- •Дипломная работа
- •030501 «Юриспруденция»
- •Виктимность несовершеннолетних и ее профилактика
- •Введение
- •1 Понятие виктимного поведения несовершеннолетних
- •1.1 Понятие и виды виктимности
- •1.2 Виктимность несовершеннолетних как социально-психологический феномен
- •1.3 Характеристика преступлений против несовершеннолетних
- •2 Профилактика виктимного поведения несовершеннолетних
- •2.1 Особенности профилактической работы с виктимными детьми
- •2.2 Меры профилактики виктимного поведения несовершеннолетних
- •Заключение
- •Постановка вопросов учащимся
- •2. Примеры виктимного поведения
- •3. Виктимность как психическое и социальное отклонение
- •4. Безопасность
- •5. Группа и риск
- •Обучение детей навыкам безопасного поведения
- •1. Ваш ребенок пошел в детский сад:
- •2. Ваш ребенок пошел в школу:
- •3. Ваш ребенок поехал в детский лагерь:
- •Ваш ребенок на улице:
1.2 Виктимность несовершеннолетних как социально-психологический феномен
Несмотря на то, что виктимность проявляется в самых разных сферах жизненной активности людей и сферах их межличностного взаимодействия, наиболее углубленно эта проблематика исследована в области внутрисемейных контактов. К примеру, одной из наиболее значимых причин формирования устойчивой личностной виктимности является семейное насилие в самом широком смысле этого понятия.
Так, С.В. Ильина выделила два наиболее опасных в данном отношении периода развития. Проведенное ею сравнительное изучение статистических данных по внутрисемейному и внесемейному насилию показало, что средний возраст жертв инцеста составляет 6-7 лет, тогда как средний возраст пострадавших от изнасилования значительно выше – 13-16 лет. Дошкольный и подростковый возрастные периоды являются «возрастами риска» в отношении насилия. Жестокое обращение или сексуальная травматизация в этот период вероятнее всего окажут куда более разрушительное воздействие, чем в период относительной эмоционально-личностной стабильности [45, С.99]. Данные периоды следует учесть при работе по профилактике виктимного поведения, а именно обратить внимание на данные категории возрастов и усилить работу по профилактике виктимности.
Виктимизация несовершеннолетнего опасна, т.к. подрывает основополагающие принципы, на которых строится чувство безопасности и целостности: автономию, упорядоченность мира и взаимосвязь с другими людьми.
Так, потребность в автономии необходима несовершеннолетнему в его развитии. При совершении преступления против несовершеннолетнего подрывается чувство целостности.
Каждому из несовершеннолетних необходимо чувство безопасности, которое основывается на ощущении порядка: им необходимо верить в упорядоченность мира, в котором мы живем, и в то, что события имеют объяснение.
Третья опора – это взаимосвязь с другими людьми. Здоровые взаимоотношения чрезвычайно важны. Именно через взаимодействие с другими несовершеннолетние познают окружающую среду. Так же несовершеннолетнему необходимо знать, кому мы можем доверять. Преступление подрывает чувство взаимосвязи.
В таких преступлениях как развратные действия и половое сношение, и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, отрицательные последствия, влияющие на взаимоотношения с другими людьми, в том числе отношений полов отражаются на судьбе несовершеннолетнего много позже. Жертвы преступлений часто становятся подозрительными по отношению к незнакомым людям или даже к соседям. Когда близкие и друзья не оказывают необходимую поддержку, пострадавшие начинают ощущать отчуждение даже к ним.
Таким образом, преступление против несовершеннолетних наносит глубокую как психологическую, так и социальную травму несовершеннолетнему, т.к. подрывает понятие автономии, порядка и взаимосвязи с другими.
