
Московский государственный университет им. М.В. Ломоновсова
Исторический факультет
Доклад по истории Нового времени на тему: «Социальная утопия Дж. Уинстенли»
Подготовила студентка III курса д/о
Оганесян А.Н.
Руководитель семинара: к.и.н. Лазарева А.В.
Москва
2012
Оглавление
Введение 3
Обзор источников 11
Обзор историографии 19
Глава 1. Экономика 31
§1. Собственность 31
§2. Производство 35
§3. Купля-продажа 37
Глава 2. Политика 41
§1. Административное управление 41
§2. Система наказаний 43
Глава 3. Социальные отношения 46
Заключение 49
Библиография 50
Введение
Революционные события в Англии XVII в. явились не только важнейшим социально-экономическим и политическим переворотом, сокрушившим феодальную монархию, рыцарские держания и англиканскую церковь, но и всколыхнули и до основания потрясли общественное сознание. Они заставили искать новые формы политического и социального строя, отношений собственности, новые формы свободы личности, коренные преобразования в организации воспитания и образования. В эти поиски оказались вовлечены все слои общества – от просвещенных лендлордов, ученых и поэтов, до самых бедных, обездоленных, едва владевших пером представителей народных низов. Естественно, что поскольку задачи у разных общественных слоев были разными, то и идеал ближайшего или отдаленного будущего рисовался им по-разному. В огромном потоке литературы, выходившей Англии с начала революции, выделяются два генеральных и по сути противоположных направления, определявшихся социальным содержанием программы втянутых в них общественных сил: первое из них – буржуазно-дворянское, связанное с интеллектуальными традициями гуманизма и началом просвещения; другое – крестьянско-плебейское, опиравшееся на народно-реформационные течения, порожденные пуританизмом.1
При этом если буржуазно-дворянская утопия, создававшаяся представителями нового дворянства, которые стремились завоевать власть и законодательно закрепить своя растущее господств в экономической сфере, направлена была прежде всего на политическую реорганизацию общества, то авторы крестьянско-плебейских проектов стремились главным образом к тому, чтобы добиться осуществления идеала социальной справедливости. Действительно, все утопии буржуазно-дворянского лагеря («Королевство Макария»2, проекты Мильтона3 и Гаррингтона4 и даже конституции левеллеров) основной упор делают на разумную, сбалансированную, отвечающую задачам буржуазно-дворянского союза политическую организацию общества и требуют политических реформ и гарантий политической свободы.5 Напротив, «истинные левеллеры», анонимные памфлетисты, отстаивавшие идеи имущественного равенства, квакеры, рантеры и авторы кооперативных проектов озабочены прежде всего вопросами социально-экономической организации общественно жизни6, поскольку эти проекты исходили от тех слоев общества, которые больше всего страдали от эксплуатации, экономических притеснений и отсутствия социальных гарантий.
Поскольку социальная дифференциация в английском обществе XVII в. была выражена весьма нечетко, то в понятие «народные массы» и «низшие слои населения» включаются многие социальные слои трудящегося большинства населения Англии, не пользующиеся в производстве наемным трудом (мелкие ремесленники, подмастерья, бродячие торговцы, крестьяне-коттеры и мелкие арендаторы, наемные работники, рабочие мануфактур и др.); этот пестрый конгломерат вбирал в себя также сельских и городских мелких собственников, только что лишившихся этого статуса «раскрестьяненных» коттеров, батраков, разорившихся лавочников, еще тяготевших к идеалу мелкого хозяйства, а также беднейшие и декласированные слои населения7 – те группы общества, которые более всех других несли на себе бремя политического, социального и экономического угнетения.8 Именно в этих слоях общества сложилась народная социальная утопия.
Утопия Дж. Уинстенли, хотя и принадлежит перу одного автора, по праву может считаться народной утопией, ибо выражает воззрения определенной группы людей, принадлежавших к низшим слоям общества и участвовавших в деятельности бедняцкой колонии диггеров.
