- •Лекция № 18 Патология кислотно-основного равновесия
- •Физиологические системы регуляции кос
- •Классификация нарушений кислотно-основного равновесия
- •Газовый
- •Негазовый
- •Алкалоз
- •Негазовый.
- •Проявление нарушений кислотно-основного состояния.
- •Фармакологическая коррекция нарушений кислотно-основного равновесия
Физиологические системы регуляции кос
Легкие - это первая линия защиты в поддержании кислотно-основного гомеостаза, поскольку они обеспечивают механизм почти немедленной регуляции выделения кислоты. В то же время любые нарушения дыхания, сопровождающиеся увеличением или уменьшением минутной альвеолярной вентиляции, могут стать причиной развития нарушений КОС.
Вдыхаемый воздух содержит незначительное количество СО2. Почти вся углекислота крови является продуктом клеточного метаболизма. По мере образования в процессе клеточного метаболизма СО2 легко диффундирует в капилляры и транспортируется к легким в трех основных формах:
растворенный СО2;
анион бикарбоната;
карбаминовое соединение.
СО2 очень хорошо растворяется в плазме. Около 5 % общей двуокиси углерода в артериальной крови находится в форме растворенного газа, а 90 % - в форме бикарбоната. Последний является продуктом реакции СО2 с водой с образованием Н2СО3 и ее диссоциацией на водород и ион бикарбоната:
карбоангидраза
СО2 + Н2О Н2СО3 Н+ + НСО3-.
Реакция между СО2 и Н2О протекает медленно в плазме и очень быстро в эритроцитах, где присутствует внутриклеточный фермент карбоангидраза. Она облегчает реакцию между СО2 и Н2О с образованием Н2СО3.
По мере накопления НСО3- внутри эритроцита анион диффундирует через клеточную мембрану в плазму. Мембрана эритроцита плохо проницаема для Н+, как и вообще для катионов, поэтому ионы водорода остаются внутри клетки. Электрическая нейтральность клетки в процессе диффузии НСО3- в плазму обеспечивается потоком ионов хлора из плазмы в эритроцит.
Часть Н+, остающихся в эритроцитах, соединяется с гемоглобином. В периферических тканях, где концентрация СО2 высока и значительное количество Н+ накапливается эритроцитами, связывание Н+ облегчается деоксигенацией гемоглобина. Восстановленный гемоглобин лучше связывается с Н+, чем оксигенированный. Таким образом, деоксигенация артериальной крови в периферических тканях способствует связыванию Н+ посредством образования восстановленного гемоглобина. Это увеличение связывания СО2 с гемоглобином известно как эффект Холдейна.
Третьей формой транспорта СО2 являются карбаминовые соединения, образованные в реакции СО2 с концевыми аминогруппами белков крови. Основным белком крови, связывающим СО2 является гемоглобин. Этот процесс описывается реакцией:
Hb-NH2 + СО2 Hb-NH СООН Hb-NHCOO- + H+.
Реакция СО2 с аминогруппами протекает быстро. Как и в случае более легкого связывания СО2 с восстановленным гемоглобином, образование карбаминовых соединений легче протекает с деоксигенированной формой гемоглобина. Карбаминовые соединения составляют около 5 % общего количества СО2, транспортируемого артериальной кровью.
Регуляция выделения СО2 достигается изменением скорости объема легочной вентиляции. Повышение вентиляции приводит к снижению артериального рСО2 и наоборот. Афферентные сигналы, изменяющие альвеолярную вентиляцию, связаны с хеморецепторами, которые регулируют функции дыхательного центра. Эти рецепторы находятся в продолговатом мозге, аортальном и каротидном тельцах и реагируют на изменения рСО2 и концентрации Н+.
При увеличении кислотности крови, повышение содержания ионов H+ приводит к возрастанию легочной вентиляции (гипервентиляции). Н+ связываются с NaHCO3 с образованием H2CO3. H2CO3 разлагается на CO2 и H2O. При этом молекулы CO2 выводятся в большом количестве и pH возвращается к нормальному уровню.
При увеличении содержания оснований наступает гиповентиляция, в результате напряжение CO2 и концентрация ионов H+ возрастают, и сдвиг реакции крови в щелочную сторону частично или полностью компенсируется.
Почки - их функция состоит в удалении нелетучих кислот, главным образом серной кислоты. Почки должны удалять в сутки 40-60 ммоль ионов H+, накапливающихся за счет образования нелетучих кислот.
Их выделение происходит в проксимальных канальцах и собирательных трубках почек, где секретируются Н+, а в качестве буферных систем участвуют фосфаты, сульфаты (т.е. титруемые кислоты) и аммиак. Однако до того как может произойти экскреция всех кислот, почки должны реабсорбировать НСО3-, профильтровавшийся клубочками.
Способность канальцев почек к реабсорбции НСО3- высока. Самым важным местом реабсорбции НСО3- являются проксимальные канальцы, где посредством специального механизма происходит всасывание 90 % бикарбоната.
