Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
safonova_soderzganie_metodika_psih_soc.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
03.12.2019
Размер:
1.65 Mб
Скачать

Контрольные вопросы и задания

  1. Назовите наиболее эффективные стратегии совладания со стрессом. 1

  2. Как соотносятся понятия «психическая травма» и «вторичная трав-| ма»?

  3. Почему психическую травму и посттравматический синдром отно­ сят к факторам социального неблагополучия?

  4. Как специалисты помогающих профессий могут позаботиться о своем самочувствии?

Рекомендуемая литература

Основная

Методическое пособие по работе с посттравматическими стрессовы­ми расстройствами. — СПб., 2001.

92

Психология социальной работы / под ред. М. А. Гулиной. — СПб., 2002.

Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Хажилина И. И., Видерман И. С. Про­филактика наркомании у подростков: от теории к практике. — М., 2001.

Фирсое М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы: Содер­жание и методы психосоциальной практики: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М., 2002.

Дополнительная

Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других — М., 1996.

Возрастная психология: личность от молодости до старости. — М 1999.

Гнездилов А. Путь на голгофу. — СПб., 2002.

Хэмбли Г. Телефонная помощь. — Одесса, 1992.

Глава 7

ТЕОРИИ АГРЕССИИ И НАСИЛИЯ, УСЛОВИЯ

ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЖЕРТВАМ

НАСИЛИЯ

Основные понятия

агрессия • агрессивность • агрессивное поведение • аддиктивное поведение • девиантное поведение

7.1. Агрессия и агрессивность как предмет анализа и коррекции

Социальные психологи до сих пор спорят по поводу терми­нологического определения агрессии, но во многом их мнения сходятся. Необходимо различать поведение самоуверенное, энер­гичное, направленное на достижение поставленной цели, и по­ведение, единственная цель которого — причинить боль, на­вредить или разрушить. Первое — напористость, второе — аг­рессия (от лат. aggredi — нападать). До начала XIX в. агрессив­ным считалось любое поведение, как доброжелательное, так и враждебное.

В 60 —70-х гг. XX в. агрессию трактовали в основном в зависи­мости от ее последствий либо предшествующих ей условий и, в частности, намерения нанести ущерб. Сегодня на первый план выдвигается нормативный подход, в котором учитываются как достоинства, так и трудности предыдущих подходов.

При определении поведения как агрессивного исходят из по­нятия нормы. Нормы формируют своеобразный механизм конт­роля за действиями. Когда нормы соблюдены, поведение не будет восприниматься как агрессивное, независимо от степени губи­тельности его последствий. И наоборот, если нормы нарушены, поведение считается агрессивным.

Таким образом, поведение называется агрессивным, если:

  1. наступают губительные для жертвы последствия;

  2. нарушены нормы поведения.

Губительность последствий заставляет наблюдателя обозначать действия как агрессивные и вызванные враждебными намерения­ми лишь в том случае, если эти действия восприняты им как нор-монарушающие, и это второе условие рассматривается как глав­ное при определении поведения как агрессивного.

94

Нормативные представления об агрессии имеют важное значе­ние, и их обязательно надо учитывать при описании человеческо­го поведения; без уяснения свойственных данной культуре (сооб­ществу, социальной группе, отдельной личности) нормативных канонов невозможно понимание особенностей ее (их) существо­вания. Однако, как бы ни было важно признание нормативного характера представлений об агрессии, нормативность нельзя и абсолютизировать, в противном случае это может привести к субъективизму: агрессией будет считаться то, что таковой называ­ют люди. А значит, для того чтобы квалифицировать поведение, достаточно будет обратиться к мнениям людей, наблюдавших за этим поведением.

Использование нормативного подхода на практике оказывает­ся довольно сложным, поскольку взгляды людей на агрессию вы­текают из принятых в данном обществе норм и ценностей, опосредованы их принадлежностью к различным общественным слоям, сообществам и группам. Более того, один и тот же губи­тельный акт может быть по-разному определен даже в зависимо­сти от пола, возраста, мировоззренческих принципов личности.