Сведения о жизни Уинстенли довольно скудны. Есть данные о том, что родился Уинстенли в Ланкашире в семье, по-видимому довольно зажиточного, торговца9; имеется запись о его крещении в приходской церкви Виган от 10 июля 1609 г. Затем мы застаем его в Лондоне, сначала торговым учеником, а затем полноправным членом корпорации суконщиков, занимающейся мелкой торговлей сукном.10 Представляется сомнительным, что у Уинстенли было систематическое образование, однако несомненная начитанность его в английской политической литературе 40-х годов XVII в. (вплоть до вероятного знакомства с «Утопией» Томаса Мора) очевидны.11 К началу гражданской войны, т.е. в 40х годах XVII в., открыл собственное предприятие в сити, но разорился в результате экономического кризиса, вызванного гражданскими войнами. Оставшись без средств к существованию, Уинстенли принужден был искать приюта у своих родственников или друзей в Сёррее.12 Уинстенли в поисках истины участвовал в различных церковных организациях и сектах, но не нашел в них удовлетворения. В 1648 г. он переходит к «экспериментальному» познанию бога в себе и во всей природе.13 В этот год выходят в свет четыре его первых трактата религиозного содержания, носившие милленарийский характер – «Тайна Бога», «Наступление для Божиего», «Рай для святых», «Истина, поднимающая голову над скандалами».14 Эти первые трактаты Уинстенли включают в себя следующие принципиальные положения: спасены и приобщены к божественной благодати могут быть все люди, независимо от их сословной, социальной, национальной и прочей принадлежности15; для спасения не нужны храмы, клир, богослужения, обряды; наоборот, они ведут народ по ложному пути.16 Духовенство вообще следует упразднить17; носителями высшей мудрости и созидания являются бедняки, наиболее угнетенные и презираемые в этом мире18; они должны быть свободны; алчность, себялюбие, стремление к накопительству следует преодолеть как самые главные пороки, которые приводят к богатству и бедности, к угнетению одной ветви рода человеческого другою19; идеал жизни людей в мире – единство, братство, общность, сотрудничество20; монархической строй и королевские законы осуждаются как тиранические и несправедливые; круглоголовые, индепенденты, участники народных сектантских движений объявляются защитниками правого дела21; народ призывается к действию, к активному строительству нового «царства» на земле.
Видно, что эти идеи носят революционный, антифеодальный характер. Она во многом повторяют положения антифеодальной программы крестьянско-плебейского лагеря в революции.22 В свете этих идей делается понятным дальнейший переход Уинстенли к принципам общественной собственности.
Наиболее энергичную деятельность развивает Уинстенли в 1649 г., в год установления республики в Англии. В дни конца января 1649 г, когда в Вестминстер-холле в присутствие огромной массы народа шел суд над Карлом I, из печатни Джайлса Калверта, известной своими радикальными публикациями, вышел трактат Уинстенли «Новый закон справедливости»23, в котором он впервые четко сформулировал идею общего пользования землей и ее плодами.24 Начиная с «Нового закона справедливости» и до конца своей творческой деятельности – до «Закона свободы» – Уинстенли обращается к проблемам социального и политического переустройства мира (исключение составляет лишь его неоконченный трактат «Неопалимая купина» 1650г)25 «Новый закон справедливости» знаменует собой поворотный момент в мировоззрении мыслителя.
Одновременно диггеры приступают к практическому осуществлению своей программы — к совместной обработке земли на холме св. Георгия. Все это произвело сильное впечатление на землевладельцев — помещиков и фригольдеров,— а через них и на власти республики и на командование парламентской армией.26 В Сёррей, к центру мирной деятельности диггеров, направляются военные части, солдаты избивают нескольких участников движения. 20 апреля Уинстенли и Эверард, его единомышленник, также один из лидеров движения диггеров, посетили Уайт-холл, резиденцию главнокомандующего парламентских войск Ферфакса, чтобы изложить мирные и справедливые цели диггеров. Как видно из «Письма к Ферфаксу и его военному совету» в мае 1649 г. сам Ферфакс посетил холм св. Георгия.27 26 апреля 1649 г. был выпущен «Манифест истинных левеллеров»28 за подписями пятнадцати человек, в том числе Уинстенли, провозгласивший основные принципы движения обезземеливаемых и уже обезземеленных крестьян. В этом же 1649 г. написаны Уинстенли: «Декларация бедного угнетенного люда Англии»29 (подписана, кроме Уинстенли, сорока четырьмя лицами), «Письмо лорду Ферфаксу и его поенному совету»30, «Декларация о кровавых и нехристианских действиях Виллиама Стара и Джона Тейлора из Уолтона», «Воззвание к палате общин», «Лозунги для лондонского