
- •Содержание
- •Введение
- •Глава I. Отношения Советского Союза с Ливией в 1951-1969 гг.
- •§1. Горизонты для развития советско-ливийских отношений
- •§2 Экономическое направление
- •§3 Укрепление культурных связей
- •Глава II ссср и Ливийская революция 1 сентября
- •§1 Первые контакты
- •§2 Делегация срк в Москве
- •Глава III. Советско-ливийские отношения в 1973—1985 гг.
- •§1. Важный шаг к взаимопониманию
- •§2 Экономические связи
- •§3 Культурное взаимодействие
- •Заключение
- •Список использованных источников и литературы Опубликованные источники
§2 Делегация срк в Москве
Важным событием в истории становления советско-ливийских отношений дружбы и сотрудничества стал визит в Москву ливийской правительственной делегации в феврале — марте 1972 г. По приглашению Советского правительства в СССР во главе делегации прибыл член Совета революционного командования Абдель Салам Джеллуд, занимавший в то время посты министров промышленности и экономики и исполнявший обязанности министра финансов. Его сопровождал другой член СРК - заместитель начальника Генерального штаба Мустафа Харруби, а также ряд руководящих сотрудников других министерств в революционном правительстве ЛАР. Прибывшая в Москву делегация представляла высший орган ливийской революции того периода — Совет революционного командования. Уже сам факт приезда столь представительной делегации в СССР свидетельствовал о стремлении руководства республиканской Ливии к развитию всестороннего сотрудничества с Советским Союзом, а также о признании его особой роли в поддержке ливийской революции. В свою очередь советские люди питали неизменные чувства дружбы и симпатии к ливийскому народу и не раз выражали свою солидарность с независимым курсом революции 1 сентября. В СССР с интересом следили за начавшимся в ПАР процессом прогрессивных социально-экономических преобразований и были готовы оказать необходимое содействие развитию народного хозяйства страны. Все это определило то большое значение, которое придавалось в обеих столицах первому визиту членов высшего руководства ливийской революции в СССР. Как сообщалось в коммюнике о пребывании ливийской правительственной делегации в СССР, «стороны с удовлетворением отметили, что после сентябрьской революции 1969 г. в Ливии советско-ливийские отношения получили новое развитие», а также то, что «имеются широкие возможности для их дальнейшего расширения в политической, экономической, научно-технической, торговой и других областях»17.
Новым подтверждением солидарности Советского Союза с единым фронтом антиимпериалистической борьбы арабских государств стало коммюнике об итогах визита в Москву правительственной делегации ЛАР. В нем, в частности, отмечалось, что СССР и Ливия «считают, что достижение единства между прогрессивными арабскими режимами является важным фактором поддержки усилий арабов и мобилизации их возможностей на справедливую борьбу против империализма, монополий и международного сионизма и достижение победы в этой борьбе». При этом участники переговоров в Москве подчеркнули "большое значение дружбы между Советским Союзом и прогрессивными арабскими силами для успеха борьбы, которую они ведут против империализма, колониализма и сионистско-израильской агрессии».
В ходе пребывания представителей СРК в столице СССР они встретили полное понимание и поддержку провозглашенной М. Каддафи еще в первые месяцы революции политики «абсолютного позитивного нейтралитета»18. В совместном коммюнике по этому поводу говорилось, что сторонами «была отмечена позитивная роль, которую играют неприсоединившиеся страны с прогрессивными режимами в международных отношениях, как важный фактор в борьбе народов за укрепление мира, против империализма и колониализма, агрессии и международного сионизма».
Становление дружественных отношений СССР с республиканской Ливией не было, естественно, лишено трудностей, вызывавшихся различиями в идеологии и подходе к некоторым международным проблемам (таким, например, как индо-пакистанский конфликт). Однако с обеих сторон, как правило, проявлялась необходимая добрая воля, позволившая успешно преодолевать такие трудности. «В официальных отношениях, — заявил по этому поводу М. Каддафи в 1972 г., - мы стараемся проводить различия между политическими и идеологическими отношениями. В этом смысле и в данной обстановке у нас замечательные отношения с русскими, с Советским Союзом...»19.
Для советско-ливийских отношений в целом уже на первом этапе после революции 1 сентября было присуще взаимное искреннее стремление к развитию равноправных и взаимовыгодных связей. По словам руководителя ЛАР М. Каддафи, «ливийская арабская революция видела в Советском Союзе благородного друга»20. Уже в начале 70-х годов был заложен фундамент для дальнейшего развития и совершенствования разностороннего и плодотворного советско-ливийского сотрудничества, начали выкристаллизовываться отношения боевой антиимпериалистической солидарности двух народов.