
- •Новый европейский билль о правах: общая характеристика и значение хартии европейского союза 2000 г. (вводный комментарий)
- •1. Организация "европейский союз" и ее институты
- •2. Причины принятия хартии европейского
- •3. Порядок разработки хартии
- •4. Источники хартии. Соотношение хартии
- •5. Предмет, содержание и структура хартии
- •6. Сфера действия хартии
- •7. Язык и стиль хартии
- •8. Юридическая сила хартии. Место хартии
- •9. Перспективы хартии. Значение хартии для россии
- •10. Хартия и новая конституция для европы
- •Глава II. Свободы
- •Глава III. Равенство
- •Глава IV. Солидарность
- •Глава VII. Общие положения
- •Постатейный комментарий
- •Глава I Хартии "Достоинство" состоит из 5 статей и закрепляет основные личные права граждан Европейского союза, а также иных лиц.
- •Часть 2 ст. 21 Конституции России устанавливает, что "никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию".
- •Глава II "Свободы" занимает в Хартии центральное место. Она состоит из 14 статей и закрепляет обширный массив прав и свобод граждан Европейского союза, а также иных лиц.
- •Часть 2 ст. 61 Конституции России гарантирует защиту и покровительство со стороны Российской Федерации каждому своему гражданину, находящемуся за ее пределами.
Глава I Хартии "Достоинство" состоит из 5 статей и закрепляет основные личные права граждан Европейского союза, а также иных лиц.
Все права, содержащиеся в этой главе, логически связаны с правом на человеческое достоинство (ст. 1 Хартии) и не могут рассматриваться в отрыве от него. К ним относятся право на жизнь (ст. 2 Хартии), право на психическую и физическую целостность (ст. 3 Хартии) и другие личные права. Солидаризуясь с В.А. Четверниным, "можно говорить о принципе уважения достоинства личности как базисном принципе в сфере личных (и не только личных) прав и свобод" <181>.
--------------------------------
<181> Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В.А. Четвернин. М.: Центр конституционных исследований МОНФ, 1997. С. 145.
Кроме прав в этом разделе содержится целый ряд запретов, направленных на то, чтобы гарантировать каждому возможность беспрепятственного осуществления всего комплекса прав, связанных с принципом уважения человеческого достоинства. Так, в первой главе закреплены запрет на торговлю человеческими существами (ст. 5 Хартии), запрет на смертную казнь (ст. 2 Хартии) и многие другие.
Рассмотрим содержание прав и гарантий (запретов), содержащихся в этой главе, подробнее.
Комментарий к статье 1
Право на человеческое достоинство закреплено в ст. 1 Хартии. Хартия утверждает неприкосновенность этого права. Кроме того, в Хартии закрепляется, что это право "подлежит уважению и защите".
Право на человеческое достоинство является одним из важнейших личных прав каждого человека. Целый ряд других прав напрямую вытекает из этого права. К ним можно отнести право на целостность личности, сформулированное в ст. 3 Хартии, запрещение рабства и принудительного труда, закрепленное в ст. 5 Хартии, запрещение пыток, унижающего человеческое достоинство обращения и наказания, которое содержится в ст. 4 Хартии, и т.д.
Закреплено право на человеческое достоинство и в Конституции России 1993 г., ч. 1 ст. 21 которой говорит: "Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления".
Необходимо отметить характерную особенность структуры Хартии, связанной со ст. 1. Дело в том, что право на человеческое достоинство было поставлено авторами Хартии перед правом на жизнь, закрепленным в ст. 2 Хартии. Этот подход хотя и характерен для конституционных традиций ряда государств-членов, прежде всего Германии, не является общепринятым. Например, Конституция России 1993 г. закрепляет право на жизнь (ч. 1 ст. 20 Конституции) перед правом на человеческое достоинство (ч. 1 ст. 21 Конституции).
Очевидно, что, помещая право на человеческое достоинство перед правом на жизнь, авторы Хартии следовали не только и не столько конституционным традициям ряда государств-членов, но и основополагающим международно-правовым документам, регулирующим права человека и, прежде всего, Всеобщей декларации прав человека 1948 года. Дело в том, что право на человеческое достоинство закреплено в ней перед правом на жизнь - в преамбуле. Его формулировка такова:
"Признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира".
Кроме того, поставив первым правом человека право на человеческое достоинство и включив в его формулировку положение об обязательности его "уважения и защиты", авторы Хартии подчинили реализации права на человеческое достоинство осуществление всех остальных прав и свобод человека.
Право на человеческое достоинство закрепляется в целом ряде конституций стран мира, включая государства - члены Европейского союза. Так, например, п. 1 ст. 1 Конституции ФРГ 1949 г. гласит: "Человеческое достоинство неприкосновенно. Уважать и защищать его - обязанность всякой государственной власти". Похожее положение содержится в п. 1 ст. 10 Конституции Испании 1978 г.: "Достоинство личности, неотчуждаемость ее неотъемлемых прав, ее свободное развитие, уважение к закону и правам других являются основой политического порядка и социального мира".
