1. III съезд советов.
Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, постановление «О федеральных учреждениях Российской республики», принятых III Всероссийским съездом Советов.
оговаривались «коренные начала» федерации,
самостоятельное решение каждой отдельной нацией вопроса об участии в федеральных учреждениях,
недопустимость нарушения прав отдельных, вступивших в федерацию областей.
2. Конституция РСФСР 1918 г. федерацию провозглашала, по существу, формально:
Не разграничивалась компетенция органов власти федеральных и органов субъектов федерации (унитарное государство).
Разграничение компетенции между этими органами в соответствии с главным законом страны строилось на принципе ее исключительности на союзном уровне и остаточности — на местном. Так, Всероссийский съезд Советов и ВЦИК могли решать «все вопросы общегосударственного значения» и все, «которые они признают подлежащими их разрешению».
Не предусматривалось представительство субъектов федерации в федеральных органах и т. д. И.В. Сталин сознательно заблокировал постановку вопроса о второй палате ВЦИК, которая избиралась бы автономиями, сославшись на то, что это ведет «к обычной буржуазной законодательной волоките».
Конституция 1918 г. стала шагом назад от подлинной федерации, а «первая советская социалистическая федерация» - Российская - унитарным государством, созданным сверху по инициативе правящей партии путем присоединения отвоеванных в ходе Гражданской войны территорий. Вообще насилие наряду с установившимися экономическими связями, традициями, ментальностью большей части российского населения сыграло решающую роль в сохранении государства в рамках сначала РСФСР а затем и СССР.
Советская федерация возникла как бы «от противного».
Сначала была заявлена форма государственного устройства,
затем началось практическое оформление. Провозглашая в свое время «право нации на самоопределение вплоть до отделения»-, большевики были глубоко уверены в том, что им не смогут воспользоваться. Такая уверенность объяснялась отсутствием опыта государственного строительства и соответствующей экономической базы в большинстве регионов. Уже в процессе федеративного строительства большевикам придется столкнуться с тем, что значительная часть народов была, по свидетельству И.В. Сталина, «совершенно индифферентна» и спокойно существовала в рамках прежнего статуса.
Большевики же пошли по пути применения выработанного шаблона ко всей территории, по инерции распространяя его на все национальности. Это определило централизованный характер создания автономных образований, сопровождавшийся перестройкой старого административно-территориального деления страны таким образом, чтобы выделить территорию, населенную представителями одной национальности.
Самая существенная трудность, с которой пришлось столкнуться при реализации провозглашенного принципа, - некомпактность расселения национальностей. Каждый народ, помимо исторически сложившегося территориального ядра, имел еще и отдельные небольшие районы проживания, находившиеся на более или менее значительном расстоянии от основного полиса.
Подчеркивая преимущества большевистской национальной политики, советское правительство предоставило автономиям право самостоятельно устанавливать границы своих территориальных образований, что вызывало недовольство тех народов и областей, за чей счет это проходило. В этой связи стали создаваться специальные комиссии представителей Наркомата по делам национальностей, НКВД и соответствующей национальности. Одновременно был централизован порядок изменения административных границ. Постановление СНК РСФСР от 15 июля 1919 г. «О порядке разрешения споров об изменении границ губерний, уездов и волостей» передавало подобные вопросы из ведения местных Советов в компетенцию НКВД республики, а VII Всероссийский съезд Советов (декабрь 1919 г.) еще более централизовал этот порядок, сосредоточив их в Совете Народных Комиссаров РСФСР.
«минусы» - автономии объединяли районы компактно проживающей национальности, но совершенно не имевшие экономической целостности. После Гражданской войны было проведено так называемое «округление территории» путем присоединения к ним районов с небольшим процентом национального населения, но экономически связанных с автономией.
- Большинство национального населения России было крестьянским, без или почти без своего пролетариата, а города в национальных районах населены по преимуществу русскими. Отделение русского населения привело бы к тому, что национальные районы остались без крупных городов, а сами большевики потеряли влияние над национальными регионами. Не случайно уже в первые месяцы революции административные центры были перенесены в города.
- При определении внешних границ автономии возник вопрос нерусских анклавов.
- В результате национально-территориального размежевания процент коренного населения в автономиях был различным, но в большинстве случаев он не только не превышал 50%, но и был даже меньше этого показателя.
Почти все образовавшиеся автономии были провозглашены соответствующими актами ВЦИК и СНК РСФСР, определявшими их форму, территорию, структуру органов власти и управления.
Стремление предоставить каждой нации «право на самоопределение» привело к появлению различных форм национальных образований: политической - автономная республика и административной — автономная область и «национальный округ».
В первое время автономиям предоставлялись различные льготы и преимущества, которые не вписывались в федеративные отношения. Они обладали своими вооруженными силами, участвовали во внешнеполитических контактах, управляли транспортом и т. д.
Начиная с 1919 г. эти полномочия автономий постепенно сворачиваются, а в 1920 г. полностью передаются общероссийским органам. За центром закреплялись основные властные функции: оборона, связь, финансы, внешняя политика и внешняя торговля, транспорт, а за местами - образование, судопроизводство и «формы проведения общих декретов».
