ГК РФ, рядом других федеральных законов, в соответствии с кото­рым общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации явля­ются составной частью ее правовой системы. Если международ­ным договором Российской Федерации установлены иные пра­вила, чем предусмотренные внутригосударственным актом, то

2

применяются правила международного договора .

Международные договоры подразделяются на многосторон­ние и двусторонние международные договоры. Многосторонние международные договоры заключаются группой стран, и тем са­мым создается унив ер сальный международно-правовой режим отношений для лиц, имеющих соответствующую государствен­ную принадлежность. В качестве примера можно назвать Брет- тон-Вудские соглашения и созданные ими Международный ва­лютный фонд (МВФ) и Всемирный банк, Марракешские согла­шения, учредившие ВТО, и многие другие.

На протяжении многих лет ведется активная работа различ­ных международных организаций по подготовке и принятию многосторонних международных соглашений. Среди таких ор­ганизаций следует упомянуть Гаагскую конференцию по меж­дународному частному праву, Комиссию ООН по праву между­народной торговли (ЮНСИТРАЛ), Международный институт по унификации частного права (УНИДРУА), Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Всемирную органи­зацию интеллектуальной собственности (ВОИС) и ряд других. Ими разработаны десятки многосторонних международных со­глашений в различных областях международного коммерческо­го права.

В последнее время расширяется участие России в многосто­ронних соглашениях универсального характера. В ряде из них она состоит как правопреемник СССР, например, в Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров, в другие вступила в течение 90-х гг. (например, в Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге от 28 мая 1988 г.), в настоящее время активно сотрудничает с рядом меж­дународных организаций в целях вступления в иные междуна­родные соглашения, например в ВТО.

К числу многосторонних международных договоров следует отнести также соглашения, которые хотя и не носят межгосудар­ственного характера, но заключены самими участниками меж­дународных экономических отношений — транснациональными корпорациями, профессиональными ассоциациями. Такие ис­точники международного коммерческого права, не относящиеся ни к национальному, ни к межгосударственному правопорядку, получили название источников третьего правопорядка, посколь­ку появились как результат объединенных усилий участников международных экономических отношений'. В качестве приме­ров, можно привести соглашение основных американских и ев­ропейских нефтяных компаний, получившее название lex petrolia, которое регулировало в глобальном масштабе отноше­ния эксплуатации и поставок углеродов; соглашения междуна­родных банков о евробондах и еврооблигациях; ряд соглашений международных страховых организаций и т. д.

Двусторонние международные договоры в основном являются каналами реализации международного сотрудничества по во­просам о налогах, финансовой помощи, развитии, поощрении и защите частных инвестиций. Например, соглашения о поощ­рении и взаимной защите капиталовложений, заключенные Россией с рядом стран: Аргентиной, Бельгией, Грецией, Дани-

76 Раздел I. Правовое регулирование предпринимательской деятельности

ей, Италией и другими странами. В рамках таких соглашений договаривающиеся стороны берут на себя обязательства поощ­рять инвесторов другой стороны осуществлять капиталовложе­ния на своей территории. Стороны гарантируют в соответствии со своим законодательством полную и безусловную правовую защиту капиталовложениям инвесторов другой стороны, обязу­ются обеспечивать таким капиталовложениям справедливый и равноправный режим, исключающий применение мер дискри­минационного характера, которые могли бы препятствовать управлению и распоряжению капиталовложениями.

Выделяют также смешанные источники международного экономического права. К ним относят договоры, заключаемые между государством, с одной стороны, и частными лицами дру­гого государства — с другой. Такого рода соглашения играют

значительную роль, особенно в международном инвестицион- 1

ном праве . Например, одним из видов инвестиционной дея­тельности является осуществление инвестиций в поиски, раз­ведку и добычу минерального сырья на условиях соглашения о

2

разделе продукции .

Характеризуя международные договоры, следует также учи­тывать их различие по юридической силе. В соответствии с п. 2

См.: Карро Д., Жюйар П. Указ. соч. Юридическая природа инве­стиционных соглашений спорна. Одни авторы относят их к категории публично-правового характера (см.: Мозолин В. П. Право США и экс­пансия американских корпораций. М., 1974. С. 98; Богатырев А. Г. Инвестиционное право. М., 1992. С. 74—80), другие — к гражданско- правовым договорам (см.: Лунц Л. А. Курс международного частного права. Особенная часть. М., 1975. С. 70; Вознесенская Н. Н. Иностран­ные инвестиции и смешанные предприятия в странах Африки. М, 1975. С. 47—82). Придерживаясь цивилистической концепции, отме­тим, что инвестиционная деятельность опосредуется различными по природе правоотношениями: частными (участие в договоре) и публич­ными (государственное регулирование). Государство играет в инве­стиционной деятельности двуединую роль: публичного органа (при реализации властной компетенции) и частного лица (при реализации гражданской правоспособности — ст. 124, 125 ГК РФ). Поэтому ни­каких смешанных источников международного коммерческого права не существует. Есть внутреннее законодательство, регламентирующее условия приема иностранных инвестиций, и гражданско-правовой договор, фиксирующий эти условия.

