Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
UChENIE_O_PRESTUPLENIE.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
736.48 Кб
Скачать

Преступления против здоровья.

Лит. Стат. предусматривает следующее виды преступления против здоровья: увечья, раны, побои и другие телесные повреждения.

Увечья («охроменье»).I ред. Лит. Стат. знает один только вид увечья – отнятие какого нибудь органа:

«а естли бы хто шляхтича ранилъ; а с тое раны его в руку або в ногу и охромилъ, або око выбилъ, або носъ втялъ, або зубы вырубалъ, або ухо утялъ» (I, VII, 9).

II ред. знает два вида увечья: отнятие одного члена и отнятие двух членов:

«або хто бы обѣ двѣ ноги и обѣ двѣ ухи отнялъ и обѣ двѣ очи» (II, XI, 13).

III ред., сохраняя два указанные вида увечья, вводит два новых:

а) лишение органа способности функционирования навсегда или на известное время:

«а естли бы хто кого в голову ранилъ, с которое бы раны речъ замкнулъ, хотя бы се выгоилъи жывъ зосталъ, але бы вжо потомъ мовити не могъ...»

«пакли бы который с тых менованныхъ члонковъ не былъ утятъ такъ же бы прочъ отпалъ, але бы с того зраненя былъ такъ вельми охроменъ, же бы имъ до году владнути не могъ» (ІІІ, XI, 27).

б) менее тяжелые виды увечья – отнятие пальца или нескольких пальцев:

«палецъ або колько ихъ у руки або у ноги утялъ» (ІІІ, XI, 27).

Побои и раны. В Лит. Стат. термины «раны и битье», «раны и бой», «збил и зранил» почти постоянно встречаются вместе. Понятия, обозначенные этими терминами, не определяются в отдельном артикуле; поэтому, только при помощи анализа постановлений Лит. Стат. о телесных повреждениях мы можем найти существенные черты того и другого понятия и разницу между ними.

В понятие «телесное повреждение» входит, с одной стороны, преступное действие, с другой стороны, результаты этого действия. Термины: «ударил», «бил», «битье», «бой» означают прежде всего преступное действие – нанесение ударов. Результатом нанесения ударов является причинение физической боли. Второе значение терминов «битье», «бой» - причинение физической боли потерпевшему, повреждение его тела, как результат нанесения ударов. В последнем значении, термины Лит. Стат. «бой», «битье» соответствуют современному термину «побои». Причинение физической боли может сопровождаться внешними знаками – разрывами тела и кровоизлияниями; в этом случае, результаты нанесения ударов называ­ются ранами. Действие при нанесенни ран иногда обозначается специальным термином «зранил», иногда общим «ударилъ» («ударилъ, а раны не было», III, XI, 3). Итак общая черта ран и побоев заключается в том, что и раны и побои – результаты одного и того же действия – нанесения ударов, что раны и побои причиняют физическую боль; различие заключается в том, что при ранах к чувству физической боли присоединяются разрывы тела и кровоизлияния, чего нет при побоях. Лит. Стат. в следующих выражениях говоритъ о ранах:

«рана кровавая въ голове, съ которое бы кости выбирано» «рана до выбиранья костей"... «раны значные и шкодливые битые або кровавые» и т. д.

Орудие, посредством которого наносится телесное повреждение, мо­жет указывать на то, нанесены раны или побои. Употребление кия, пуги, дубцов характеризует причинение побоев:

«киемъ, кестенемъ, булавой альбо пугами, дубцы и иншими приправами билъ або бити казалъ, за таковый бой»... (ІІІ, XI, 27).

Употребление «корда, меча, шабли и якое кольвек брони» характе­ризует нанесение ран (III, I, 9):

«корда шабли або якое иное брони досталъ и ранилъ.»

Нож, кинжал называются орудиями «до бою незвыклыми»; этими орудиями могут быть нанесены раны (ІІІ, XI, 16). От руки могут быть нанесены только побои («рукою ударилъ хотя бы не ранилъ»); напротив, огнестрельным оружием могут быть нанесены только раны («стрельбою ранилъ» III, 1, 10). Побои тоже могут сопровож­даться внешними знаками, но не разрывами тела; поэтому «рана на твари» или «обличная рана» (рана на лице) отличается от «поличка» (удара по лицу), хотя бы сопровождавшегося окровавлением. При нанесении ран внимание обращается только на материальный вред здоровью потерпевшего; при нанесении побоев часто к вреду материальному – чувству физической боли – присоединяется вред пси­хический – чувство обиды, оскорбления. Последний признак служит основанием для отнесения некоторых случаев побоев к преступлениям против чести.

Другие виды телесных повреждений.Кроме увечий, ран и по­боев, в Лит. Стат. упоминаются: «мучения, морение голодом, рванье волос и бороды»; в этих преступлениях соединены посягательства на честь, здоровье и свободу.

По отношению кпреступной воле телесные повреждения разделяются на умышленные («обычаемъ окрутенства... а кгвалтовне...») и неумышленные («неумысльне, не обычаемъ окрутенства, але в зваде с припадку...»,«хто кого пригодне ранилъ»).

Наказание. Телесные повреждения не ведут ни к каким стеснительным последствиям для причинившего их только при необ­ходимой обороне и при пытке, окончившейся сознанием пытаемого. Во всех остальных случаях необходимым последствием телесного повреждения является штраф в пользу потерпевшего:

«за рану платити» «за бой платити», «раненыхъ навезати», «за кождний члонокъ охромный платити» и т. д.

