Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ШОСТАК, ЛЫТАЕВ ФПДЧ СD.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
1.78 Mб
Скачать

IV. Уровни бодрствования

Каждый человек в условиях повседневной жизнеде­ятельности имеет возможность на себе и на окружаю­щих наблюдать изменения уровня активности, бодрство­вания. При этом всем хорошо известна периодика та­ких состояний: цикл бодрствование — сон, но изменения уровня бодрствования могут быть обусловлены не только такой суточной (циркадианной) динамикой, но и други­ми причинами, в том числе и патологическими. Можно выделить достаточно много специфических состояний, которые отличаются в первую очередь по уровню бод­рствования. С некоторой степенью условности различа­ют следующие формы.

1. Функциональный покой. Человек находится в пол­ностью расслабленном физическом состоянии, макси­мальном психо-эмоциональном покое, изолирован от воздействия всяких внешних раздражителей, глаза за­крыты, но не спит. Очень характерным для такого со­стояния является выраженность на электроэнцефало­грамме (ЭЭГ) альфа-ритма.

2. Пассивное бодрствование. Физический покой, глаза открыты, воздействуют сигналы низкой семанти­ческой значимости, произвольная активность отсутству­ет, спокойный психоэмоциональный фон. На ЭЭГ пре­обладание бета-диапазона. Соматическая и вегетатив­ная среда на низком уровне активности.

3. Активное бодрствование. Наличие произвольной физической или интеллектуальной деятельности, но на весьма низком психо-эмоциональном фоне. При этом отмечается заметная активация двигательной и вегетатив­ной сфер, на ЭЭГ преимущественно быстрые колебания.

4. Психо-эмоциональное напряжение. Произвольная физическая или интеллектуальная активность повышен-

49ной интенсивности, требующей мобилизации функцио­нальных резервов. Высокая степень ответственности или уровня притязаний. Это состояние характеризуется зна­чительной, но адекватной активацией всей сомато-веге-тативной сферы, адекватным усилением продукции ряда гормонов (адренокортикотропного, глюкокортикоидов, катехоламинов).

5. Психо-эмоциональная напряженность, что связа­но главным образом с чрезвычайно высокой ответствен­ностью, жестким лимитом времени или очень высоким уровнем притязаний. Такой уровень характеризуется неадекватными изменениями в двигательной и вегетатив­ной системах, сужением внимания, снижением произво­дительности. Это состояние уже относят к категории «запрещенных», т. е. неблагоприятно отражающихся на состоянии человека и успешности деятельности.

6. Психо-эмоциональный стресс. Развивается, как правило, в чрезвычайных условиях — при авариях, ка­тастрофах и т. д., часто связан с витальной угрозой (угроза для жизни) для самого себя или для близких людей. При этом развивается своеобразный, так назы­ваемый адаптационный синдром Селье. Очень выражен­ный или полный срыв деятельности. Поведение неадек­ватно ситуации: от полного отрешения от действитель­ности и «застывания» до совершенно неоправданной агрессии, в том числе и аутоагрессии (суицидные по­пытки).

Помимо перечисленных уровней бодрствования в сторону его повышения в повседневной жизни людей ежедневно достаточно строго периодично развивается состояние снижения уровня бодрствования — сон, о котором пойдет речь несколько ниже. Кроме того, в рамках данного состояния не рассматриваются патоло­гические формы: стопор, супор, кома, судорожная ак­тивность и другие.

Среди физиологических механизмов, определяющих уровень бодрствования, решающая роль принадлежит влияниям ретикулярной формации (РФ) стволовой час­ти мозга, которая простирается от верхних шейных

сегментов до промежуточного мозга. Название это было дано на основании гистологической структуры в сере­дине XIX века немецким анатомом О. Дейтерсом, хотя функции ее длительное время оставались непонятными. И лишь только в конце 40-х годов XX столетия амери­канский нейрофизиолог X. Мегоун и итальянский ис­следователь Дж. Моруцци показали активирующие и тормозные влияния РФ на другие структуры ЦНС. В настоящее время сформировалась концепция ретикуляр­ной формации, основа которой заключается в следую­щем. 1. РФ продолговатого мозга, варолиева моста и среднего мозга, а также неспецифические ядра зритель­ного бугра, обладая определенной морфо-функциональ-ной спецификой, должны рассматриваться как единое целое. 2. РФ имеет обширные связи с выше- и ниже­лежащими отделами ЦНС. 3. РФ на структуры ЦНС оказывает неспецифические тонические, активирующие и тормозные влияния, т. е. повышает или понижает уровень их возбудимости. 4. Активность РФ и, соответ­ственно, характер ее влияний поддерживается аффе­рентными сигналами, приходящими сюда по соответству­ющим коллатералям от всех анализаторов. 5. РФ обла­дает высокой химической чувствительностью, в частности к углекислому газу и катехоламинам, которые активи­руют ее. 6. Химическая чувствительность РФ проявля­ется к очень широкому ряду фармакологических ве­ществ, как активирующих, так и тормозящих ее (тран­квилизаторы, снотворные, стимуляторы и т. д.). 7. Кора головного мозга, а также некоторые подкорковые струк­туры оказывают контролирующее влияние на РФ, со­ставляя в целом так называемую неспецифическую ак­тивирующую систему мозга.

