Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
DykhnovskyS-OvcharovaR.V.-text.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
2.89 Mб
Скачать

2.5. Социально-психологическая дистанция как фактор дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса

Теоретический анализ, представленный в предыдущих частях работы, позволяет сделать заключение, что в основе дисгармонии межличностных отношений лежит социально-психологическая дистанция между взаимодействующими субъектами образовательного процесса. Дисгармония отношений будет определяться следующим:

1. Социально-психологическая дистанция, которую устанавливают субъекты образовательного процесса, не соответствует ситуации межличностного взаимодействия.

2. Имеющаяся социально-психологическая дистанция не удовлетворяет одного из субъектов образовательного процесса.

3. Существуют расхождения между реальной (воспринимаемой) и желаемой социально-психологической дистанцией, которые не удовлетворяют одного из субъектов образовательного процесса.

4. Имеет место дисбаланс в выраженности когнитивной, коммуникативной, эмотивной, поведенческой и деятельностной составляющих дистанции в межличностных отношениях субъектов образовательного процесса.

5. Существуют различия в оценках реальной (воспринимаемой) и предполагаемой социально-психологической дистанции между субъектами образовательного процесса.

Далее обратимся к описанию некоторых феноменов неблагоприятного изменения дистанции и соответственно причин дисгармоничности отношений межличностных отношений. К ним мы отнесем нарушение личных границ и зависимость субъектов образовательного процесса.

Как уже было сказано, наличие границ, является одним из важных отличий «здоровых» отношений. Они необходимы нам для того, что бы побыть в уединении, расслабиться и отдохнуть. Благодаря границам в отношениях всегда остается достаточно большое пространство для удовлетворения своих собственных потребностей, для достижения собственных целей и индивидуального роста личнос­ти. Психологические территории разных людей могут являться в той или иной степени устойчивым образованием и иметь более или менее жесткие границы, нарушение которых всегда вызывает негативную реакцию.

Е.В.Емельянова (2004), описывает два понятия: нарушение границ психологической территории и оккупация психологической территории [94].

Нарушением границ психологической территории - воздействие одного человека на другого с той или иной степенью насиль­ственности - без получения согласия, с целью изменить по своему усмотрению принадлежащую человеку систему представлений о себе, сво­их возможностях, ресурсах и своем месте в мире, заставить изменить пра­вила и принципы, навязать чуждые цели и способы их достижения, а также самовольное использование и присвоение физической террито­рии другого человека или его предметов физического мира.

Оккупация психологической территории другого человека представляет собой такое же воздействие, что и при нарушении границ, но осуществляемое во всех сферах жизни человека и с гораздо боль­шей степенью интенсивности.

«Любое нарушение границ ведет к такой защитной реакции, как агрессия. Она может быть явной или подавленной, то есть выражаться в возникновении депрессии. Уважение к границам другого человека является важным условием здорового сосуществования. Чем экстремальнее условия совместного проживания, том большее значение приобретает нерушимость границ» [171, с.121].

Нарушение социальных границ. Специфика социальных границ заключается в их «видимости». К ним можно отнести территорию, деньги и время. Эти факторы и могут стать причинами конфликтов в межличностных отношениях.

Личная территория - «это та, которой управляю только я. В ней вещи лежат так, как я хочу; туда никто не может войти, если я этого не хочу; я могу там пребывать с кем хочу и когда хочу. Отсутствие личного пространства может быть сильным невротическим фактором» [171, с.121].

Время. Для психического здоровья любому человеку необходимо какое-то время в течение дня побыть наедине с собой. «Человек для любого человека всегда сверхраздражитель. Мы устаем друг от друга, если находимся в постоянном контакте. Поэтому, если ваш партнер говорит, что хочет побыть один, то это не повод для паники» [171, с.122].

Деньги. Нарушение финансовых границ, также довольно часто является причиной проблем в отношениях. Тут нужен специальный договор, кто, как и когда тратит деньги.

Как указывает С.В.Петрушин (2009), «уважение к социальным границам закладывается с детства, в разных семьях понятие границ совершенно разное. В некоторых семьях их нарушение рассматривается как нормальное, как проявление любви и заботы. Поэтому в самом начале совместных отношений желательно в словах проговорить, для чего у вас есть желание сделать границы, в чем они более жесткие или менее жесткие» [171, с.122].

Нарушение эмоциональных границ. Эмоциональные границы «невидимы». Любая эмоция, даже самая позитивная, не может быть постоянной. Какой бы сильной не была любовь, периоды «охлаждения» неизбежны. Важно научиться иногда, быть вместе, а иногда быть одним (на фоне присутствия другого).

Если мы будем стараться любить, то в итоге может сформироваться её теневая сторона – ненависть.

«Любое насилие может разрушить начавшую было возникать эмоциональную связь. Любая манипуляция эмоциональной сферой – собственной или другого человека – приводит к её блокировке, так называемый «стоп по сущности». Такой стоп не проходит сам по себе, в дальнейшем нужна помощь специалиста» [171, с.123].