Усиление наказуемости телесного повреждения выражается в увели­чении денежного штрафа в пользу потерпевшего, в присоединении к этому штрафу наказаний членовредительных, тюремного заключения («вины» в пользу короля, по1 ред.). Степень наказуемости опре­деляется: а) тяжестью причиненного здоровью вреда; б) социальным положением преступника и потерпевшего, в) полом потерпевшего и г) обстоятельствами, выделяющими данный вид телесного поврежденив квалифицированный или привилегированный. а) По тяжести причиненного вреда изувечение карается строже, нежели нанесение ран и побоев. За отнятие одного органа или за временное лишение органа способности функцонирования виновный уплачивает потер­певшему (шляхтичу) 50 копъ, или, как выражается I ред. Лит. Стат., «полъчеловека»; за отнятие двух членов, а также за лишение органа способности функционирования навсегда уплачивается 100 копъ, т. е. сумма, равная головщине:

«яко за человека маеть платнтн 100 копъ грошей», «за хромоту яко за цалаго человека» (II, XI, 13; ІІІ, XIV, 18).

Таким образом, увечье приравнивается к убийству. Это взгляд Русской Правды: 1-я Правда назначает за изувечение виру или месть, как за убийство; 3-я Правда – полувирье. За отнятие пальца потер-певшему уплачивается меньше – 20 коп грошей (по Русской Прав¬де – 3 гривны). Сверх вознаграждения потерпевшего, виновный, по I ред., уплачивает «вину», по II ред., подвергается тюремному заключению (на 24 недели, на 1 год и 6 недель). III ред. вводит новое наказание – отнятие того же члена, как материальное возмездие за изувечение:

«наследуючи въ томъ права Божего уставуемъ, ижъ за таковый кождый члонокъ утятый або урезаный або выбитый тому хто въ томъ виненъ зостанеть, маеть тежъ таковый члонокъ утятъ або урезанъ або выбитъ быти...» (III, XI, 27).

Раны и побои тоже различаются по тяжести. В I ред. часто встре¬чаются выражения «раны платити», «бой платити», но размер штрафа в пользу потерпевшего определен только за рану на лице и за побои:

«естли бы ранилъ у тваръ, тогды маеть платити 30 копъ грошей тотъ виноватый битому а вины толко жъ до скарбу господарского» (I, VII, 9). «Естли бы шляхтича збилъ – 12 рублей» (I, ІІІ, 14).

II ред. определяет только навязку в пользу потерпевшего, не упо¬миная о личном наказании: за рану «съ которое бы кости выбирано» – 30 копъ грошей, за рану «на твари» - 40 копъ, за поличокъ – 12 рублей, за «битье» шляхтича – 40 копъ. ІІІ ред. опреде¬ляет: за обыкновенную рану – навязка 20 копъ и тюремное заключение на 6 недель; за кровавую рану на голове – 30 копъ, за «битье» шляхтича и «обличную» рану по 40 копъ; в последних 3 случаях виновный подвергается тюремному заключению на 12 недель; за поличок – навязка 12 рублей и тюремное заключение на 3 недели (III, XI, 27).

б)В зависимости от социального положения преступника ижертвыпреступления можно по степени наказуемости различить 4рода телесных повреждений: 1) субъект – простой человек, потерпевший – шляхтич; 2) субъект и потерпевший – шляхтичи; 3) субъекти потерпевший – люди простые; 4) субъект – шляхтич, потерпевший – простой человек. Телесное повреждение первого рода караетсянаиболее строго. В I ред. Лит. Стат. находим следующее постановление:

«Естли бы шляхтичъ шляхтича збилъ, тогды водле обычая правъ дванадцать рублевъ грошей. А коли простый хлопъ або мещанинъ шляхтича собьеть, а рукою на него сягнеть, а окровавитъ его... тогды инымъ ничымъ не мает каранъ быти толко руки утяти» (I, ІІІ, 14).

Причинение телесного повреждения шляхтичу человеком простымразсматривается, как преступление тяжкое, караемое отнятием того органа, посредством которого повреждение нанесено. И во II и в III ред. сохранился тот же взгляд: нанесение ран шляхтичу про­стым человеком (мещанином или холопом) обложено усечением руки (ІІ, XI, 15; ІІІ, XI, 39).Особенно ясно проведено различие на­казуемости телесных повреждений, в зависимости от социального положения преступника и потерпевшего, в следующем постановлении и III ред. – о квалифицированном виде телесных повреждений, – о причинении телесных повреждений в состоянии аффекта:

«а естли хто не забьетъ, только ранить, тогды будеть ли то шляхтичъ за шляхтичово ображенье утятьемъ руки; а за человека простого заплатою певежною... каранъ будеть, естли жъ такъ то человѣкъ простого стану учинить, тотъ за обра­женье шляхтичово горло, а за простого человека руку тратить» (ІІІ, XI, 16).

в)За причинение телесного повреждения «белымъ головамъ шляхтянкамъ» удваивается навязка (как головщина при убийстве), а по II и ІІІ ред., и тюремное заключение определено на время вдвоебольшее (III, XI, 27; И, XI, 13).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]