Белый дом
В президентской кампании 1932 Рузвельт был бесспорным лидером республиканцев, и одержал внушительную победу над президентом Гербертом Гувером, на которого пала политическая ответственность за экономический кризис (1929-1933). В ходе избирательной кампании Рузвельт изложил основные идеи социально-экономических реформ, которые получили название Нового курса. Конкретный план действий по выводу страны их экономического кризиса был разработан Рузвельтом при участии его советников («мозгового треста») в период с момента избрания до дня инаугурации.
В марте 1933 Рузвельт вступил в должность президента. Перед ним стояла труднейшая задача возрождения экономики страны с тринадцатью миллионами безработных. В своем инаугурационном обращении Рузвельт заявил, что «единственное, чего мы должны бояться, это сам страх» («the оnly thing we have to fear is fear itself»). За первые сто дней президентства он добился принятия Конгрессом основных законодательных актов Нового курса, были приняты решительные антикризисные меры, в частности созданы многочисленные государственные учреждения по управлению экономикой — так называемые «алфавитные агентства» (alphabet agencies). Новый курс знаменовал собой введение государственного регулирования экономики США.
Одними из первых были предприняты шаги по восстановлению работоспособности банковской системы. В мае 1933 президент подписал закон о создании Федеральной чрезвычайной администрации помощи голодным и безработным. В целях помощи фермерам был принят Закон о рефинансировании фермерской задолженности, а также Закон о восстановлении сельского хозяйства, который вводил принципы государственного контроля над объемом производства сельскохозяйственной продукции. Особое значение Рузвельт уделял Закону о восстановлении промышленности, который предусматривал целый комплекс правительственных мер по регулированию промышленности.
В 1935 были проведены важные реформы в области трудовых отношений (закон Вагнера), социального обеспечения, налогообложения, банковского дела. Все эти меры позволили кардинально изменить общественно-политическую атмосферу в стране, дали динамичный импульс к исправлению положения в экономике. Впечатляющая победа на очередных президентских выборах (1936, его соперником был Альф Лендон) позволила Рузвельту в 1937-1938 гг. осуществить ряд важных мер в области гражданского строительства, заработной платы и трудового законодательства. Принятые Конгрессом по инициативе президента законы Нового курса вводили практику государственного регулирования экономики, перераспределяли общественные богатства с целью смягчения социальных противоречий. Для разрешения законодательных проблем в рамках Нового курса президент предложил расширить полномочия Верховного суда (Supreme Court), но его проект судебной реформы — «корт-пекинг» (court-packing) встретил сильную оппозицию и не был осуществлен. В конце 1930-х гг. темпы экономического развития США замедлились, но Рузвельта к тому времени все больше стала волновать угроза войны.
В предвоенные годы президент старался проводить гибкую и реалистичную внешнюю политику. Одной из первых его внешнеполитических инициатив стало дипломатическое признание СССР (14 ноября 1933). В отношениях со странами Латинской Америки была провозглашена политика «доброго соседа»(Good Neighbor policy), способствовавшая созданию межамериканской системы коллективной безопасности. Однако президент был вынужден считаться с сильными изоляционистскими настроениями в США и не желал связывать себя с обязательствами на международном уровне в условиях реконструкции экономики страны. Эти обстоятельства способствовали поддержанию твердого нейтралитета США в международных делах. Конгресс принял решение об эмбарго(запрете) на поставки оружия из США в страны, где разразились вооруженные конфликты, игнорируя различия между агрессором и жертвой. В результате политики невмешательства в Абиссинскую войну (1935, Вторая итало-эфиопская война) и гражданскую войну в Испании законные правительства этих стран были лишены возможности закупать американское оружие и боеприпасы в борьбе с державами агрессорами — Италией и Германией. Лишь в ноябре 1939, когда уже полыхала Вторая мировая война, Рузвельт добился отмены эмбарго на продажу оружия и стал проводить политику помощи жертвам агрессии.
