Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Методическое пособие Давай, Россия 2012.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
21.54 Mб
Скачать

Муравьев-Апостол Матвей Иванович

(1793 - 1886 гг.)

Родовитый дворянин Матвей Иванович Муравьев-Апостол (его прапрадед по отцовской линии гетман Данила Апостол – сподвижник Петра I) детство провел в Гамбурге и Мадриде, где отец служил российским посланником, а образование получил в Париже. В столице Франции вместе с братом Сергеем – единственные из декабристов – присутствовал на коронации Наполеона в 1804 году, но потом воевал против «узурпатора».

После возвращения в Россию определен в лейб-гвардии Семеновский полк и под его знамением сражался при Бородино и под Кульмом, вошел в Париж победителем. Ранен. Дважды награжден боевыми орденами. В отставку ушел в 1821 году в чине подполковника. Один из основателей Союза спасения.

Весть о разгроме восстания на Сенатской площади застала Матвея Ивановича на Украине в гостях у брата Сергея, командира Черниговского пехотного полка, но братья все-таки решили выступить против самодержавия, надеясь на поддержку войск, расквартированных на юге России. 3 января 1826 года мятежный полк был расстрелян картечью возле села Трилесы. Сергей был ранен, а самый младший из братьев - Ипполит застрелился.

Муравьевых-Апостолов доставили в Петербург и заключили в Петропавловскую крепость. Обоих приговорили к смертной казни, но повешен был только один. Матвею Ивановичу по указу Николая I высшая мера наказания заменена 20-летней каторгой с дальнейшим пожизненным пребыванием в Сибири.

24 декабря 1826 года Муравьев-Апостол прибыл в Якутск, откуда отправлен еще дальше – в Вилюйск, но в 1829-м по ходатайству сестры Екатерины Бибиковой переведен в Бухтарминскую крепость, где вскоре женился на племяннице таможенного начальника Марии Константиновне Константиновой. С ней он и прибыл в Ялуторовск в 1836 году.

Семья купила дом у купца Е.П. Белоусова и прожила в нем 20 лет. В 1837 году у Муравьевых родился сын, но вскоре умер, и они взяли на воспитание дочь овдовевшего ссыльного офицера П.Г. Созоновича – Гутеньку, а позднее – двухнедельную Аннушку, которую им принес ялуторовский священник. Матвей Иванович собственноручно обучил их иностранным языкам, игре на музыкальных инструментах, но сколько ни пытались удочерить, неизменно встречал отказ. Его воспитанницам в 1860 году было разрешено называться Матвеевыми и присвоено право личного почетного гражданства, но они не воспользовались этим.

В 1849 году Муравьев-Апостол принялся реставрировать дом, пристроив веранду и одну комнату. Именно тогда он написал знаменитое письмо потомкам, положил его в бутылку и спрятал под русскую печь, где оно и было обнаружено при ремонте здания почти через 100 лет. Письмо заканчивалось такими словами: «Для пользы и удовольствия будущих археологов, которым желаю всего лучшего в мире, кладу эту записку 18 августа 1849 года». Эта уникальная находка породила мысль о создании музея Памяти декабристов и стала главным его экспонатом.

По воскресеньям декабристы неизменно собирались в гостеприимном муравьевском доме: читали вслух письма, обсуждали события в России и за границей, слушали музыку. Хозяин дома сам заваривал крепкий кофе. В наши дни эта традиция возродилась и вылилась в фестиваль «Декабристские вечера».

После амнистии Муравьев-Апостол уехал в Москву. Он долго сохранял физическую бодрость и прожил еще 30 лет. Часто любил повторять: «Самый лучший период моей жизни – ялуторовский!». В последние годы жизни встречался с Л.Н. Толстым. За три года до кончины продиктовал свои «Воспоминания» о пребывании в Сибири. В 1884 году передал Московскому университету 25 тысяч рублей наличными – они ушли на строительство нового здания библиотеки.

В одном из писем племяннику М.И. Бибикову, оценивая пройденный путь, Матвей Иванович писал: «Ты еще не понял нас и печальное время нашей молодости… ты по временам готов осудить наши чистые и возвышенные стремления. Поверь, что никакое истинное русское сердце не могло оставаться равнодушным в те тяжелые времена… Я благодарю бога за те чувства, те убеждения, которые руководили моей молодостью». Ему же принадлежат крылатые слова: «Мы были дети1812 года».