Таким образом, ретикулярная формация вместе с неспецифическими ядрами зрительного бугра и некото­рыми другими структурами представляет собой централь­ное образование, определяющее уровень бодрствова­ния человека.

В значительной степени с функционированием рети­кулярной формации связано и такое специфическое

50

51состояние, каковым является сон. Для человека сон является абсолютной жизненной необходимостью. Че­рез 60—80 часов лишения сна у человека возникает произвольно непреодолимое желание заснуть, и лишь только интенсивные болевые раздражители могут про­длить бодрствование, но при этом уже развиваются су­щественные нарушения психических функций, которые лишают его самоконтроля и самосознания.

Естественная продолжительность сна у здорового че­ловека молодого и среднего возраста подвержена инди­видуальным колебаниям, составляя в среднем около 8 часов, однако описаны многочисленные примеры резких отклонений в ту или другую сторону. У детей продолжи­тельность сна больше, у пожилых людей он становится полифазным. Вместе с тем сон представляет собой явле­ние весьма неоднородное, как это показано в таблице 4.

і

Естественный сон протекает циклами, продолжитель­ность каждого из которых составляет около 1,5 часа, как это представлено на рис. 6.

52

Показанные стадии сна группируют в три функцио­нальных вида. Во-первых, засыпание, или дремота; она характеризуется своеобразным реагированием на раз­дражители, что позволяет относить ее к измененным состояним сознания. Во-вторых, медленный сон — это легкий сон, средней глубины и глубокий. Так его назы­вают потому, что на ЭЭГ превалируют медленные вол­ны. Эти стадии сна характеризуются ослаблением мы­шечного тонуса, снижением уровня активности, деятель­ности внутренних органов. В-третьих, парадоксальный, или «быстрый», сон. На ЭЭГ — быстрые волны, десин-хронизация. Очень специфический признак — появле­ние нистагмоидных движений глаз, отсюда название БДГ-сон (БДГ — быстрые движения глаз), или REM-coh (REM — rapid eyes movement), эрекция полового члена, сновидения, движения в связи с сюжетом сновидений, активация вегетативных функций.

К настоящему времени еще не сформировалась еди­ная точка зрения на природу сна, однако достаточно очевидно выступает роль структур стволовой части мозга, циркадианной ритмики, генератор которой, очевидно, находится в ядре над зрительным перекрестом, интен­сивности афферентных потоков, состояния мотивацион-но-эмоциональной сферы, а также многих факторов окружающей среды.

На схеме (рис. 7) показано, что благодаря «биологи­ческим часам» с достаточно точной ритмикой периоди-

53чески активизируются стволовые структуры (ядра шва, голубое пятно, ретикулярная формация) с участием определенных медиаторных систем — серотонина и норадреналина.

Совершенно однозначным является мнение, что сон представляет абсолютную жизненную необходимость, однако весьма разноречивы представления о его кон­кретной физиологической значимости. Прежде всего следует отметить, что сон — это не пассивное состоя­ние мозга, а видоизмененная его деятельность. Во время сна кровоснабжение и энергетика головного мозга не

54

уменьшаются. Принято считать, что «медленный» сон, эволюционно более древний, весьма существен для отдыха и восстановления соматических функций. А «быстрый» — эволюционно более молодой. Эту стадию сна связывают с восстановлением мозгового метаболиз­ма, переработкой информации, полученной в период бодрствования, закреплением ее в долговременной памяти, стимуляцией нервного роста и развития. Лише­ние человека парадоксального сна неблагоприятно от­ражается на его психическом состоянии.

Очень привычным, но до сегодняшнего дня зага­дочным является феномен сновидений. Сновидения чаще возникают во время «быстрого» сна. Сюжеты сновиде­ний бывают порой чрезвычайно фантастичны, но они состоят из элементов, с которыми человек встречался раньше. Частота сновидений в известной степени зави­сит от характера деятельности человека (табл. 5).

Есть основание полагать, что сновидения имеют оп­ределенную физиологическую значимость. По мнению 3. Фрейда, а с его мнением считаются многие, снови­дение приносит эмоциональную разрядку человеку пу-

55тем удовлетворения неудовлетворенных во время бод­рствования потребностей. Наверное, в определенной части случаев это так, но далеко не всегда. Нет пока достаточно убедительных объяснений «вещим» снови­дениям, однако этим никто из естествоиспытателей серьезно не занимался. Нередко можно встретить отож­дествление сна и гипноза. Доказано, что это не соот­ветствует действительности. Имеются также существен­ные различия между сном естественным и фармаколо­гическим.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]