
- •Часть 2
- •© Гуревич п.С., Спирова э.М., Ризванова в.В. Клиническая психология. Учебно-практическое пособие. Часть 2. – м., мгуту, 2004
- •Тема 8. Нейропсихология 4
- •Тема 9. Концептуальный аппарат нейропсихологии 8
- •Тесты по теме:
- •Тема 9. Концептуальный аппарат нейропсихологии
- •Тема 10. Психосоматика
- •Тесты по теме:
- •Вопросы для самоконтроля по курсу:
- •Тренировочные задания по дисциплине:
- •Контрольные тесты по дисциплине:
- •Словарь основных понятий:
- •Тема 8: 1 вопр. - 2; 2 вопр. - 3; 3 вопр. - 3; 4 вопр. – 1, 2, 3; 5 вопр. – 4;
- •Тема 9: 1 вопр. - 4; 2 вопр. – 1, 2, 4; 3 вопр. - 2; 4 вопр. - 1; 5 вопр. – 2;
- •Тема 10: 1 вопр. - 1; 2 вопр. - 3; 3 вопр. - 2; 4 вопр. - 1; 5 вопр. – 6;
- •Клиническая психология Часть 2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ
(образован в 1953 году)
__________________________________________________________________________________________
Кафедра психологии
Дистанционное Псих.9.22.0204.зчн.плн.
обучение Псих.9.22.0204.зчн.скр.
Псих.9.22.0204.очн.плн.
П.С. Гуревич, Э.М. Спирова,
В.В. Ризванова
К Л И Н И Ч Е С К А Я П С И Х О Л О Г И Я
Часть 2
Учебно-практическое пособие для студентов
специальности 020400 «Психология» всех форм обучения
4919
Москва
2004
УДК
15/Г-95
© Гуревич п.С., Спирова э.М., Ризванова в.В. Клиническая психология. Учебно-практическое пособие. Часть 2. – м., мгуту, 2004
Почему люди подвержены разным комплексам? Отчего невротические расстройства обусловлены культурой? Почему живое тело функционирует, словно омертвевшее? Что такое психогенные заболевания? Эти и другие вопросы освещены в данном пособии, которое рассказывает о предмете и структуре клинической психологии, о дифференциации психической жизни, различных разделах этой дисциплины. В пособии говорится не только о психопатологии, нейропсихологии, психосоматике, но и типах характеров, психосексуальном развитии, об архетипах коллективного бессознательного. Материал может быть полезен при изучении различных блоков психологического знания.
Предназначено для студентов специальности 020400
(Психология) 3 курса ДФО и ЗФО, 2 курса СФО
Авторы: проф. Гуревич Павел Семенович,
ст. преп. Спирова Эльвира Маратовна,
Ризванова Виктория Владимировна
Рецензенты: канд. псх. н., доц. каф. психол. МПСИ Битянова Н.Р.,
канд. пед. н., доц. каф. психол. МПСИ Разуван Е.И.
Редактор: Свешникова Н.И.
© Московский государственный университет технологий и управления, 2004
109004, Москва, Земляной вал, 73
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Тема 8. Нейропсихология 4
Литература 7
Тесты по теме 7
Тема 9. Концептуальный аппарат нейропсихологии 8
Литература 25
Тесты по теме 25
Тема 10. Психосоматика 26
Литература 30
Тесты по теме 30
Вопросы для самоконтроля по курсу 33
Тренировочные задания по дисциплине 34
Контрольные тесты по дисциплине 40
Словарь основных понятий 43
Ответы на тесты по темам и
тренировочные задания по курсу 51
Тема 8. Нейропсихология
Нейропсихология – отрасль психологической науки, которая сложилась на стыке нескольких дисциплин – психологии, медицины (нейрохирургии, неврологии), физиологии. Она изучает мозговую организацию, структуру высших психических функций и поведения человека в целом на основе анализа их нарушений при локальных поражениях мозга. Основоположником нейропсихологии в России был Александр Романович Лурия (1902-1977). Совместно с Л.С. Выготским он разработал новую теорию организации и развития психической деятельности, которая была названа культурно-исторической. Важнейшей особенностью творчества Лурия было постоянное соотношение в анализе динамики поведения человека социально-обусловленных влияний с функционированием нервной организации личности. Это определило разработку им в России направления, названного нейропсихологией. В итоговой работе «Основы нейропсихологии» (1973) Лурия изложил теорию системной динамической локализации, согласно которой мозг состоит из трех основных функциональных блоков (энергетического блока, блока приема и переработки информации и блока программирования и контроля за произвольными психическими актами) (см. далее).
