Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пособие История Синьцзяна.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
482.44 Кб
Скачать

Алтайский государственный университет

ИСТОРИЯ СИНЬЦЗЯНА

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Барнаул 2012

Авторский коллектив:

д.и.н., профессор Бармин В.А. (разделы 10, 11, 12),

д.и.н., доцент Лысенко Ю.А. (разделы 3, 4),

д.и.н., профессор Старцев А.В. (раздел 9),

к.и.н., доцент Анисимова И.В. (разделы 1, 2, 5, 6, 7, 8, 13),

Учебное пособие предназначено для студентов исторического факультета Алтайского государственного университета, обучающихся по направлению «Зарубежное регионоведение»

Учебное пособие выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 12-31-09012 «Центральноазиатский регион в системе внешних отношений России и Китая: история и современность»

Тема 1. Синьцзян в древности

    1. Восточный Туркестан в эпоху каменного и бронзового веков

    2. Синьцзян в раннем железном веке по данным археологии

    3. Установление взаимоотношений Синьцзяна и древнего Китая в IIII вв. до н.э.

    4. Усиление влияния ханьского Китая в Синьцзяне в III в. н.э. Изменение этнополитической обстановки в регионе после падения империи Хань

1.Восточный Туркестан в эпоху каменного и бронзового веков

Достижения современной науки, как западной, китайской, так и отечественной, позволили вскрыть мощные пласты предыстории Синьцзяна. Исследованиями территории Восточного Туркестана в области археологии, этнологии, антропологии и палеогенетики, а также смежных дисциплин, выявлены основные этапы прошлого Синьцзяна, и в общих чертах определены исторические процессы, воздействие которых привело к этнокультурному своеобразию Восточного Туркестана.

Наименее изученным регион является в плане исследования памятников каменного века. Специфические природные условия Синьцзяна, прежде всего преобладание пустынных ландшафтов значительно затрудняют определение географических и стратиграфических обстоятельств обнаружения памятников эпохи камня. К настоящему времени на территории Синьцзяна выявлено значительное число памятников, относящихся к различным этапам каменного века (от палеолита до неолита), однако до сих пор не выработаны единые подходы к их интерпретации. Среди палеолитических местонахождений известны пункты на юге Таримской котловины, на р. Ташкурган в памирском высокогорье (вероятно, средний палеолит), в Алтайском округе в долине Иртыша, в Турфане при раскопках городища Цзяохэ (предположительно верхний палеолит). На последнем памятнике вместе с орудиями верхнепалеолитического облика найдены микролиты. Большая часть памятников с микролитами относится к неолиту.

В развитии неолитических памятников с микролитами выделялись ранний бескерамический (Цзяохэ, стоянки в Хами, Восточной Джунгарии, высокогорье Алтын-тага), и поздний этап, на памятниках которого (Астана и Мулэй близ Турфана), микролиты найдены вместе с фрагментами керамики. Однако позднейшие исследования показали большую степень условности использующегося разделения памятников на три разновидности: 1) с микролитами; 2) с расписной керамикой; 3) со сравнительно крупными шлифованными орудиями.

Китайские археологи неоднократно предпринимали попытки вписать синьцзянские микролиты в общую традицию для Северного Китая, восходящую в позднепалеолитическим и мезолитическим культурам. Однако отсутствие хорошо стратифицированных и датированных памятников не дает возможности для более определенных выводов.

Наибольший интерес представляют памятники бронзового века на территории Синьцзяна. В эпоху бронзы регион был связан со скотоводческой культурной традицией, развивавшейся в степных районах Евразии. В древности Восточный Туркестан являлся главным районом расселения тохарских племен – одной из языковых групп индоевропейцев. На его территории расселялись племена восточных иранцев. Известно, что на территории Синьцзяна носители языков, потомки которых известны как тохары, появляются в пору, предшествующую переселению индоиранцев. Распространение индоевропейских языков вплоть до Синьцзяна, и широкое распространение европеоидов по степному ареалу Евразии в результате миграций с запада на восток являются двумя сторонами одного процесса.