Комментарий к статье 2
Право на жизнь, а также отказ от смертной казни закрепляются в ст. 2 Хартии. Отметим лишь, что текст формулировки части первой ст. 2 Хартии, закрепляющей право на жизнь, полностью соответствует п. 1 ст. 2 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. <182>. "Жизнь человека и признание его права на жизнь являются общим условием существования всех прав и свобод человека и гражданина..." <183>.
--------------------------------
<182> Далее - Конвенция Совета Европы о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Текст Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод 1950 г. приводится по: Право Европейского союза: Документы и комментарии / Под ред. проф. С.Ю. Кашкина. М.: Терра, 1999. С. 603. При цитировании шестого Протокола к этой Конвенции использовался текст, находящийся на интернет-странице Офиса ООН в Женеве по адресу: www.unog.ch.
<183> Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В.А. Четвернин. М.: Центр конституционных исследований МОНФ, 1997. С. 145.
Претворение этого права в жизнь предполагает активные действия Европейского союза, государств-членов, их институтов, органов и должностных лиц по созданию и поддержанию безопасных условий жизни на территории Союза. Органы Союза и государств-членов должны поддерживать социальный мир, избегать вооруженных способов разрешения споров и конфликтов как внутри Союза, так и в его отношениях с внешним миром. Через Европол и посредством сотрудничества правоохранительных органов стран-членов должна осуществляться скоординированная и целенаправленная борьба с преступностью. Европейский союз должен принимать меры по охране экологической среды обитания, улучшению условий охраны здоровья европейских граждан.
Право на жизнь обеспечивается также запретом пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания, запрещением рабства, правом на свободу и личную неприкосновенность и всем комплексом правового статуса европейского гражданина и его гарантиями.
Формулировка запрета на осуждение или наказание в виде смертной казни, содержащаяся в параграфе 2 ст. 2 Хартии, основана на тексте ст. 1 шестого Протокола к Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод 1950 г., которая гласит: "Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен".
Отметим, что, поскольку в соответствии с параграфом 3 ст. 52 Хартии права, закрепленные и в Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод 1950 г., и в Хартии, должны обладать такими же смыслом и пределами, как они предусмотрены в Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод 1950 г., запрет на осуждение и наказание в виде смертной казни должен применяться и толковаться с учетом ст. 2 шестого Протокола к Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод 1950 г., в которой говорится, что "государство может предусмотреть в своем законодательстве смертную казнь за действия, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны; подобное наказание применяется только в установленных законом случаях и в соответствии с его положениями".
Кроме того, при применении параграфа 2 ст. 2 Хартии необходимо учитывать исключения, содержащиеся в п. 2 ст. 2 Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод 1950 г.:
"Лишение жизни не рассматривается как совершенное в нарушение данной статьи, если оно является результатом применения силы, не более чем абсолютно необходимой:
a) для защиты любого лица от противоправного насилия;
b) для осуществления законного ареста или предотвращения побега лица, задержанного на законных основаниях;
c) в случае действий, предусмотренных законом, для подавления бунта или мятежа".
Право на жизнь закрепляется или подразумевается практически во всех конституциях мира, включая Россию (ч. 1 ст. 20 Конституции РФ). Смертная казнь запрещена основными законами многих стран Европы или не применяется на практике. В России смертная казнь рассматривается в ч. 2 ст. 20 в качестве "исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей". В связи со вступлением России в Совет Европы введен мораторий на исполнение смертной казни.
Комментарий к статье 3
Статья 3 Хартии закрепляет право на физическую и психическую целостность каждого человека, а также гарантии этого права. Хотя конституционное право знает право на физическую и психическую целостность достаточно давно, оно приобрело особое значение в последние годы в связи с достижениями в областях биологии и медицины.
Отметим, что при написании текста ст. 3 Хартии, и прежде всего ограничений на исследования, проводимые в рамках медицины и биологической науки, авторы Хартии ориентировались на Конвенцию Совета Европы о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений в биологии и медицине 1997 г. <184> и Дополнительный протокол 1998 г. к этой Конвенции.
--------------------------------
<184> Далее - Конвенция 1997 г. При цитировании Конвенции 1997 г. и Дополнительного протокола к ней использовался текст, находящийся на интернет-странице Офиса ООН в Женеве по адресу: www.unog.ch.
Так, обязательство наличия добровольного и осознанного согласия заинтересованного лица в соответствии с правилами, установленными законом, содержащееся в первом отступе параграфа 2 ст. 3 Хартии, более подробно описано в статьях 5 - 9 Конвенции 1997 г. Элементы запрещения занятий евгеникой, закрепленные во втором отступе параграфа 2 ст. 3 Хартии, корреспондируют со статьями 11 - 14 Конвенции 1997 г. Запрет на превращение человеческого тела и его частей как таковых в источник прибыли и условия возможного использования человеческого тела и его частей содержится не только в третьем отступе параграфа 2 ст. 3 Хартии, но и в статьях 21 и 22 Конвенции 1997 г. Наконец, установленный в четвертом отступе параграфа 2 ст. 3 Хартии запрет клонирования как способа размножения человеческих существ содержится в ст. 1 Дополнительного протокола к Конвенции 1997 г.
