Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИКНСК_Учебник_2008.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
8.66 Mб
Скачать

Буддизм

Буддизм возник в I тыс. до н.э. – ее родоначальником был Сидато Гаутамо, который жил в VII в. до н.э. (623 г.). Оформился буддизм в V–VI вв. н.э., в нем существует четыре истины:

  1. Рожденье есть страдание.

  2. Смерть есть страдание.

  3. Разлука есть страдание.

  4. Встреча есть страдание.

Страдания происходят от страстей: властолюбие, эгоизм, невежество, незнание. Истина заключается в прекращении страданий, а сам путь прекращения следующий:

  1. Праведная вера

  2. Праведная речь

  3. Праведные дела

  4. Праведные мысли

  5. Праведное созерцание

  6. Праведная решимость

  7. Праведные помыслы

Есть четыре ступени постижения истины:

  1. Осмыслить истину

  2. Верить в истину

  3. Избавление от желания постичь истину

  4. Нирвана

Направления в буддизме: 1. Хинаяна (узкий путь). 2. Махаяна (широкий путь.)

Христианство

Христианство зародилось на рубеже нашей эры в Израиле. Его основатель Иисус Христос. Священное писание христиан – Библия – состоит из двух частей: Ветхий завет и Новый завет.

В 1054 г. происходит раскол христианства на православие и католицизм. Православными стали балканские народы, входившие в состав Византии (греки, русские). В XVI в. произошел раскол католицизма, от которого отделился протестантизм (Мартин Лютер).

Католиками являются поляки, литовцы, часть украинцев.

Протестантами – немцы, эстонцы, латыши.

Православными – русские, украинцы, белорусы, армяне, греки, грузины, осетины.

Ислам

Ислам – возник в VII в. на Аравийском полуострове. Основатель Мухаммед (Магомет). Священное писание – Коран, который состоит из 114 глав (сур). Пять основных догм ислама:

  1. единобожие («нет Бога кроме Аллаха»);

  2. вера в божественную справедливость;

  3. вера в конец света, воскрешение человека, судный день, потусторонний мир;

  4. признание пророческой миссии Магомета;

  5. учение о халифате (имамате).

Пять столпов ислама:

  1. Вера в Аллаха – божество и Магомета – пророка его;

  2. Молитва (не менее 5 раз в день);

  3. Пост;

  4. Хадж (паломничество в Мекку);

  5. Закят (милостыня).

В исламе существует два направления сунниты и шииты. К суннитам принадлежит большая часть мусульманского населения Северного Кавказа. Шиитам – часть лезгин и татов, а также азербайджанцы. Суннизм также делится на ряд тарикатов – направлений (школ):

Маникижкий, халибалитский – не распространены на Северном Кавказе.

Ханафизм (балкарцы, черкесы, табасаран).

Шафиитский (ингуши, чеченцы, аварцы).

До недавнего времени серьезных столкновений между суннитами и шиитами не было.

Таким образом, в ЮФО представлены все мировые религии, а также пережитки первичных религий (магия, тотемизм, фетишизм) и родоплеменных религий (язычество).

  1. Хозяйственно культурная классификация народов (скотоводческая, земледельческая, смешанная культура).

  2. Социально-экономическая (доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное общество).

  3. Классификация по материальной культуре (сельская или городская, производящая или присваивающая).

Таким образом, курс «История и культура народов Юга России» является учебным курсом гуманитарных дисциплин. Он интегрирован с другими дисциплинами, которые будут изучаться студентами – это Отечественная история, культурология, социология, правоведение, религиоведение и др.

Юг России в данном курсе предстает в границах ЮФО, географически он включает в себя Дон, Нижнее Поволжье, Степное предкавказье, горные районы Северного Кавказа. В административном отношении ЮФО состоит из 13 субъектов (табл. 1).