Вторая мировая война Президентская компания 1940 проходила на фоне успехов гитлеровской Германии, которые воспринимались и как угроза американской демократии. Рузвельт призывал к сопротивлению нацистам и уверенно победил на президентских выборах третий раз подряд (его соперником был Уэнделл Уилки). В США не принято, чтобы один президент занимал Белый дом более двух сроков подряд, но в 1940 было сделано исключение — большого риска стоит смена правительства в условиях мировой войны. Президент усилил помощь Великобритании, которая после падения Франции в одиночку продолжала сопротивление агрессорам. Финансовые ресурсы Великобритании к 1941 исчерпались, платить за поставки оружия и припасов из США было нечем. В этих условиях Рузвельт инициировал закон о ленд-лизе (март 1941, lend-lease), который давал возможность странам, борющимся с агрессором, получать американскую помощь на условиях беспроцентной ссуды с условием ее возмещения после окончания войны. После июня 1941 закон о ленд-лизе был распространен и на СССР, которому был предоставлен беспроцентный заем на сумму 1 млрд. долларов. В 1941 Рузвельт и лидер Великобритании Уинстон Черчилль подписали Атлантическую хартию, которая провозглашала демократические цели антигитлеровской коалиции и принципы послевоенного устройства.
Решительно выступив на стороне Великобритании и СССР в войне с Германией, Рузвельт стремился, как можно дольше ограничиваться поставками вооружений, и избегать широкомасштабного участия США в мировой войне. При этом под лозунгом «активной обороны» с осени 1941 в Атлантике шла «необъявленная война» с Германией. Американским боевым кораблям было разрешено вести прицельный огонь по германским и итальянским судам, зашедшим в территориальные воды США.
Конгресс отменил статьи законодательства о нейтралитете, запрещавшие вооружение торговых кораблей и заход американских судов в зоны боевых действий.
Очаг мировой войны полыхал и на Тихом океане, где Япония, пользуясь ослаблением Великобритании и Франции, энергично занималась территориальными захватами. США оставались единственной преградой на пути японцев к господству на Тихом океане. Рузвельт надеялся оттянуть неизбежность войны с Японией путем переговоров, и казалось, достиг успеха в последние месяцы 1941. Тем более неожиданным стало нападение 7 декабря 1941 японских самолетов на американскую военно-воздушную базу Перл-Харбор на Гавайском острове Оаху. На следующий день США и Великобритания объявили войну Японии, а 11 декабря война Соединенным Штатам была объявлена Германией и Италией. Рузвельт, в соответствии с конституцией, принял на себя обязанности главнокомандующего вооруженными силами. Он приложил немало усилий для мобилизации американской промышленности на выполнение военных заказов, укрепление антигитлеровской коалиции, которая стала основой для создания Организации Объединенных Наций.
1 января 1942 в Вашингтоне состоялось подписание Декларации Объединенных Наций, оформивший антигитлеровский союз в международно-правовом порядке. Как и Черчилль, Рузвельт занимал выжидательную позицию в вопросе об открытии второго фронта в Европе. Впечатляющие победы Красной Армии под Сталинградом и на Курской дуге убедили его в том, что СССР внесет решающий вклад в разгром держав «оси» в Европе, займет положение ведущей державы в послевоенном мире, что необходимо более активное сотрудничество с советским руководством.
На Тегеранской конференции «большой тройки» (1943, Tehran Conference) Рузвельт не поддержал Черчилля, уклонявшегося от решения конкретных вопросов об открытии второго фронта.
Особое внимание Рузвельт уделял проблемам послевоенного устройства. На Квебекской конференции (1943) он изложил свой проект создания глобальной международной организации. По мысли Рузвельта ответственность за сохранение мира должны нести великие державы - США, Великобритания, СССР и Китай («четверо полицейских»). Обсуждение этой темы было продолжено на Московской конференции, Тегеранской конференции и на конференции в Думбартон-Окс (1944, Dumbarton Oaks).