сити и для армии».31 В последнем произведении Уинстенли обличает правящие круги в беззаконной, трусливой расправе с диггерами: без суда, без какого бы то ни было законного основания, диггеры, с помощью военной силы, были арестованы, скот их разогнан, все плоды их коллективного труда погублены.32 Уинстенли требует открытого суда, вызывает на публичную дискуссию юристов и духовенство.33 Но его призывы были безрезультатны. Вероятно, власть боялась широкой огласки этого дела. Сам Уинстенли не был арестован при разгроме движения и продолжал борьбу за дело диггеров. Советские историки объясняют это тем, что, видимо, власти опасались, что арест такого популярного человека может вызвать широкие волнения в массах. 34
В следующем году Уинстенли выпускает ряд новых произведений, в которых пытается убедить влиятельные круги республики в правоте своего дела. В 1650 г. вышли следующие работы Уинстенли: «Новогодний подарок парламенту и армии»35, «Защита тех, кто стремится лишь сделать землю общей сокровищницей, именуемых диггерами», «Воззвание ко всем англичанам», «Смиренный запрос к церковнослужителям обоих университетов и ко всем законникам в судах»36. Во всех произведениях Уинстенли выступает в защиту интересов угнетенного народа Англии, старается доказать и правящим кругам и широким слоям народа разумность и справедливость движения диггеров, приводит яркие примеры грабительской, вероломной политики пришедшего к власти в результате революции блока нового дворянства и буржуазии.37
Апогеем творческой деятельности Уинстенли стал «Закон свободы». По выражению М.А.Барга, «и если бы в этой утопии не было ничего другого, кроме одной-единственной мысли о том, что подлинная свобода и строй частной собственности — понятия взаимоисключающие, то и в этом случае – в условиях Англии середины XVII века – ее с полным основанием можно было бы причислить к величайшим творениям идеологов Английской революции».38 Хотя после публикации «Закона свободы» в 1652 г. Уинстенли прожил еще 24 года, он, по-видимому, полностью отошел от политической деятельности и прекратил писать памфлеты.39 «Закон свободы» оказался его духовным завещанием своим соотечественникам.
После публикации «Закона свободы», как пишут исследователи жизни и деятельности Уинстенли, охватившее его глубокое разочарование в утверждении дела справедливости самодеятельными мирскими начинаниями снова обратило его к идее бога и сблизило на этой почве с квакерами.40 Кроме того, как пишет М.А.Барг, все исследовавшие интересующий нас вопрос согласны с тем, что материальные условия жизни Уинстенли в 60х гг. изменились к лучшему, что так или иначе означало житейское примирение с существующим порядком вещей.41
Утопия Джерарда Уинстенли является самой радикальной из народных социальных утопий эпохи английской революции. Ее нельзя ограничить ни трактатом «Закон свободы», ни деятельностью на холме св. Георгия. Идеал социальной справедливости выражен в той или иной мере практически во всех его произведениях, и исследователю приходится иметь дело со всей совокупностью его воззрений, которые в 1648-1652 гг. претерпели определенную эволюцию. Ряд положений, высказанных в ранних трактатах, был отвернут в «Законе свободы», и наоборот, в нем появилось много нового. 42
В связи в этим в качестве проблемы данного исследования автору данной работы представляется целесообразным поставить следующий вопрос: какова эволюция утопических взглядов Уинстенли, развитие его воззрений на социальную справедливость за короткий период его творчества и чем были вызваны изменения в его взглядах?
Объектом исследования станет сама утопия Уинстенли, а предметом – те аспекты его утопических воззрений, которые претерпели изменение в развитии его творчества.
Цель работы – проследить изменение и развитие утопических взглядов в произведениях Уинстенли, начиная от «Нового закона справедливости», заканчивая «Законом свободы». В задачи исследования входит рассмотрение следующих аспектов утопии Уинстенли: 1) политическая составляющая идеального общества; 2) его экономика; 3) и его социальный строй.
Хронологические рамки этой работы определяются источниками; поскольку в данном исследовании мы имеем дело с воззрениями конкретной личности, то это представляется оправданным: ведь произведения Уинстенли, написанные в нижеуказанные годы, определялись характером течения его мысли лишь в этот указанный промежуток времени. Развитие его идей в остальные годы автор данного исследования проследить не в состоянии. Итак, мы определяем хронологические рамки работы, начиная с первого памфлета Уинстенли, посвященного поиску социальной справедливости, - «Новый закон справедливости», заканчивая «Законом свободы», созданным в конце 1651г. Таким образом, хронологические рамки данной работы – 1649-1651 гг.