Современная нейропсихология распадается на несколько направлений, каждое из которых решает основную задачу данной дисциплины – изучение мозговой организации высших психических функций с помощью собственных методических приемов.
Клиническая нейропсихология изучает особенности нейропсихологических синдромов при поражении различных мозговых структур левого и правого полушарий и подкорковых структур.
Экспериментальная нейропсихология исследует формы нарушений различных психических процессов, эмоциональных состояний и личности больного с помощью методов современной экспериментальной психологии.
Реабилитационное направление интерпретирует механизмы восстановления высших психических функций, нарушенных при локальных поражениях мозга. Она использует специальные методы и приемы восстановительного обучения.
Психофизиологическое направление исследует физиологические механизмы нарушений высших психических функций методами психофизиологии.
Нейропсихология детского возраста изучает особенности нарушений высших психических функций у детей разных возрастов с помощью специальных методов, приспособленных к детскому возрасту. Детская нейропсихология вносит большой вклад в развитие психологической теории и практики диагностики локальных поражений мозга и восстановления нарушенных функций.
Нейропсихологию в наши дни развивают Л.С. Цветкова, Н.К. Корсакова, Е.Д. Хомская, Э.Г. Симерницкий.
В нейропсихологии изучаются различного рода заболевания. Одно из них – афазия. Это нарушение речи, возникающее при органическом поражении коры головного мозга. Утрата способности говорить может возникнуть из-за апоплексического удара, повреждения или опухоли мозга. В прежние времени больных афазией считали утратившими разум. Легко заметить, однако, что в ответ на обращенные к ним слова они выказывают явное желание говорить. Они пытаются что-то сказать и мучаются от невозможности это сделать. Все их поведение свидетельствует о том, что их личность не изменена. Другие больные говорят, что они не могут понять чужую речь.
Выдающимся вкладом в науку стало открытие, что в подобном случае мы имеем дело с расстройством речевой деятельности, то есть с определенным расстройством двигательного аппарата, а не с разрушением личности или умственных способностей (хотя такие расстройства едва ли могут выступать без сопровождения в виде достаточно серьезных изменений общего состояния). Другое крупное открытие состояло в том, что у правшей симптомы данного рода обусловлены повреждением левой лобной извилины или височной области. Такие речевые расстройства отличаются чрезвычайным разнообразием, которое легко порождает путаницу. Карл Вернике пытался упорядочить все это многообразие в рамках своей фундаментальной системы психологии речевой деятельности. Она была подразделена им на говорение и понимание, повторение чужой речи и спонтанную собственную речь, называние, чтение и письмо и т.п. Здесь каждому из этих элементов было приписано определенное место в коре левой лобной доли. В результате все перечисленные психологические структуры оказались прочно привязанными к структурам мозга. Отсюда возникло и так называемое классическое учение об афазии.
Против этой схемы, разработанной в рамках классической теории афазии, были выдвинуты серьезные возражения. Теория афазии использует только один вид психологии – ассоциативную психологию, согласно которой дискретные элементы объединяются в целостности более высокого порядка только на основе ассоциаций. Но для понимания природы речевой деятельности такая психология явно недостаточна. Суть речевой деятельности состоит в осознании смысла. С другой стороны, членение на сенсорные (оптические, акустические, кинестетические) и моторные элементы разрушает единство вербального смысла и не учитывает того очевидного обстоятельства, что речевая деятельность – это явление принципиально более высокого функционального уровня, нежели моторные импульсы или сенсорные восприятия. Соответственно, клиническая картина афазии не позволяет определить ее как явление того же разряда, что и обычные слуховые и двигательные расстройства речи, такие, как алексия, аграфия.
