Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
UChENIE_O_PRESTUPLENIE.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
736.48 Кб
Скачать

Квалифицированные виды преступлений против жизни.

Основание квалификации заключается: 1) в особенном характере отношений между убийцей и убитым; сюда относятся: а) убийство родителей, б) убийство мужа или жены, в) убийство господина; 2) в характере преступного действия; сюда относятся: а) убийство «з гнева або запаметалости» и б) убийство «здрадливымъ потаемнымъ обычаемъ»; 3) в соединении убийства с другими преступлениями; сюда относятся: а) убийство при наезде, б) убийство мужа, совершённое похитителем или в) обольстителем жены. Усиление наказания за квалифицированное убийство выражается в присоединении к смертной казни – лишения чести или в предании преступника квалифицированной смертной казни.

Родителеубийство. Субъект этого преступления – сын или дочь; жертва преступления – отец или мать. Распространяется ли постановление Лит. Стат. о родителеубийстве на убийство бенкартом своего незаконного отца или матери? Основание выделения родителеубийства в квалифицированный вид преступлений против жизни заключается в родственной связи между убийцей и жертвой убийства: «отца своего рожоного або матку забилъ»,«о горло родича своего приправилъ». Есть основание думать, что Лит. Стат. не признаёт никакой связи между отцом и его незаконнорождённым сыном. В Лит. Стат. резко различаются бенкарты и «дети правые, кровные». Бенкарты как бы не имеют отца, они не пользуются правами на наследство своего отца – «ку именьямъ и маетности отца ихъ припущоны быти не мають» (III, III, 28); право искать и получать головщину, в случае убийства бенкарта, принадлежит не отцу (как следует по общему правилу, III, XI, 44), а матери (III, XIV, 32). На основании приведённых соображений мы думаем, что по Лит. Стат. субъектами отцеубийства могут быть только дети «правые, кровные»,

т. е.законнорождённые, субъектами же матереубийства могут быть и законнорождённый и бенкарты. Преступное действие выражается словами: «умысльне з якои запаметалости забилъ», т. е. убийство совершается умышленно и в состоянии аффекта. Нельзя, конечно, думать, что для бытия этого преступления необходимо совершение его в состоянии аффекта: вероятно, на практике часто совершались убийства детьми родителей в состоянии аффекта. Способ совершения убийства безразличен – «якимъ кольвекъ обычаемъ о горло приправилъ». Родителеубийство обложено смертной казнью, лишением чести и конфискацией имущества («на инъшую братью и сестры або близкихъ звлаща того учинку невинныхъ»). Смертная казнь для родителеубийц имела особенные черты – это была позорная смертная казнь.

Осуждённого возили по рынку; к этим нравственным мучениям присоединялись физические –«клещами тело торгали»; смертная казнь совершалась посредством утопления, – преступника зашивали в мешок вместе с собакой, курицей, ужом и кошкой и топили на самом глубоком месте. «Помочники» подвергались такому же наказанию, как и сам родителеубийца18(І, VII, 14; II, XI, 16; III, XI, 7).

Супругоубийство. Субъект преступления муж, жертва – жена, или наоборот. Речь идет о мущине и женщине, находящихся в законном браке; женщина, находящаяся в незаконном сожитии с мущиной, называется «чужоложница» или «подложница» (III, III, 28). Преступное действие выражено словами:

«когды бы з ненависти и немилости на обе-две стороны такъ мужъ яко и жона будучы в ростырку з якихъ кольвѣкъ причинъ одинъ другого приправилъ о горло замордовалъ або струлъ».

В этих словах указывается мотив убийства – дурная семейная жизнь и способ совершения убийства –«окрутенство» и «замордованье», т. е. причинение смерти посредством изнурений, мучений, истязаний. И мотив этот и способ действия не составляют существенных признаков супругоубийства: подобно «запаметалости» при родителе-

убийстве«стыду або боязни каранья» при детоубийстве в тесном смысле, «надея именья» при брато- или сестроубийстве, – эти признаки являются бытовыми чертами, указывают на те условия, при которых на практике совершались упомянутые преступления. В то же время дурная семейная жизнь, как возможный мотив супругоубийства, играет важную роль при производстве следствия об этом преступлении. Обвиняемый в супругоубийстве подвергается наказанию после констатирования факта дурной семейной жизни («о зломъяконъ мешканью и незгоде ихъ») и после доказательства, что убийство совершено обвиняемым. Еслибы на судебном следствии выяснился факт дурной семейной жизни («была ведомость и подозренье злого ихъ мешканья въ малженстве и то бы суседи околичные посветчали»), но не было бы доказано, что убийство совершено оставшимся в живых супругом, последний должен принести со свидетелями очистительную присягу и тогда только освобождается от обвинения в супругоубийстве. Право судебного преследования супругоубийцы имеют: «дети або кровные того замордованого»; вследствие понятных причин они могут отказаться от такого права; в таком случае на суд возлагается обязанность преследовать супругоубийцу (II, XI, 10; III, XI, 6).

Убийство господина. Субъект преступления – слуга; убитый – господин; деяние – умышленное («вземшы передъ собе злый умыселъ пана своего забилъ»). Наказание – смертная казнь посредством четвертованья. Преступление в данном случае есть нарушение установившегося гражданского порядка. Власть господина может поддерживаться при условии подчинения и верности со стороны лиц подвластных – слуг; убийство господина слугой есть не только нарушение нормы права, охраняющей жизнь граждан, но и посягательство на этот гражданский порядок. Слуга, убивший господина, называется изменником («здрадца»). Последнее обстоятельство и служит основанием квалификации рассматриваемого вида убийства (II, XI, 18; III, XI, 18).

Убийство «здрадливымъ потаемнымъ обычаемъ». Основание квалификации – способ преступной деятельности, указывающий на особенную хитрость и коварство преступника. Сюда относятся: убийство из засады, убийство спящого человека, изменническое убийство собеседника, тайное убийство в каком нибудь собрании….. .

Для бытия преступления (как квалифицированного) необходима поимка преступника «на горячомъ учинку». Лит. Стат. предусматривает только убийство шляхтича «здрадливымъ потаемнымъ обычаемъ». Наказание определено различное в зависимости от социального положения убийцы: шляхтич подвергается лишению чести, смертной казни посредством четвертования или посажения на кол и уплате двойной головщины; «человекъ простого стану» предавался мучительной смерт­ной казни («на горло разными срокгими муками з сего света зглажонъ будеть»). Подстрекатель подвергается такому же наказанию как и убийца (III, XI, 17).

Убийство в состоянии аффекта. См. выше «Состояние аффекта».

Убийство при наезде. См. ниже «Наездъ».

Убийство мужа похитителем или обольстителем жены. Убийство оскорблённого мужа похитителем или обольстителём жены обложено смертною казнью и лишением чести; преступная жена тоже подвергается смертной казни. Для состава преступления важно время его совершения: убийство должно быть совершено в то время, когда муж нагнал похитителя с похищенной женой, или когда муж застал свою жену in flagranti («в тотъ часъ при застанью его былъ забитъ»).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]