
- •Хирургические вмешательства как компонент интенсивной терапии
- •Инфузионно-трансфузионная терапия как компонент интенсивной терапии
- •Основные принципы диагностики и коррекции острых нарушений гомеостаза у пораженных с тяжелой механической сочетанной травмой
- •Профилактика и лечение дыхательных расстройств
- •Диагностика и коррекция нарушений кровообращения
- •Коррекция водно-электролитных нарушений
- •Интенсивная терапия острой почечной недостаточности и гепаторенального синдрома
- •Специальные методы интенсивной терапии
- •Профилактика и терапия инфекционных осложнений тяжелой механической сочетанной травмы
- •Искусственное питание как компонент интенсивной терапии
Коррекция водно-электролитных нарушений
Наиболее часто у пораженных с тяжелой механической травмой развивается изотоническая дегидратация, которой способствует невосполненный дефицит ОЦК, потери желудочного и кишечного содержимого (рвота, быстрое поступление содержимого по постоянному зонду или стомам), задержка содержимого в просвете паралитичной кишки. Клинические проявления такой дисгидрии укладываются в картину гиповолемии с тахикардией, снижением АД, на фоне олигурии, повышенного гематокрита и нормального осмотического давления плазмы. Инфузионной средой выбора в таких клинических ситуациях считаются изотонические кристал-лоидные натрийсодержащие растворы, лучше эквилибрированные (хлосоль, дисоль) или сбалансированные (лактасол, ацесоль). Критерием регидратации считается стабилизация кровообращения, исчезновение ортостатических реакций, возрастание темпа диуреза, снижение показателя гематокрита.
При высоких внешних потерях гипоосмолярной жидкости (испарение с больших раневых поверхностей, лихорадка с избыточным потовыделением, гипервентиляция легких при дыхании через рот или трахеостому) возможно развитие внутриклеточной гипертонической или гиперосмолярной дегидратации. Особенно благоприятны условия для развития этой формы дисгидрии при исходном и фоновом дефиците внеклеточной жидкости. В основном эта форма обезвоживания связана с потерями жидкости тела, возмещаемыми средой без достаточного количества электролитов. Ведущими симптомами гипотонической дегидратации будут пониженная осмолярность плазмы, снижение АД на фоне тахикардии, холодная цианотичная кожа с недостаточным наполнением вен и олигурия. Главным проявлением гипертонической дегидратации считается выраженная жажда при отсутствии отчетливых гемодинамических нарушений и повышенная осмолярность плазмы. Внутриклеточный характер дегидратации подтверждается уменьшением среднего объема эритроцита ниже 85 мкм3. Основной причиной этой дисгидрии является недостаточное поступление в организм воды с потерей гипотонической жидкости. Ведущие симптомы гипертонической дегидратации: жажда, беспокойство, галлюцинации, сухость кожи, слизистых оболочек и языка, олигурия и повышение осмолярности плазмы. Средой выбора при инфузионной коррекции может считаться 5%-ный р-р глюкозы, обеспечивающий поступление в организм неионизи-рованной воды после метаболизации углеводов. Критерии эффективной регидратации: исчезновение жажды, сухости во рту, возрастание среднего объема эритроцита.
В случаях тяжелого эндотоксикоза характер дисгидрии определяется действием эндогенных токсических субстанций и проявляется смешанной формой дегидратации. Это состояние характеризуется обычно расстройствами деятельности ЦНС даже при отсутствии сколько-нибудь существенного повреждения головного мозга, а вялость и заторможенность у пораженного могут перемежаться периодами возбуждения. В том случае, когда пораженный жалуется на сильную жажду и нет еще клинических признаков обезвоживания тканей, дефицит воды в организме составляет 2% примерной массы тела. Если кожа в подмышечных впадинах и в паху сухая и горячая, а на языке видны по крайней мере две продольные складки, то дефицит жидкости для среднего по массе взрослого мужчины - около 2 л. В тех случаях, когда определяются отчетливые признаки обезвоживания подкожной клетчатки (кожа собирается в складку, которая не расправляется), дефицит жидкости составляет около 6% массы тела, т.е. 4-5 л.
Если возможности эндогенной компенсации дефицита жидкости в организме исчерпаны, то к клинической картине изо- или гипертонической дегидратации присоединяются артериальная гипотензия, тахикардия, снижение ЦВД и олигурия с высоким уровнем относительной плотности мочи. Крайнюю степень дисгидрии поддерживает кишечный парез. Средами выбора для инфузионной регидратации могут быть как сбалансированные кристаллоидные кровезаменители, так и изотонические растворы углеводов. Их соотношение в инфузионной программе определяется глубиной дисгидрии и соотношением внеклеточной и внутриклеточной дегидратации, что зависит от конкретной клинической ситуации и возможностей активной детоксикации. Критерии регидратации в этой ситуации не столь определены, как при «чистых» дисгидриях. Многие клинические проявления будут скрываться проявлениями эндотоксикоза, например, тахикардией, и как ответ на нагрузку, неустойчивым, состоянием кровообращения.