В период возрастных кризов происходит целый ряд изменений, которые усиливают виктимность ребенка: изменение телесного облика, личности. С. В.Ильина утверждает, что имеются «сензитивные к насилию» периоды в жизни ребенка, когда анатомо-физиологические, гормональные, эмоционально-личностные и психосексуальные изменения делают жертву более травматизируемой. Эти периоды являются опасными в отношении как сексуального насилия, так и жестокого обращения с ребенком, телесных наказаний, психологического насилия. Изменившийся физический облик и поведение ребенка становятся провоцирующими не только для потенциального насильника, но и у родителей вызывают стремление немедленно исправить непослушное чадо, актуализируя те или иные воспитательные установки.
По мнению А.В. Глаголевой, другие возрастные периоды являются менее опасными для непосредственного насилия. Однако проявления, так называемого, «токсичного» родительского отношения возможны в любом возрасте. Основные типы искаженного родительского отношения возможны в любом возрасте. Основные типы искаженного родительского отношения – депривация и симбиоз – ложатся в основу формирования виктимной личностной организации, которая вынуждает ее обладателя всю последующую жизнь вызывать на себя то или иное насильственное воздействие [46, С. 100]. При профилактике виктимного поведения несовершеннолетнего, следует работать не только с несовершеннолетнем, но и с его родителями, так как травматическое родительское воздействие в раннем возрасте, влекущее формирование виктимности, часто не носит внешних признаков насилия и является неосознанным.
А.В. Глаголева приводит типичный житейский пример. Ситуация, когда мужчина, страстно желавший стать отцом мальчика, начинает воспитывать дочь по мужскому образцу – вовлекать ее в типичные мужские игры, побуждать заниматься экстремальными видами спорта, «мужественно» терпя при этом боль от неизбежных физических травм, и т.п. Подобный тип взаимоотношений, внешне нередко носящий характер товарищеского партнерства и порождающий сильную привязанность дочери к отцу, по сути дела, представляет собой типичный симбиоз с отчетливо выраженной садо-мазохистской направленностью. Девочка, растущая в подобных условиях, усваивает на подсознательном уровне, что для того, чтобы привлечь внимание значимого мужчины и заслужить его одобрение, она должна быть готовой пожертвовать своими интересами, терпеть страдания и унижения [47, С. 99]. В этом контексте особенно интересен тот факт, что страдающие от виктимности индивиды в определенных условиях сами склонны к насилию и жестокости.
По мнению некоторых исследователей, в частности, А.А. Гурьевой, дети, пострадавшие от жестокости, составляют особую виктимологическую группу, когда жертва в конечном итоге превращается в жестокого мстителя [48, С. 117-118]. Очевидно, что подобный семейный синдром является одним из наиболее опасных проявлений виктимности в обществе.
Не менее важным обстоятельством в контексте рассматриваемой проблематики представляется то, что по справедливому замечанию А.В. Глаголевой, насилие в семье является огромной травмой не только для тех, кто его переживает, но и для свидетелей этого насилия, младших по возрасту детей. Происходит «вторичная виктимизация», заключающаяся в переживании свидетелями насилия тех же психологических последствий, что испытывает жертва [49, С. 194]. Таким образом, происходит внутрисемейное «заражение виктимностью» не только «по вертикали» – из поколения в поколение, но и «по горизонтали».
По мнению А.В Глаголевой, виктимизация в результате семейного насилия может иметь не только отложенные по времени, но и непосредственные трагические последствия. В частности, повторяющееся насилие ведет к значительным психологическим страданиям, непроходимому чувству страха, депрессии, посттравматическому стрессу, а иногда и к более серьезным последствиям, таким как попытки самоубийства. Применяющееся в семье физическое наказание почти всегда сопровождается психическим насилием – словесными оскорблениями. Диапазон физического насилия не ограничивается только телесными наказаниями различной степени тяжести, сюда относят ограничение детей в еде, сне, привлечение их к употреблению алкоголя и наркотиков, лекарственных и химических веществ для изменения их психического состояния. Последствиями семейного физического насилия являются не только различные нарушения физического (до инвалидизации) и психического (до различного уровня умственной отсталости и психических нарушений) здоровья, но и нравственная деградация личности [50, С. 194]. Согласно данной точке зрения, виктимное поведения у несовершеннолетнего может быть заложено его родителями, но на данного рода истязания над несовершеннолетними следует обратить внимания органов опеки и попечительства, которые, непосредственно, должны принять меры к таким родителям.