Таблица 1

Численность населения России и субъектов ЮФО по данным переписи населения 2002 года

Регион

Численность населения, тысяч человек

  1. Республика Адыгея (Майкоп)

444,5

  1. Республика Дагестан (Махачкала)

2194,7

  1. Республика Ингушетия (Магас)

441,4

  1. Кабардино-Балкарская республика (Нальчик)

780,7

  1. Республика Калмыкия (Элиста)

305

  1. Карачаево-Черкесская республика (Черкесск)

426,9

  1. Республика Северная Осетия – Алания (Владикавказ)

677,1

  1. Чеченская республика (Грозный)

648

  1. Краснодарский край (Краснодар)

4975,6

  1. Ставропольский край (Ставрополь)

2635,6

  1. Астраханская область (Астрахань)

1006,9

  1. Волгоградская область (Волгоград)

2620,9

  1. Ростовская область (Ростов-на-Дону)

4264,3

Южный федеральный округ

21422

Российская Федерация

143315

Субъекты ЮФО по наличию межэтнических проблем условно можно разделить на три группы.

1) Дагестан, Чечня, Ингушетия, Северная Осетия – в этих республиках проявились открытые межэтнические конфликты с проявление ненависти к другим народам и религиям применение оружия и человеческие жертвы.

  1. КЧР, КБР, Адыгея, Калмыкия – здесь существуют предпосылки межэтнических конфликтов, которые проявляются в латентной форме.

  2. Ростовская, Астраханская, Волгоградская области, Краснодарский и Ставропольский края – 80 % русских в этих регионах межэтническая напряженность имеет локальный характер.

Первая группа:

  1. Чеченская республика – завершение контртеррористической операции постепенно нормализует социально экономическую обстановку, но не решает проблему межэтнической конфликтности. До 1994 г. республики покинули 200 тыс. человек русских, армян и др.; в период 1995–2002 гг. русское население сократилось с 300 до 15 тыс. человек около 20 тыс. было убито (без военных потерь) 100 тыс. квартир и домов некоренных жителей захвачено, десятки тысяч людей было захвачено в рабство. В настоящее время определились со статусом Чечни в РФ, однако, вряд ли в ближайшее время некоренное население вернется.

  2. Ингушетия, – несмотря на ограниченную площадь, перегружена беженцами и вынужденными переселенцами. Только по официальным данным в Ингушетии 200 тыс. беженцев. Дестабилизирующими факторами выступают наличие территориальных споров с Чечней и Северной Осетией. Ингуши настаивают на восстановлении границ 1944 г. (до момента их депортации). Особый спор идет за село Татское (бывший Ангушт), которое является колыбелью ингушского народа. Русское население Ингушетии сократилось с 25 тыс. до 2 тыс.

  3. Дагестан – после боевых действий в приграничных с Чечней районах (лето 1999 г.). В результате вооруженного конфликта около 5 тыс. семей покинули свои дома чеченцы, акинцы, которые проживают на границе Дагестана, требуют возращения Ауховского района. Нестабильность вызывает лезгинский вопрос, так как значительная часть лезгин осталась в Азербайджане. Такая же участь постигла и аварцев, которые проживают в Грузии. Важнейшим фактором межэтнической нестабильности является вытеснение русского населения, в том числе и казачьего из северных районов. В Дагестане за последние годы существенно меняется этническая картина, мелкие этносы перестают существовать и вливаются в крупные, многие народы вынуждены менять свои исконные занятия (скотоводство, земледелие) на ремесло и торговлю, которые требуют меньшего количества земли.

  4. Республика Северная Осетия – Алания – нерешенность осетино-ингушского конфликта негативно влияет на возврат беженцев ингушей. Напряженность доставляют террористические акты. Источником постоянной экономической нестабильности выступает проблема Южной Осетии, которая находится в составе Грузии. Осетинский народ состоит из четырех основных групп: одна из которых кударцы проживают в Южной Осетии. Не смотря на усилия ООН кударцев не удалось вернуть на территорию Грузии.

Вторая группа:

  1. КЧР – титульные этносы в республике карачаевцы (30 %) и (10 %) черкесы составляют этническое меньшинство, так как нетитульный этнос – русские составляют 43 % населения республики. Однако ежегодно доля русского населения сокращается, что вызвано притеснениями на бытовом уровне. В последнее время ситуацию удалось нормализовать из-за вмешательства федерального центра.