Подобно любым доступным пониманию явлениям, почерк может быть понят только как некая целостность. Каждая отдельная особенность почерка вступает в настолько сложные связи и выказывает настолько многообразные возможности, что лишь максимально тщательный и подробный анализ способен дать нам хоть сколько-нибудь отчетливую картину. Исследование Л. Клагеса показывает, как даже простое давление пера на бумагу при письме способно привести нас к психологии личности в целом – конечно, при условии, что мы рассматриваем прилагаемое усилие как род экспрессивного движения. Прежний метод интерпретации некоторых специфических «знаков», наблюдаемых в почерке, ныне полностью отвергнут.
Письмо душевнобольных исследовалось главным образом со стороны неврологических расстройств и с точки зрения содержания. Однако оно едва ли привлекало внимание исследователей в качестве одной из форм психической экспрессии. Письмо больных прогрессивным параличом было описано достаточно давно. Для него характерны пропуски и удвоение букв, смысловые ошибки, тремор. Некоторые шизофренические процессы удивительным образом отражают в письме в форме повторения слова или буквы в тексте, который в остальных отношениях вполне связен, а также в форме фантастических украшений и орнаментов. Такое расстройство как аграфия, аналогично афазии: здоровые во всех прочих отношениях пациенты не могут читать или записывать слова, или не могут ни того, ни другого. Больные аграфией пишут бессмысленные буквы и слоги. При маниакальных и депрессивных состояниях письмо выказывает типичные изменения, касающиеся размера букв, давления и формы.
Алексия - нарушение чтения, возникающее при локальных поражениях мозга. Л.С. Цветкова различает четыре группы алексий, в основе которых лежат нарушения разных психических процессов и разные механизмы. Первая группа - речевые алексии, возникающие из-за дефектов речи и входящие в разные формы афазии. Вторая группа – гностические формы алексии, возникающие из-за нарушений восприятия разной модальности и входящие в синдром разных форм агнозии (см. ниже). Третья группа представляет собой следствие нарушений поведения, его целенаправленности, программирования, ориентировочно-исследовательской деятельности. Эти формы алексии входят в разные варианты лобного синдрома. Эти три группы алексии возникают при поражении коры левого полушария мозга. К четвертой группе алексии проявляются в игнорировании левой стороны листа, текста, что не замечается больным, как не замечается и абсурдность читаемого.
Агнозия – нарушение различных видов восприятия, которые возникают при поражении коры головного мозга и подкорковых структур. Различают несколько форм агнозии – пространственную, зрительную, слуховую, тактильную, агнозию на лица. Больные с поражениями мозга утрачивают способность к совмещению доходящих до них слуховой, зрительной и другой информации. Они теряют ориентировку в пространстве, не могут воспринимать пространственные признаки вещей: не могут правильно надеть платье, рубашку, застелить постель, так как они кладут одеяло поперек кровати.
Больные со зрительной агнозией, сохраняя достаточную остроту зрения, не могут синтезировать зрительный сигнал и перестают узнавать предметы и их изображения. Одной из специальных форм зрительной агнозии оказывается невозможность различать буквы, что ведет к нарушению чтения.
Слуховая агнозия представляет собой утерю способности к различению речевых звуков. В этом случае нарушается фонематический слух и процесс звукоразличения. Тактильная агнозия ведет к нарушению опознания предметов «на ощупь». Этот дефект синтеза отдельных осязательных ощущений, который возникает в результате повышенной взаимной тормозимости отдельных возбуждений общечувствительной зоны коры мозга. Агнозия на лица ведет к тому, что знакомые люди кажутся незнакомыми и неузнаваемыми.
Литература:
Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М., 1969.
Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1975.
Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. М., 1988.
Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение. М., 2000.
Цветкова Л.С. Нейропсихология и афазия: новый подход. М.,2001.
Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции. М., 1992.