По мнению Р.Бэрон и Д.Ричардсон, агрессия предполагает или ущерб, или оскорбление жертвы. Из этого следует, что нане­сение телесных повреждений реципиенту не обязательно. Агрес­сия происходит в том случае, если в результате действий возника­ют какие-либо негативные последствия. Таким образом, помимо оскорблений действием такие проявления, как выставление кого-либо в невыгодном свете, публичное осмеяние, лишение чего-то необходимого и даже отказ в любви и нежности, могут при опре­деленных обстоятельствах быть названы агрессивными.

Агрессия есть совокупность определенных действий, причиня­ющих ущерб другому объекту.

Агрессивность — свойство личности, ее особенность, выража­ющаяся в готовности к агрессивным действиям в отношении дру­гого объекта (человека, животного, иногда опосредованного пред­мета).

Агрессивность включает также социально-перцептивный ком­понент — готовность воспринимать и интерпретировать поведе­ние другого человека как враждебное. В этом плане, очевидно, можно говорить о потенциально агрессивной интерпретации как об устойчивых особенностях мировосприятия и миропонимания некоторых людей.

Уровни агрессивности определяются в процессе как социали­зации, так и ориентации на социально-культурные нормы, важ­нейшие из которых — нормы социальной ответственности и нор­мы возмездия за акты агрессии.

Агрессивность, проявляющаяся в поведении личности в виде непрерывной готовности агрессивно реагировать в ответ на опре-

95

деленные сигналы агрессии и в виде готовности воспринимать эти сигналы, может быть отнесена к характерным чертам личности.

Поведение агрессивное — специфическая форма действий чело­века, характеризующаяся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому лицу или группе лиц, коим субъект стремится причинить ущерб.

7.2. Психосоциальная помощь жертвам насилия

Проблема, которая всегда существовала и, очевидно, будет еще долго присутствовать в любом обществе, — насилие над детьми, смерть детей от голода, их гибель во время бомбардировок и об­стрелов, в межнациональных конфликтах, убийство в лагерях бе­женцев, на бытовой почве. Нередки и такие формы насилия, как торговля детьми, вовлечение в нищенство, попрошайничество и проституцию, экономическая эксплуатация, лишение жилья, средств к существованию, пренебрежение их нуждами и интере­сами. Дети, бесспорно, самая незащищенная и уязвимая часть об­щества, полностью зависящая от взрослых. Именно по вине взрос­лых они оказываются в зонах стихийных и природных катастроф, военных действий, становятся заложниками и нередко жертвами физического, сексуального и эмоционального насилия.

В России не проводилось широких социологических исследова­ний о распространенности насилия над детьми. Отдельные орга­низации (благотворительные фонды, детские учреждения) ведут собственную статистику. Большинство этих данных позволяет лишь косвенно судить о распространенности насилия над детьми в Рос­сии, например сведения о количестве беспризорных детей.

Симптоматично, что с 1994 г. новые официальные данные о детях, жертвах преступлений в семье, отдельно нигде не приво­дятся. Скорее всего, статистика такого рода просто закрыта для общественности, и даже в ежегодные государственные доклады «О положении детей в Российской Федерации» сведения о жерт­вах домашнего насилия не включаются. Отсутствие подобной ин­формации отражает общую тенденцию: право детей — жертв пло­хого обращения в семье на защиту в российском правосудии оста­ется необеспеченным.

Жестокость, проявляемая к детям в семьях, вызывает разнооб­разные нарушения, в частности социальную дезадаптацию детей и подростков.

Безнадзорность ухудшает психическое здоровье детей. Психо­логическая патология среди социально дезадаптированных несо­вершеннолетних достигает 95 %.

И хотя факты жестокого обращения с детьми и их эксплуата­ции известны давно, долгое время никто не занимался поиском

96

подтверждений последствий этих явлений, губительных для фи­зического и психического здоровья ребенка. До конца XIX в. пре­обладала позиция, согласно которой дети являются собственно­стью, «имуществом» родителей (владельцев), обладающих абсо­лютным контролем над их жизнью и смертью. Дети даже могли быть куплены или проданы.