Угольная кислота образуется в клетке из воды и СО2 под действием карбоангидразы, Н+ активно переносятся через люминальную мембрану Na+/Н+-обменником (рис. 18.1.).
Рис. 18.1. Реабсорбция бикарбоната в клетках проксимального канальца. КА – карбоангидраза [по Шейману Д.А., 1999].
Затем НСО3- транспортируется через базолатеральную мембрану. Секретируемый Н +быстро соединяется с фильтруемым НСО3-, образуя угольную кислоту (Н2СО3). Угольная кислота превращается в воду и углекислый газ с помощью карбоангидразы (КА) на люминальной стороне щеточной каемки проксимального канальца. СО2 диффундирует обратно в клетку проксимального канальца, где соединяется с Н2О и образует угольную кислоту, завершая тем самым этот цикл.
Некарбоновые кислоты секретируются вставочными клетками собирательных трубок коры и наружного мозгового слоя почек (рис. 18.2.). Секреция Н+ в просвет канальцев происходит с помощью Н+-АТФазы, тогда как в реабсорбции НСО3- через базолатеральную мембрану участвует обменник Сl-/НСО3-.
Рис. 18.2. Секреция Н+ вставочными -клетками собирательной трубки. АДФ - аденозиндифосфат; АТФ – аденозинтрифосфат [по Шейману Д.А., 1999].
При защелачивании Н+ задерживается в клетках почек канальцев, а HCO-3 не реабсорбируясь выделяется.
Основная часть Н+ в моче должна быть выведена в форме буферов, обычно таких, как фосфаты и аммоний. Концентрация аммония регулируется преимущественно почками и колеблется в зависимости от, КОС. Объем суточной секреции кислот в наибольшей степени зависит от количества выделяемого аммония. NН4+ образуется и секретируется клетками проксимального канальца, а затем реабсорбируется в восходящем отделе петли Генле и концентрируется в мозговом слое почки. Небольшое количество NH4+ диссоциирует на NH3 и Н+, последний реабсорбируется. NH3 может диффундировать в собирательную трубку, где служит буфером для ионов Н+, секретируемых вставочными клетками.
В клетках почечных канальцев процесс образования аммиака (NH3) происходит также за счет дезаминирования аминокислот (глутаминовой), данный процесс показан на рис. 18.3.
Аммиак поступает в канальцевую мочу, где соединяясь с Н+ образует ионы аммония (NH4+), который присоединяя ионы Cl-, образует хлорид аммония и выводятся с мочой. Na+, освобожденной от Cl- в моче, всасывается в клетки почечных канальцев, соединяются с освобожденными от Н+ ионами HCO-3 и реабсорбируются в виде бикарбоната Na.
Рис. 18.3. Образование и секреция аммония клетками проксимального канальца. Глютамин переносится (на этом общем рисунке механизм не детализирован) в клетки через люминальную и базолатеральную мембраны и метаболизируется с образованием аммония и бикарбоната. Аммоний активно секретируется в просвет канальца (через Na, NH4+-антипорт), а бикарбонат переносится по градиенту через базолатеральную мембрану [по Вандеру А., 2000].
Желудочно-кишечный тракт. Клетки слизистой оболочки желудка секретируют НСl в очень высокой концентрации. При этом из крови ионы хлора поступают в полость желудка в соединении с Н+, образующимися в эпителии желудка при участии угольной ангидразы. Взамен хлоридов в плазму транспортируется бикарбонат. Существенного защелачивания крови при этом не происходит, т.к. ионы хлора желудочного сока достаточно быстро вновь всасываются в кровь в кишечнике. Железы слизистой оболочки кишечника секретируют щелочной сок, богатый бикарбонатами. При этом плазма пополняется Н+ в составе НС1. Кратковременный сдвиг реакции сразу же уравновешивается обратным всасыванием бикарбоната в кишечнике.
Печень участвует в поддержании кислотно-основного равновесия за счет удаления в основном кислых продуктов. В печени осуществляется синтез мочевины (СО(NH2)2) из шлаков, таких в частности, как аммиак (NH3) и хлорид аммония (NH4Cl), который поступает по портальной системе. Мочевина выводится почками. При острой и хронической почечной недостаточности синтез мочевины усиливается.
Оценка кислотно-основного состояния
Принцип метода оценки кислотно-основного состояния основан на почти прямой зависимости между рН и напряжением СО2 в крови. График зависимости концентрации протонов водорода от напряжения СО2 в крови имеет наклон 45˚, когда система НСО3ˉ/Н2СО3 находится в равновесии. При избытке или недостатке буферных компонентов происходит смещение кривой. Графически зависимость выглядит как обратно пропорциональная (см. рис. 18.4.).
Рис. 18.4. Номограмма Сиггаарда-Андерсена для определения кислотно-щелочного состояния [по Бунятяну А.А., 1982].