Тахикардия может быть следствием нарушений калиевого баланса в миоцитах даже при нормальном или избыточном уровне калия в плазме крови, что характерно для травмы с обширным разрушением мышечных массивов. Обычно при сохранной функции почек имеется отрицательный баланс иона калия в организме пораженного. Вследствие избыточного катаболизма и несовершенного энергетического обеспечения ионы калия мигрируют в периоде проявлений травматической болезни клеток во внеклеточную жидкость и соответственно в плазму крови, а затем выделяются из организма с мочой. Процесс потери калия и калиевое истощение усиливается неполноценной хирургической обработкой ран, сохранением гематом в местах повреждений. На фоне дефицита калия замедляется восстановление кишечной перистальтики, сохраняются посттравматические нарушения сердечной деятельности, вплоть до развития сердечной недостаточности, чаще возникают легочные осложнения, в частности пневмонии. Эта особенность гомеостатических расстройств служит основанием для обязательного включения калийсодержащих продуктов и инфузионных сред при проведении естественного и искусственного питания.
В то же время олигурия любой этиологии после травм ведет к задержке калия и к развитию гиперкалиемии (с концентрацией калия в плазме крови, превышающей 5,5 ммоль/л). Это состояние опасно своим скрытым течением до момента развития критического состояния, которое может легко перейти в терминальное в связи с аритмогенным коллапсом кровообращения. Ежедневная ЭКГ у пораженных в тяжелом состоянии может выявить появление опасных электролитных сдвигов и определить эффективность проводимого лечения. Основные ЭКГ-признаки гиперкалиемии выражаются в расширении комплекса QRS, депрессии зубца Р, пологом подъеме сегмента ST в стандартных отведениях, высоких заостренных зубцах Т в грудных отведениях.
Если гиперкалиемия возникает на фоне изотонической дегидратации и сгущения крови, то ее устраняют инфузионными растворами, не содержащими калия, с последующей стимуляцией салуретиками или осмодиуретиками. Следующий этап коррекции состоит во вливании 10%-ного р-ра глюкозы (60 мл 40%-ного р-ра на 400 мл 5%-ного р-ра глюкозы) с добавлением 16 ЕД инсулина. Инсулин способствует переходу ионов калия в клетки и стойкому снижению его концентрации в плазме крови. При расстройствах сердечного ритма, которые можно связать с гиперкалиемией или, если такая опасность существует в силу явной несостоятельности почек, показано проведение еще более срочного инфузионного воздействия. Оно состоит в быстром внутри-1 венном вливании раствора кальция хлорида, лучше в разведении до 1%-ной концентрации (40 мл 10%-ного р-ра на 400 мл 5%-ного р-ра глюкозы). Предварительно желательно провести коррекцию характерного для такого состояния метаболического ацидоза. В таких случаях пораженным необходимо проведение экстракорпоральной детоксикации.
Расстройства натриевого гомеостаза после ранений и травм носят вторичный характер. При рациональной превентивной инфузионной терапии этих расстройств легко избежать при соответствующем лабораторном контроле натрия в плазме крови и моче. Иногда у пораженных после тяжелых травм с многокомпонентным интенсивным лечением, развивается гипонатриемия. Ее возникновение связано с расширением внеклеточного жидкостного пространства, в том числе со скоплением жидкостей (экссудатов, транссудатов) в физиологических и патологических полостях, а также секвестрации жидкости в «третьем пространстве».
Как правило, необходимости в специальной инфузионной коррекции гипонатриемии нет, за исключением случаев почечной недостаточности. Как только корригирующими хирургическими вмешательствами и манипуляциями ликвидируется секвестрация в «третьем пространстве», уровень натрия во внеклеточной жидкости быстро восстанавливается. Особенно легко это происходит на фоне свободного приема жидкости или обычной инфузионной нагрузки, которая может составлять примерно 30 мл/кг массы тела. В случаях возникновения у пораженных генерализованной инфекции (сепсис), общего перитонита в токсической и реже в терминальной фазах, послеоперационной кишечной непроходимости обычный объем инфузионной нагрузки должен составлять не менее 70-80 мл/кг массы тела.
Эффективность инфузионной терапии, необходимой до того момента, когда пораженный начнет свободно принимать жидкость через рот, оценивают по клиническим и доступным лабораторным тестам. Одним из информативных тестов следует считать темп диуреза, который при сохранной функции почек должен быть не менее величины равной 24 мл/сут на 1 кг массы тела. Основой устойчивой компенсации водно-электролитных расстройств, связанных с травмой, служит более раннее восстановление ЭП.
При тяжелых повреждениях нельзя допускать, чтобы пораженный на протяжении значительного промежутка времени, с момента травмы до восстановления естественного питания, голодал, так как внутренние ресурсы активно мобилизуемых питательных веществ в организме невелики. Они быстро расходуются в процессе катаболической реакции на травму. Это заставляет нередко в ходе регидратации прибегать к ПП, обеспечивая тем самым поступление питательных веществ для поддержания энергетических и пластических процессов.