  2. КБР – здесь сохраняется возможность этнического противостояния между кабардинцами и балкарскими, так как последние настаивают на реабилитации. Неоднократно ставился вопрос о разделении на Кабарду и Балкарию, однако федеральная власть этого не допустила. В настоящее время достигнут своеобразный компромисс между кабардинцами, балкарцами и русскими. Языки каждого народа признаны государственными.

  3. Республика Адыгея – около 25 % республики составляют адыгейцы, 65 % русские, 3 % армяне, 3 % украинцы. Адыгейцы проводят политику государственной протекции титульному этносу. В законодательстве закреплено паритетное представительство (50/50) адыгейцев в органах власти, что ущемляет права преобладающего этноса.

  4. Калмыкия – в настоящее время актуальна идея борьбы за утраченные территории, которые сейчас входят в состав Астраханской области (Наримановский и Мемановский районы). В республике все чаще проявляются элементы этнократии.

Третья группа:

В настоящее время ситуация в субъектах ЮФО с преобладающим русским населением, характеризуется локальной напряженностью связанной с притоком беженцев, по разным оценкам в 90-е годы в этих субъектах осело 1,5 млн человек. Актуальна проблема возрождения казачества, которое пытается противопоставить себя иногородним, в том числе этнически. В Краснодарском крае не решена проблема турок-месхитинцев и контролем за миграцией из Абхазии.

Приток мигрантов способствует росту цен на недвижимость, обострению конкуренции на рынке труда, снижению уровня жизни населения, обострению других социальных проблем, прежде всего в области образования и здравоохранения, усилению националистических и сепаратистских настроений, криминализации обстановки. Значительные перегрузки испытывает социальная инфраструктура регионов, не рассчитанная на такое количество населения. Именно это определяет оценку миграции как негативного в социальном плане явления. Вместе с тем, необходимо признать, что неконтролируемые миграционные процессы уже внесли существенные коррективы в структуру этнического разделения труда, привели к изменениям на рынке жилья, отразились на криминогенной обстановке в регионе, способны вызвать столкновения на межнациональной и межконфессиональной основе. В условиях социально-экономического неравенства факты, свидетельствующие о создании льготных условий мигрантам, в сочетании с нереализованными правами русских беженцев из горячих точек Северного Кавказа и Закавказья, нередко лишенных помощи государства, – воспринимаются местным населением наиболее остро и способствуют возникновению конфликтных ситуаций, вплоть до массовых беспорядков.

В этой связи можно понять внешнюю привлекательность для части населения региона националистических идей, усиление пропаганды ваххабизма, «тихую экспансию» неславянского населения на территорию районов Ставрополья, граничащих с Дагестаном, Чечней и Карачаево-Черкесией, и другие факторы. Идеи РНЕ оказались весьма привлекательными и для части казачества, уставшего от междоусобиц и рассматривающего свое участие в движении как реальную возможность отстаивать интересы русских на Кавказе. Стремясь остановить потоки миграции, нормализовать обстановку в приграничных районах, органы власти Ставропольского и Краснодарского краев вынуждены принимать самостоятельные меры по ужесточению пограничного режима. Кроме того, сложная криминогенная обстановка в приграничных с Чечней районах Ставропольского края выдвигает на первый план требования местного населения о жестком закрытии административной границы с «беспокойным соседом», инициирует территориальные притязания к отдельным субъектам Федерации на Северном Кавказе.

Политическая обстановка, трудности социально-экономического характера, складывающаяся новая социальная структура, различия национальных, религиозных, политических и других интересов, неравномерность распределения общественного богатства среди различных слоев населения способствуют возникновению очагов напряженности и конфликтов. На Северном Кавказе как ни в каком другом регионе России стали разрастаться официальные и неофициальные вооруженные формирования и военизированные структуры с нечетко определенными задачами, статусом и гарантиями прав личного состава.

Нерешенность проблем национальной безопасности, эскалация вооруженного противостояния на территориях отдельных республик, а также нагнетание напряженности вокруг региона уже сегодня создает реальные предпосылки к усилению уже имеющихся и возникновению новых угроз безопасности Российской Федерации на Северном Кавказе. Поэтому приоритетными направлениями должны стать правовое обеспечение конституционной безопасности и правовое регулирование региональных отношений в социально-экономической сфере, повышение роли интеграционных региональных структур и реализация региональных инвестиционных программ.