Дети страдают от насилия в семье и как жертвы, и как свидетели. Согласно, статистике, полученной от главного специалиста Аппарата Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае М.М. Михеевой, в 30-50 процентов случаев при насилие между супругами, жестокому обращению подвергаются дети. Данная статистика показывает маштабность этой проблемы. Ежегодно в России погибают около 15 тысяч несовершеннолетних в возрасте до 14 лет, из них 50 процентов умирает от неестественных причин, и более 2000 становятся жертвами убийств или тяжелых телесных повреждений. Согласно данной статистике можно сказать, что отчасти проблема виктимного поведения несовершеннолетних кроется в их собственных родителях, зачастую, от «рук» которых они становятся жертвами преступления.
Так, статистика по Красноярскому краю за 2008 год, полученная от главного специалиста Аппарата Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае М.М. Михеевой, органами опеки и попечительства выявлено 156 случаев жестокого обращения с детьми. Можно полагать, что насилие в семье, особенно от людей, которые считались самыми близкими, приводит к тому, что ребенок становится либо подавленным и недееспособным занять в жизни активную созидательную позицию, либо агрессивным, озлобленным на окружающий мир.
Для снижения виктимности несовершеннолетних, в Красноярском крае ведется профилактическая работа учреждений социального обслуживания семей и детей по предотвращению насилия и жестокого обращения в отношении несовершеннолетних. Данная профилактическая работа направлена на социальный патронаж семей, выявление жестокого обращения с несовершеннолетними через социальных педагогов школ и участковых педиатров, проведение рейдов комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав по выявлению неблагополучных семей и формирования общественного мнения о негативном отношении к насилию и жестокости через средства массовой информации.
Для организации эффективной работы по раннему выявлению и предотвращению семейного неблагополучия, а также взаимодействие всех заинтересованных ведомств и служб по выведению семьи из трудной жизненной ситуации, специалистами социального обслуживания осуществляется патронаж несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении.
Если первичная виктимизация личности, как правило, происходит в семье, то ее развитие зависит от целого ряда как собственно социально-психологических, так и социальных, социально-экономических и иных факторов. В частности, усилению личностной виктимности и дополнительной травматизации могут способствовать жестокое отношение к ребенку в школе со стороны учителей и/или сверстников, вовлечение его в асоциальные неформальные группировки, уличное насилие и т.п.
Как мы установили, средний возраст жертв инцеста составляет 6-7 лет, тогда как средний возраст пострадавших от изнасилования значительно выше – 13-16 лет. Исходя из этого факта, следует, уделять внимание данным возрастам, и проводить с ними работу по профилактике виктимного поведения.
Но при работе с группой от 6 до 7 лет следует уделить внимание тем опасными ситуациями, которым они могут быть подвержены, например, кража сотового телефона, убийство с целью продажи органов, педофилия и др. При работе с возрастом 13-16 лет следует уделить внимание изнасилованиям, вхождение в криминальные группы и др.
Следует знать, что виктимизация несовершеннолетнего опасна, т.к. подрывает основополагающие принципы, на которых строится чувство безопасности и целостности: автономию, упорядоченность мира и взаимосвязь с другими людьми.
Как мы выявили, для защиты несовершеннолетних от жестокого обращения и насилия, особое значение имеет знание прав и обязанностей родителей. Можно сказать, что ненадлежащее исполнение родительских обязанностей оказывается первым шагом на пути, ведущем к наиболее тяжким и опасным формам жестокого обращения с ребенком.
Специалист, работающий с реально функционирующей группой, в силу своих профессиональных обязанностей должен, с одной стороны, выявить в логике виктимности наличие возможных потенциальных «жертв», а с другой - четко отслеживать формы и направленность взаимодействия с ними тех членов сообщества, которые могут быть отнесены к авторитарным или склонным к авторитарности личности.