На эмоциональном уровне ответственность за эмоциональные границы лежит на нас самих, - это с одной стороны, а с другой – на эмоциональном уровне мы можем двигаться до тех пор, пока нас не остановит другой человек.

Сексуальные границы, они связаны с телесностью человека.

● На теле человека есть зоны, до которых он разрешает дотрагиваться другим.

● Есть места, до которых может дотронуться только очень близкий человек.

● Есть зоны, до которых не может дотрагиваться никто.

● Нарушение сексуальных границ приводит к появлению защитных реакций; у вас или партнера исчезает чувство безопасности.

● Обозначить сексуальные границы должны мы сами. Суть в том, что в этой сфере мы очень ранимы, поэтому желательно говорить это в максимально тактичной форме.

«В основе сексуальных границ лежат самые разнообразные табу, которые возникли в результате воспитания. Если у одного границы шире, а у другого уже, то первому надо подстраиваться под второго. Иначе это будет не только психическим, но и физическим насилием» [171, с.124].

Следующим феноменом дисгармонии отношений, обусловленной изменением дистанции, между субъектами образовательного процесса, является зависимость и патологическая созависимость.

В Большой психологической энциклопедии под аддиктивным (зависимым) поведением понимается «поведение человека, трудно адаптирующегося к жизненным трудностям, неспособного самостоятельно или с помощью друзей справится с проблемой, с состоянием психологического дискомфорта. Аддиктивное поведение выражается в применении человеком различных химических веществ, которые гарантируют быструю защиту от суровой действительности» [37, с.15]. Аддикция – «стимулятор, с помощью которого человек пытается справиться с состоянием психологического дискомфорта» [37, с.15].

Применительно к нашей работе, будем исходить из того, что нарушение (изменение) дистанции в неблагоприятную для субъекта сторону будет проявляться в «интеракционной зависимости». При освещении этого вопроса обратимся к работе А.В.Смирнова [198]. «Интеракционная зависимость» будет проявляться в любовной зависимости и зависимости от людей и отношений.

Любовная зависимость – проявляющаяся в любви к недоступному объекту. Как указывает А.В.Смирнов (2010), любовный аддикт может навязчиво добиваться отношений, например с бывшим объектом любви, с человеком который отказал во взаимной любви, или с которым официально прекращены брачные отношения и т.д. Поведение таких лиц может стать социально опасным, когда порождает сверхценную ревность и в связи с этим агрессию [198].

Зависимость от людей и отношений (аддикция отношений) характеризуется болезненно навязчивой привычкой человека к определенному типу отношений и к отношениям с определенными людьми или группой.

Кроме этого, изменение социально-психологической дистанции в неблагоприятную для субъекта образовательного процесса сторону может реализоваться (проявляться) в следующих отношениях (Bornstein R., Languirand М., 2003): беспомощная зависимость; враждебная зависимость; неявная зависимость и конфликтная зависимость [248].

Беспомощная зависимость. Субъект выстраивает отношения с другими, преувеличивая свою уязвимость. Они постоянно нуждаются в эмоциональной поддержке. Чувствительны – легко расстраиваются и плачут. Проявляют пассивность и ранимость, хотя в действительности таковыми не являются. «Их беспомощность – это инструмент, которым они пользуются, чтобы вынудить других удовлетворять их потребности» [188, с134].

Враждебная зависимость. Отношения устанавливаются путем запугивания других. «На первый взгляд кажется, что эти люди в полном замешательстве – едва сдерживаются, чтобы не сорваться. Но ели присмотреться, то окажется, что они вполне себя контролируют. Это становится ясно из прямых или косвенных угроз («Если ты бросишь меня, я покончу с собой»), которые используются для эксплуатации чувства вины у других людей и удержания их рядом» [188, с134].

Неявная зависимость. Такую зависимость достаточно сложно распознать. Она может проявлять различные формы от надуманной болезни, до воображаемой аллергии. Цель – заставить партнера продолжать неудовлетворяющие их отношения, которые те были намерены прекратить.

Конфликтная зависимость. Субъекты демонстрируют непоследовательное поведение - от чрезмерной зависимости, до автономии. «Чаще всего они ведут себя по контролирующему типу в периоды «зависимости» и по скрытому типу в периоды «автономии» [188, с135].

Неблагоприятное изменение дистанции может привести к созависимости и, соотвественно к дисгармонии межличностных отношени. Как отмечает Е.В.Емельянова [94] созависимость - это эмоциональная зависимость одного чело­века от значимого для него Другого. Таким образом, любые значимые отношения рождают определенную долю эмоцио­нальной созависимости, так как:

● впуская в свою жизнь близких людей, мы обязательно реагируем на их эмоциональное состояние,

● приспосабливаемся к их образу жизни, вкусам, привычкам, потребностям.

В зрелых отношениях всегда остается достаточно большое пространство для удовлетворения своих собственных потребностей, для достижения собственных целей и индивидуального роста личнос­ти, которая, как известно, сохраняет здоровье и жизнеспособность исключительно в процессе развития.