В 1962 г. американский врач С. Кемп и его сотрудники описали синдром избиваемого ребенка. Их сообщение вобрало в себя ре­зультаты изучения ряда отраслей медицины и послужило импуль­сом к тому, что этой проблемой стали заниматься юристы, социо­логи, психологи, психиатры.

При всех тех ужасах и последствиях, которые несет насилие, отношение к нему в нашей стране снисходительно-терпимое, а иногда, к сожалению, даже ироничное. На официальном уровне доминирует подход, согласно которому под статьи Уголовного кодекса Российской Федерации подпадает незначительная часть действий с очевидным и ощутимым ущербом для здоровья чело­века (ребенка) — убийства, телесные повреждения, истязание. Если физический вред не обнаруживается, все другие насильствен­ные действия не квалифицируются как преступные деяния и не подлежат правовому определению. Не ведется и учет жертв наси­лия в семье с разделением по признакам пола и возраста, а также по видам насилия.

Выделение и определение фактов и причин насилия в семье — лишь первый шаг к его преодолению. Важен комплексный подход к этому явлению: системный анализ особенностей детского раз­вития в ситуации интенсивного усложнения отношений с роди­телями, ориентация на их диагностику, в том числе выявление психологических новообразований в сфере сознания личности и оказание квалифицированной помощи для ее реабилитации.

Безопасность детей в семье должна обеспечиваться комплек­сом мероприятий, объединенных в специальные программы: экст­ренной и оперативной, долговременной и повседневной, рутин­ной и эксклюзивной помощи жертвам насилия и их семьям; про­свещения, консультирования и психологической коррекции для родителей — виновников насилия; общей и специальной профи­лактики насилия в семье.

97

4 с,

Во всем мире социальная работа опирается на законодатель­ство. Существует социальный контроль за соблюдением системы ограничений (условий), нарушение которых наносит ущерб функ­ционированию социальной системы. Социальный работник, ула­живающий труднейшие обстоятельства при нежелании виновных в жестоком обращении взрослых сотрудничать и имеющий право предъявить к ним строгие требования, остается наиболее жизне­способной и влиятельной, профессионально действующей «ин­станцией».

афонопа

Социальная работа, направленная на предотвращение наси­лия в семье и оказание помощи детям — жертвам насилия, про­водится такими организационными структурами, как:

  • кризисные центры для женщин, кризисные центры для жен­ щин с детьми или убежища стационарного и дневного пребыва­ ния, специализирующиеся на помощи именно этой категории клиентов;

  • службы и учреждения (отделения, группы), специализирую­ щиеся на оказании квалифицированных услуг семье и детям, в том числе по месту жительства (например, в территориальных центрах социальной помощи семье и детям, детских приютах, центрах социальной реабилитации для несовершеннолетних, спе­ циализированных подростковых линиях на «телефонах доверия»);

  • территориальные учреждения системы социального обслу­ живания населения в целом (в центрах психолого-педагогической помощи населению, центрах комплексного социального обслу­ живания, центрах медико-социальной помощи).

Специальная профилактика это оказание не столько конк­ретных, сколько опосредованных услуг пострадавшему человеку. Опосредованные услуги представляют собой усилия, которые со­циальная служба направляет на сохранение статус-кво ребенка, на создание условий, способствующих развитию его личности, получение образования, повышение благосостояния, оказание адекватной социальной и психологической поддержки, способ­ствующей формированию уверенности в себе и своей самооцен­ке, с тем чтобы чувства своей ненужности и одиночества у него не обострялись, а процессы личностного роста по возможности не приостанавливались под воздействием тех условий, в которых он оказался.

Профилактика имеет своей целью не столько удовлетворять потребности личности, сколько устранять и смягчать факторы риска, а значит, снимать угрозу повторения насилия.

Социально-психологическая поддержка включает в себя конк­ретную помощь, необходимую страдающему и пострадавшему от насилия, чтобы он мог сохранить максимально возможный уро­вень противостояния деструктирующим влияниям семьи как ис­точника своих страданий. Улучшая положение жертвы насилия, такие услуги снижают риск плохого обращения с ней и носят гуманитарный характер, так как предназначены для защиты или восстановления благополучия личности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]