См.: Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О со­глашениях о разделе продукции» // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 18.

сТ з федерального закона «О международных договорах Рос­сийской Федерации» все международные договоры Российской федерации подразделяются на межгосударственные (заключа­емые от имени Российской Федерации), межправительственные (заключаемые от имени Правительства РФ) и межведомствен­ные (заключаемые от имени федеральных органов исполни­тельной власти). Высшей юридической силой среди междуна­родных договоров обладают международные договоры, заклю­ченные от имени Российской Федерации и ратифицированные Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

Внутреннее законодательство. Как уже отмечалось, нормы на­циональных правовых систем, являющиеся односторонними

актами государства, также следует рассматривать в качестве ис-

1

точников международного коммерческого права . Например, использование государством обменного курса или процентных ставок, установление определенного инвестиционного климата, ряда других предписаний, ограничений и запретов, касающихся международной торговли, в принципе является внутренней компетенцией государства, проистекающей из его суверенитета. По свидетельству Д. Карро и П. Жюйара, «никто не отрицает такого права государства, если это не влечет за собой масштаб­ных последствий для экономических отношений с его торговы­ми партнерами» . Таким образом, не только международные со­глашения, но и национальное законодательство являются ис­точником международного коммерческого права.

78 Раздел 1. Правовое регулирование предпринимательской деятельности

Следует подчеркнуть, что односторонние акты государств в сфере регулирования международных коммерческих отношений нередко играют определяющую роль. Более того, «международ­ное экономическое право официально признает привилегиро­ванную роль наиболее передовых государств, которые распола­гают властью и действуют в качестве настоящих "международных экономических законодателей" через международные организа­ции, находящиеся под их контролем (например, МВФ), либо просто используют свою экономическую мощь» . Подтвержде­нием является периодическое проведение экономических сам­митов стран «большой восьмерки», или С-8, включающей такие влиятельные страны, как Канада, США, Франция, Великобри­тания, Италия, Япония, ФРГ и Россия.

Особенности национального правового регулирования меж­дународных коммерческих отношений могут находить закреп­ление как в общих нормативных правовых актах типа граждан­ского кодекса, так и в специальных законах. В частности, в ря­де стран (например, Австрии, Германии, Швейцарии) были

приняты специальные законы по вопросам международного

2

частного (включая коммерческое) права , что не исключало применения к международным коммерческим отношениям об­щих и иных специальных законов.

Российское внутреннее законодательство, регулирующее ме­ждународные коммерческие отношения, представлено Консти­туцией РФ, ГК РФ, рядом федеральных законов и иных норма­тивных правовых актов.

Среди норм Конституции РФ, касающихся сферы междуна­родной торговли, можно назвать п. 2 ст. 8 (о признании и за­щите равным образом различных форм собственности, включая иностранную), п. 4 ст. 15 (о действии общепризнанных прин­ципов, норм международного права и международных догово­ров Российской Федерации), п. 1 ст. 17 (о признании и гаран­тировании прав и свобод человека и гражданина), ст. 34 (о сво­бодном использовании своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности), ст. 35 (о гарантиях права собственности), ст. 46 (о гарантиях судебной защиты прав и свобод), ст. 71 — 72 (о разграничении компетенции Российской Федерации и субъектов РФ) и ряд других.

ГК РФ, помимо общих норм (о сроках, сделках, лицах, до­говорах и обязательствах и др.), подлежащих применению к ме­ждународным коммерческим отношениям, содержит ряд спе­циальных норм (п. 1 ст. 2, ст. 7, ст. 140, 141, п. 3 ст. 162 и др.) и специальный разд. VI «Международное частное право», состоя­щий в основном из коллизионных норм, регулирующих вопро­сы выбора применимого права. Коллизионные нормы в указан­ном разделе подразделены на общие и специальные.

Общие нормы сосредоточены в основном в гл. 66 «Общие положения». Это нормы об определении применимого права, о квалификации юридических понятий при определении приме­нимого права, об установлении содержания норм иностранного права, о взаимности, об обратной отсылке, о применении им­перативных норм, об оговорке о публичном порядке, о ретор­сиях.