В созависимых отношениях простран­ства для свободного развития личности практически не остается. Жизнь человека полностью поглощена значимым другим. И в таких случаях он живет не своей, а жизнью партнера; созависимый человек пере­стает отличать собственные потребности и цели от целей и потребно­стей любимого.

Е.В.Емельянова [94] описывает четыре формы созависмых, дисгармоничных отношений:

1. Отношения, в которых партнер «отказался» от собственной независимости и «растворяется» в партнере. Ответственность за самого себя передается партнеру. Субъект отказывается от своих желаний, целей, стремлений. Партнер используется им как материнская утроба: как среда обитания, как источник всего необходимого, как спо­соб выживать.

2. Отношения, в которых происходит «поглощение» психологической территории партнера, через лишение его независимости и автономии. Субъект полностью принимает на себя ответственность за партнера. Собственные желания, цели, стремления осознаются только че­рез призму их полезности для партнера. Партнер своим поведением должен оправдать необходимость та­кого контроля, воспитания и заботы, исполняя роль опекаемого ре­бенка.

3. Отношения через абсолютное владение и разрушение психологической территории партнера. Субъект декларирует ответственность за партнера, но на самом деле не осуществляет этого: партнер им только используется. В таких отношениях субъект проверяет свою способность властвовать, контролировать, управлять не только поступками партнера, но и его чувствами.

4. Отношения, в которых происходит «отражение» в партнере. Субъект перекладывает на партнера ответственность за собственное благополучие.

Описанное выше показывает следующее. Один из субъектов различными, в том числе и манипулятивными, способами старается установить неприемлемо близкую для его партнера дистанцию, что, в конечном счете, усиливает дисгармоничность отношений между ними.

Описанное выше показывает, что изменение дистанции либо в неприемлемо близкую, либо далекую сторону приводит к дисгармонии отношений субъектов образовательного процесса. В следующей части работы обратимся к рассмотрению вопроса о том, как переживают субъекты такое изменение дистанции, и связанную с ним неудовлетворенность отношениями.

Выводы

1. Гармония межличностных отношений субъектов образовательного процесса представляет собой взаимную удовлетворенность отношениями; постоянный диалог; открытость, контакт, настрой друг на друга; заботу о благополучии партнера; отказ от всякого манипулятивного контроля и стремления к превосходству над ним; включение в самоценный контакт.

2. Дисгармония отношений субъектов образовательного процесса может быть обусловлена стилем межличностного взаимодействия, особенностями родительского отношения, стилем обучения и воспитания, стилем педагогической деятельности, а также особенностями восприятия детьми своих родителей.

3. Дисгармонии отношений «педагог-ученик» могут заключаться в том стиле педагогической деятельности, который использует учитель. В системе «родитель-ребенок» она возникает из-за деструктивности внутрисемейных отношений, недостатков в семейном воспитании, возрастных кризисов детей, индивидуально-психологических особенностей родителей и детей, а также обусловлена субъективным отношением и восприятием родителями своих детей. Дисгармоничные отношения между родителями имеют место в «неблагополучных» и «проблемных» семьях, с патогенными стандартами взаимодействия. Проблемы между родителями и педагогами обусловлены организацией учебной деятельности в школе, и в частности со стороны учителя; отношениями, которые складываются между педагогом и учеником. Таким образом, ученик (ребенок) выступает опосредствующим звеном в отношениях между учителем и родителями учащегося; неудовлетворенность педагога тем как реагируют на его замечания по поводу ребенка родители.

4. В основе гармонии и дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса, лежит та дистанция, которую устанавливают субъекты во взаимодействии. Нарушение дистанции, её изменение в неблагоприятную для субъекта сторону приводит к его неудовлетворенности межличностными отношениями. Дистанция представляет собой характеристику межличностных отношений, проявляющуюся в переживании и понимании близости (отдаленности) между субъектами. Составляющими дистанции выступают: когнитивная, коммуникативная, эмотивная, поведенческая и деятельностная. Чрезмерное сокращение или увеличение дистанции может приводить к неудовлетворенности межличностными отношениями.

5. В основе дисгармонии межличностных отношений лежит социально-психологическая дистанция между взаимодействующими субъектами образовательного процесса. Дисгармония определяться тем, что дистанция, которую устанавливают субъекты образовательного процесса, не соответствует ситуации межличностного взаимодействия; имеющаяся дистанция не удовлетворяет одного из субъектов образовательного процесса; существуют расхождения между реальной (воспринимаемой) и желаемой дистанцией, которые не удовлетворяют одного из субъектов образовательного процесса; имеет место диспропорциональная выраженность когнитивной. Коммуникативной, эмотивной, поведенческой и деятельностной составляющих дистанции в межличностных отношениях; существуют различия в оценках реальной (воспринимаемой) и предполагаемой дистанции субъектами образовательного процесса.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]