В настоящее время для анализа кислотно-основного равновесия распространен метод Аструпа. Метод основан на определении трех значений рН у пациента: 1 – истинное значение рН крови; 2 и 3 – рН крови этого же больного, помещенной в искусственно создаваемую среду с соответственно 3% и 8% концентрациями СО2 (28 мм рт.ст. и 58 мм рт.ст.) при полном насыщении гемоглобина кислородом и температуре 38˚С.
В качестве примера ниже приведена техника оценки КОС по методу Аструпа.
Линия зависимости («буферная линия») по этому методу строится на криволинейной номограмме Сиггард-Андерсена (см. рис. 18.4.). Определяют рН крови больного. Допустим, что он равен 7,24. Определяют рН крови, помещенной в среду с низкой концентрацией CO2 (3% или 28 мм рт.ст.). Найденное рН (7,39) и pCO2 = 28 мм рт.ст. откладывают на графике в виде точки В. Определяют рН крови, помещенной в камеру с высокой концентрацией CO2 (8% или 58 мм рт.ст.). Найденое рН (7,18) и pCO2 = 58 мм рт.ст. позволяет определить другую точку – А. Через точки А и В проводят “буферную” линию. Нормальной концентрацией углекислого газа считается 40 мм рт.ст. (горизонтальная линия). Пересечение “буферной” линии с этой горизонтальной линией дает величину SB – стандартного бикарбоната (у «нашего» больного = 17,5 ммоль/л).
Для определения истинного рСО2 пациента проводят вертикальную линию от фактического рН пациента (7,24) до «буферной» прямой и получают точку С, которая на оси ординат даст истинное рСО2 (у данного больного 47 мм рт.ст.). В точке пересечения “буферной” линии крови АВ с кривой “буферных оснований” (верхняя кривая) и кривой “сдвига буферных оснований” (нижняя кривая) определяют соответственно значения ВВ (38 ммоль/л) и ВЕ (-7 ммоль/л). Через точку С проводят прямую под углом 45 к оси абсцисс номограммы до горизонтальной прямой стандартного бикарбоната (SB) и получают точку, равную истинному бикарбонату крови - АВ (у данного больного около 20 мэкв/л).
Таблица 18.1.
Показатели номограммы Сиггаард-Андерсена
Символическое изображение показателя |
Основная характеристика |
Пределы нормальных показателей |
Средняя величина |
рH |
Величина активной реакции раствора |
7,35-7,45 |
7,4 |
Pco2 |
Парциальное давление углекислого газа над жидкостью. При нормальном содержании СО2 в артериальной крови Pco2 = 40 мм рт. ст. Смещение величины Pco2 вправо (свыше 40 мм рт. ст.) говорит о накоплении ее избытка в крови (дыхательный ацидоз); смещение влево (ниже 40 мм рт. ст.) — о недостаточном количестве CO2 в крови (дыхательный алкалоз) |
4,66-5,99 кПа |
5,32 кПа (40 мм рт. ст.) |
|
(35-45 мм рт. ст.) |
|
|
АВ |
Истинный бикарбонат крови — содержание НСО3— в истинной (т.е. взятой у конкретного больного в данных обстоятельствах) крови |
19-25 ммоль/л |
23 ммоль/л |
SB |
Стандартный бикарбонат — тот же бикарбонат НСО3— взятой у больного крови, но приведенной к стандартным условиям (т.е. искусственно помещенной в среду, в которой Pco2=40 мм рт. ст., содержание окисленного гемоглобина HbO2=100%, температура 37С) |
20-27 ” |
24 ” |
BB |
Сумма оснований всех буферных систем крови (т.е. щелочных компонентов бикарбонатной, фосфатной, белковой и гемоглобиновой системы) |
40-60 ” |
50 ” |
BE |
Избыток (или дефицит) оснований. Изменения содержания буферных оснований крови по сравнению с нормальными для данного больного NBB. NBB – та же сумма всех основных компонентов буферных систем взятой у больного крови, но искусственно приведенной к стандартным условиям (рН 7,38, Рсо2 = 40 мм рт.ст., температура 37С). Зависимость выражается формулой: ВЕ=BB-NBB. Другими словами, ВЕ показывает, какое количество миллимолей NaHCO3 следует добавить (или условно удалить), чтобы рН стало 7,38 (при 37С). Положительное значение ВЕ указывает на избыток оснований (или на дефицит кислот), а отрицательное — на дефицит оснований (или избыток кислот) |
2,3 |
0 |
Этиология и патогенез нарушений кислотно-основного состояния. Компенсаторные механизмы. Принципы фармакологической коррекции.
Ацидоз - это такое нарушение КОС, при котором в крови появляется относительный или абсолютный избыток кислот или недостаток оснований.
Алкалоз - это такое нарушение КОС, при котором имеется избыток оснований или недостаток кислот.
