Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пособие История Синьцзяна.docx
Скачиваний:
7
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
482.44 Кб
Скачать

Тема 7. Мусульманские восстания в Синьцзяне в 1864–1877 гг. Политика Цинской империи в регионе в последней четверти XIX в.

1. Национально-освободительное движение мусульманских народов в Синьцзяне в начале 60-х гг. 19 в. Восстание в Кучаре и Кульдже и их последствия

2. Образование независимого исламского государства Йэттишар. Политика Якуб-бека

3. Вторичное завоевание Цинской империей Синьцзяна. Завершение национально-освободительного движения в Синьцзяне в 70-х гг. XIX в.

4. Административные преобразования в Синьцзяне в 80-90-е гг. ХIХ в.

1. Национально-освободительное движение мусульманских народов в Синьцзяне в начале 60-х гг. 19 в. Восстание в Кучаре и Кульдже и их последствия

Важнейшим событием внутриполитической жизни цинского Китая 60-70-х гг. XIX в. явилось мощное восстание мусульман на северо-западе страны, известное под названием дунгано-уйгурского восстания. Оно было выражением острого кризиса политики Цинской империи в Центральной Азии и было направлено против жестокой феодальной эксплуатации и национального гнета со стороны маньчжурского военно-бюрократического аппарата в Синьцзяне. По временным и географическим рамкам, а также по степени независимости, которой удалось добиться восставшим, восстание 1864 г. явилось самым крупномасштабным за прошедшие сто лет борьбы. Оно охватило как Синьцзян, так и провинции собственно Китая.

В 50-е - 60-е гг. XIX в., вековые устои империи Цин были до основания потрясены мощными восстаниями тайпинов и мусульманских народов Западного Китая - дунган, уйгуров, казахов, киргизов, узбеков и таджиков. Пламя восстаний последовательно распространялось с востока на запад, из центральных районов в Сычуань, из этой провинции в Ганьсу, Шаньси, Шэньси и оттуда в Синьцзян.

Восстание мусульман в Шэньси - Ганьсу было сложным, неоднозначным феноменом. Прежде всего, будучи внешне локальным, ибо территориально восстание проходило на территории провинций Шэньси и Ганьсу, оно в известной степени было выступлением мусульманской общины Китая вообще, так как единоверцы из других провинций не остались в стороне от борьбы мусульман Шэньси и Ганьсу. Это обстоятельство давало властям наглядное подтверждение об известной общности интересов мусульман в Китае, независимо от местожительства.

Цинские власти получили свидетельства того, что выступления мусульман были не просто самопроизвольным проявлением их недовольства существующими порядками, но и их устремлений к установлению своих порядков, не санкционированных волей правителя Китайского государства. Речь шла о намерении руководства повстанцев создать собственную государственность на землях компактного проживания мусульман.

В июне 1864 г. произошло первое открытое выступление жителей Кучара. Поводом для начала антицинских выступлений послужили распространившиеся слухи о том, что маньчжурские власти решили поголовно уничтожить все местное дунганское население, которое подозревается в сочувствие по отношению к своим восставшим в Шэньси и Ганьсу. Уже на начальном этапе к восставшим дунганам немедленно присоединились уйгуры. В течение одних суток повстанцы овладели городом, одержав победу над цинским гарнизоном, и восстание распространилось в окрестных местностях.

Следующим было восстание в Урумчи, где, как и в Кучаре, ядром восставших также стали дунгане. В частности, в Урумчи повстанцами был захвачен один из крупнейших оружейных складов в Джунгарии и Восточном Туркестане. К середине июля, когда по тому же кучарскому сценарию к дунганам примкнули уйгурские повстанцы, Урумчи был, практически, весь захвачен восставшими, а к началу октября того же года пала и цитадель маньчжуро-китайского гарнизона. После успеха в указанных двух центрах, в руки восставших народов Синьцзяна переходили один за другим города и уезды.