Впрочем, отметим, что формулировка двух из вышеуказанных запретов в Хартии существенно отличается от формулировок, содержащихся в Конвенции 1997 г. и Дополнительном протоколе к ней. Это относится к воспрещению занятий евгеникой и воспрещению клонирования как способа размножения человеческих существ.
Если статьи 11 - 14 Конвенции 1997 г. посвящены запрещению только практик, которые могут привести к неравенству между людьми на основании их генов, то ст. 3 Хартии запрещает любые, а не только связанные с генетикой, способы занятия евгеникой. Кроме того, добавление к запрещению занятий евгеникой фразы "особенно тех, которые ставят перед собой цель произвести отбор между людьми" позволяет трактовать этот запрет как более широкий, нежели запрет на любые действия, ставящие перед собой цель произвести отбор между людьми.
В результате правового анализа положения отступа второго параграфа 2 ст. 3 Хартии мы можем сделать вывод о том, что под содержащийся в ней запрет подпадают такие действия, не связанные непосредственно с генной инженерией, как организация и осуществление селекционных программ в отношении людей, включая программы по стерилизации, программы по насильственной беременности и программы обязательных этнических браков. Отметим, что все такие действия считаются международными преступлениями в соответствии со ст. 7 Римского статута Международного уголовного суда 1998 г.
Что касается запрета клонирования как способа размножения человеческих существ, то параграф 2 ст. 3 Хартии запрещает клонирование лишь как способ размножения. В отличие от нее, ст. 1 Дополнительного протокола к Конвенции 1997 г. охватывает более широкий круг возможных практик по клонированию человеческого тела и гласит:
"Любое вмешательство с целью создания человека, генетически идентичного другому человеку, будь то живому или мертвому, запрещается.
Для цели настоящей статьи термин "человек, генетически идентичный другому человеку" означает человека, имеющего одинаковый с другим человеком набор нуклеарных генов".
Необходимо отметить, что все ограничения, содержащиеся в параграфе 2 ст. 3 Хартии, являются одновременно и ограничениями права на академическую свободу, содержащегося в ст. 13 Хартии.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 Конституция РФ "никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам".
Комментарий к статье 4
Статья 4 Хартии запрещает применение пыток, а также бесчеловечное или унижающее достоинство обращение или наказания. Запреты, содержащиеся в ст. 4 Хартии напрямую следуют из права на человеческое достоинство, закрепленное в ст. 1 Хартии, и из права на физическую и психическую целостность каждого человека, установленное в части первой ст. 3 Хартии.
Отметим, что поскольку в соответствии с параграфом 3 ст. 52 Хартии права и запреты, закрепленные и в Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и в Хартии должны обладать такими же смыслом и пределами, как они предусмотрены в Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод 1950 г. При применении ст. 4 Хартии необходимо учитывать практику применения ст. 3 Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод 1950 г., а также практически с ними совпадающую формулировку Конвенции ООН против пыток и других жестоких и бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.
Конвенция ООН против пыток и других бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г., вступившая в силу 26 июня 1997 г., под пытками понимает любые действия, которыми лицу умышленно причиняется сильная боль либо физическое или нравственное страдание для получения от него или от третьего лица сведений или признаний, наказание за действия, совершенные им или третьим лицом, либо в совершении которых оно подозревается, а также запугивание его или третьего лица и т.д. Такие действия являются пыткой, в соответствии с Конвенцией 1984 г., когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом либо иным лицом, выступающим в официальном качестве, а также по их подстрекательству, с их ведома или молчаливого согласия.
"Другие" жестокие и бесчеловечные или унижающие человеческое достоинство виды обращения и наказания, о которых говорится в вышеупомянутых Конвенциях, в соответствии с практикой европейской системы защиты прав и свобод человека предполагают, в частности, запрет такого порядка исполнения смертного приговора, при котором осужденный должен в течение длительного, нередко многолетнего, срока ожидать приведения приговора в исполнение, испытывая при этом сильные страдания, а также запрет депортации человека в государство, где этот человек, исходя из сложившейся в этом государстве практики, может быть подвергнут пыткам или бесчеловечному обращению <185>.
--------------------------------
<185> См.: Дженис М., Кэй Р., Брэдли Э. Европейское право в области прав человека (Практика и комментарии). М., 1997. С. 170 - 171.
Угроза пытки при этом равносильна жестокому обращению.
Под вышеприведенные определения не подходят боль или страдания, которые возникают в результате законных санкций и которые неотделимы от этих санкций либо вызываются ими случайно <186>.
--------------------------------
<186> Ст. 1 Конвенции ООН против пыток и других бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.