Специальные коллизионные нормы содержатся в гл. 67 «Право, подлежащее применению при определении правового положения лиц» и гл. 68 «Право, подлежащее применению к имущественным и личным неимущественным отношениям». Среди них имеются нормы, непосредственно относящиеся к сфере предпринимательства, например, о праве, подлежащем применению при определении возможности физического лица заниматься предпринимательской деятельностью (ст. 1201), о пРаве, подлежащем применению к обязательствам, возника­ющим вследствие недобросовестной конкуренции (ст. 1222) и др.

80 Раздел I. Правовое регулирование предпринимательской деятельности

Помимо ГК РФ, нормы международного коммерческого права содержатся в ТК РФ, КТМ РФ, АПК РФ и др.

В России действует ряд федеральных законов, непосредст­венно относящихся к сфере регулирования международных коммерческих отношений: о внешнеторговой деятельности, о валютном регулировании, об иностранных инвестициях , «О со­глашениях о разделе продукции», от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ

2

«Об экспортном контроле» , законами «О международном ком­мерческом арбитраже», от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможен-

3

ном тарифе» и др.

Обычаи. Большую роль в регулировании международных коммерческих отношений, особенно в международной торговле и торговом мореплавании, играют обычаи делового оборота, или торговые обычаи (ст. 5, 6, 309, 31 1, 314, 421, 427, 431 ГК РФ и др.). Например, в ст. 5 ГК РФ определены понятие и признаки обычая делового оборота как источника гражданско­го права. Из ст. 431 ГК РФ следует, что при толковании дого­вора, в том числе внешнеторгового контракта, принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая обы­чаи делового оборота. В ст. 309 ГК РФ установлено, что обяза­тельства должны исполняться надлежащим образом в соответ­ствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требова­ний — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. В п. 1 ст. 13 АПК РФ установлено, что арбитражные суды в случаях, предусмотрен­ных федеральным законом, применяют обычаи делового оборо­та. В Законе РФ «О международном коммерческом арбитраже» также предусмотрено, что третейский суд принимает решение с учетом того, что этот суд разрешает споры на основе торговых обычаев (п. 3 ст. 28).

Судебная практика и доктрина также могут выступать источ­никами международного коммерческого права. Например, об­щепризнанным является принцип толкования и применения иностранного права национальными судами так, как оно тол­куется и применяется в соответствующем иностранном госу­дарстве. В соответствии с п. 1 ст. 14 АПК РФ при применении

СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3493.

СЗ РФ. 1999. № 30. Ст. 3774.

Российская газета. 1993. 5 июня.

норм иностранного права арбитражный суд устанавливает со­держание этих норм в соответствии с их официальным толко­ванием, практикой применения и доктриной в соответству­ющем иностранном государстве.

Из указанной нормы следует, что источником права может являться также доктрина, т. е. общепризнанный научный взгляд по поводу решения какого-либо правового вопроса.

Литература

Германское право. Часть I. Гражданское уложение. Пер. с нем. М., 1996.

Германское право. Часть II. Торговое уложение и другие законы. Пер. с нем. М., 1996.

Германское право. Часть III. Закон об общих условиях сделок, За­кон об ответственности за недоброкачественную продукцию, Закон о праве собственности на жилье, Закон о чеках, Закон о векселях, Поло­жение о несостоятельности. Пер. с нем. М., 1999.

Гражданское, торговое и семейное право капиталистических стран // Сб. нормативных актов: гражданские и торговые кодексы / Отв. ред. В. К. Пучинский, М. И. Кулагин. М., 1986.

Гражданское, торговое и семейное право капиталистических стран // Сб. нормативных актов: законодательство о компаниях, моно­полиях и конкуренции / Под ред. М. И. Кулагина. М., 1987.

Единообразный торговый кодекс США. Пер. с англ. М., 1996.

Закон об ответственности за недоброкачественную продукцию и др. М., 1999.

Зенкин И. В. Право всемирной торговой организации. М., 2003.

Зумбулидзе Р. М.-З., Поротиков А. И. Обычай в праве: Сб. СПб., 2004.

Марченко М. Н. Источники права. М., 2005.

Попондопуло В. Ф. Гражданский кодекс РФ — законодательная ос­нова коммерческого права // Очерки по торговому праву / Под ред. Е. А. Крашенинникова. Ярославль, 1997. Вып. 4.

Право Европейского Союза / Под ред. С. Ю. Кашкина. М., 2002.

Рогожин Н. А. Судебная практика и ее роль в правовом регулирова­нии предпринимательской деятельности. М., 2004.

Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты. М., 1993.

Топорнин Б. Н. Европейское право. М., 1998.

Торговый кодекс Японии / Под ред. Т. Canto, В. С. Позднякова. М., 1993.

Французская республика: Конституция и законодательные акты / Под ред. В. А. Туманова. М., 1989.

82 Раздел I. Правовое регулирование предпринимательской деятельности