Следующим городом, где с новой силой вспыхнула антицинская борьба, стал Яркенд. Здесь дунганские повстанцы в результате внезапного нападения на маньчжуро-китайский гарнизон, уничтожили около двух тысяч солдат. После Яркенда восстание вспыхнуло в Хотане, затем в Турфане. Серия антицинских выступлений завершилась восстанием в Чугучаке, начавшемся в конце января 1865 г. Восстание привело к победе местного населения.

Эти восстания были результатом острого кризиса политики Цинской империи. Они были направлены против господства китайских феодалов. Основными движущими силами восстания были крестьяне и городская уйгурская беднота, чабаны-киргизы, а в последствие в национально-освободительную борьбу включились все слои уйгурского населения.

Хотя главная сила восстания состояла из крестьян, все же его нельзя назвать исключительно антифеодальным. Это движение по своему характеру было освободительное, ибо основная задача его состояла в том, чтобы свергнуть китайское господство. Несмотря на различные интересы отдельных классов, все они выступили против китайского господства.

Крупные феодалы стремились вернуть былое могущество и утраченное политическое господство. Торговцы были заинтересованы в освобождении, так как после этого они получали право свободной внешней торговли - устранялась монополия чайной торговли, дававшая китайским фирмам огромные прибыли. Городская беднота освобождалась от обязанностей клиентов по отношению к китайским чиновникам и военным. Огромные долги ростовщикам уничтожились вместе с владельцами обязательств. Крестьянство, задавленное множеством налогов, работами по укреплению крепостей, в горных шахтах, стремилось облегчить свое положение. Протест крестьян был направлен против китайских властей, представителей существующего порядка.

На стороне же китайцев была крайне незначительная группа чиновников-феодалов, получивших от китайского правительства должности, землю и крестьян. Они были силой, при помощи которой проводилась политика прямого грабежа.

Выгоду от восстания получили, прежде всего, ходжи и крупные феодалы, захватившие власть в свои руки. Доходы от различных налогов и от подарков в пользу местной администрации, полностью шли в их карманы. Земли и прикрепленные крестьяне, которыми пользовались прежде китайские чиновники и беки, перешли к ним. Получили выгоды и купцы, внутренний рынок оказался полностью в их руках. Монополии внешней торговли китайцев уже не существовало. Торговцы получили право свободного выхода на внешний рынок. Китайские ломбарды также перестали существовать.

Основная масса трудового населения, которая совершила восстание, не добилась того, чего ожидала, т.е. ликвидации налогов и податей. Все прежние привилегии беков забрали себе предводители восстания. Тем не менее, в жизни простых тружеников произошли некоторые изменения: были уничтожены огромные долги, которыми китайские ростовщики опутали крестьянство. Отпали большие налоги на содержание китайской администрации и военщины.

Мусульманское восстание 1864 г. проходило, так же как и восстания предыдущего периода, под лозунгом газавата и носило ярко выраженный религиозный характер. Основной целью восстаний по-прежнему было свержение власти Цинской династии и возвращение своей родине независимости. По-прежнему перед началом восстаний представители различных этносов консолидировались, однако после свержения власти цинов, начинали воевать между собой.

В частности, в Кашгаре дунгане чувствовали себя чужими и не имели близких контактов с уйгурами. Поскольку многие дунгане служили в китайском гарнизоне, уйгуры недоверчиво относились к ним.

Таким образом, 1864–1866 гг. характеризовались успешным развитием национально-освободительного движения в Джунгарии и Восточном Туркестане. В середине 1866 г. Джунгария (за исключением Баркуля) и Восточный Туркестан практически полностью отделились от Цинской империи. Этот этап противоборства восставших с маньчжурами завершился полной победой освободительного движения.

Итак, можно сделать вывод, что впервые за сто лет борьбы, мусульманам удалось не только свергнуть власть Китая, но и удержать ее в своих руках. Это стало возможным благодаря тому, что в этот раз восстание не было локальным. В нем приняли участие все слои мусульманского общества Джунгарии и Восточного Туркестана.