В южных отрогах Алтайской горной системы на севере Синьцзяна в наиболее древних исследованных могильниках этой территории встречаются материалы афанасьевской культуры второй половины IV–III тыс. до н.э., памятники которой исследованы на обширной территории Алтае-Саяно-Хангайского нагорья. С появлением афанасьевцев в этих регионах в результате миграций значительных масс европеоидного населения древних скотоводческих культур Восточной Европы, связывается возникновение на территории Южной Сибири и Центральной Азии навыков производящего хозяйства и металлургии меди.

В более позднее время – со второй половины III тыс. до н.э., север Синьцзяна являлся территорией формирования «чемурчекского культурного феномена», названного по могильнику Чемурчек (Кээрмуци) в бассейне Черного Иртыша. Заключается он в появлении в западных предгорьях Монгольского Алтая (от Алтайского края до Заалтайской Гоби) таких западноевропейских традиций, как конструкции погребальных сооружений, каменная скульптура, композиции росписей, выполненных охрой, формы и орнамент сосудов. При этом прослеживается значительное сходство с синхронными южносибирскими культурными образованиями.

В Таримском бассейне с рубежа III–II тыс. до н.э. проживало население, оставившее могильники Гумугоу (Кявригул), Сяохэ и другие. Благодаря особенностям засушливого климата здесь полностью сохранились все элементы материальной культуры и естественно мумифицированные останки людей. Предметы в погребениях представлены островерхими войлочными колпаками с воткнутыми в них перьями-украшениями, кожаными (меховыми) сапогами, меховыми шубами, плетеными из травы корзиночками с зернами пшеницы, шерстяными тканями с клеточным узором, и другими изделиями. Сохранность и выразительность находок не вызывала сомнений в европеоидной принадлежности населения, оставившего эти могильники, уже в процессе раскопок, проводимых китайскими археологами в 1970–2000-е гг. По данным антропологии и генетики, а также культурному комплексу, несомненно европейское происхождение населения эпохи бронзы Тарима. Установлена его принадлежность к северной депегментированной ветви европеоидной расы (при некоторых контактах с сибирскими популяциями по данным палеогенетики), и связи со степными и лесостепными европеоидными популяциями бронзового века Евразии. Предполагается прототохарская этническая принадлежность ранних европеоидов бассейна Тарима.

Формирование андроновской культурно-исторической общности на обширных пространствах степей и лесостепей Евразии от Урала до Енисея с запада на восток, и от кромки таежной зоны до оазисов юга Средней Азии с севера на юг, явилось переломным этапом в истории населения евразийских степей. В это время (первая половина II тыс. до н.э.) окончательно утвердились развитые формы производящего скотоводческого и комплексного земледельческо-скотоводческого хозяйства, достигла наивысшего расцвета металлургия бронзы. На заключительном этапе эпохи бронзы в степной зоне евразийских степей на позднеандроновской основе формируется кочевое скотоводческое хозяйство. Памятники восточных вариантов андроновской общности широко представлены на соседних с Синьцзяном территориях юго-восточного Казахстана и Киргизии. Скотоводческие андроновские племена обитали и в смежных районах Восточного Туркестана, а отдельные находки бронзовых изделий андроновского типа широко известны с территории Синьцзяна. Поскольку население андроновской общности связывается с арийской ветвью индоевропейских языков (индоиранцами), есть основания связывать этническую волну андроновского населения на территорию Синьцзяна с продвижением иранского населения.

В эпоху поздней бронзы, в XIII–IX вв. до н.э., в Восточном Туркестане получили распространение металлические изделия, центр производства которых находился в Семиречье (например, клад бронзовых изделий в Агаршэн). Население Восточного Туркестана в это время было европеоидным, но принадлежало к различным антропологическим типам. Археологические памятники представлены поселениями земледельцев и стоянками скотоводов, погребальный обряд и керамика очень разнообразны. Это указывает на сложный характер этногенеза в Синьцзяне, где сменялись и частично сосуществовали различные по генезису группы европеоидного населения.

Ряд памятников эпохи поздней бронзы - раннего железного века Таримского бассейна находит ближайшие культурные аналогии на территории Средней Азии в земледельческих культурах этого региона (культуры лепной расписной керамики). При этом связи Синьцзяна и Средней Азии носили двусторонний характер.