Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Виленский.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
1.01 Mб
Скачать

1.2.2. Кого считать участником проекта?

Рассмотрим теперь оба примера в ином аспекте. Конечно, можно предложить проект, где все необходимые действия выполняет одно и то же лицо (например, я могу составить проект своих действий на садовом участке, обеспечивающий высокий урожай картофеля и малины). Одна­ко обычно в реальных проектах необходимые действия выполняют раз­ные физические и юридические лица — мы будем называть их участниками.

Участник проекта (project participant) — лицо (юридическое или физическое), обязанное (в случае принятия им решения об участии в --реализации проекта) выполнить соответствующие действия. Его инте­ресы должны учитываться при реализации проекта. В число участников проекта могут входить инвесторы, банки, подрядчики, поставщики обо­рудования, оптовые покупатели продукции, лизингодатель и другие юридические и физические лица. В их число могут входить также госу­дарство и общество.

Вопрос о том, кого считать участником проекта, а кого не считать, достаточно важен. Посмотрим, как он решается в приведенных выше примерах. В примере 1.1 в проектных материалах упоминаются четыре типа участников — обратившаяся к вам коммерческая фирма, кредиту­ющий банк, строительная организация и иностранные фирмы—поку­патели коттеджей. Обратим внимание, что слова "банк" и "строительная организация" здесь не конкретизированы. Это нельзя ставить в вину авторам проекта — в проектных материалах допустимо указывать учас­тников не "поименно", а обобщенно. Однако при этом имеется в виду, что в стране (или в регионе) существуют банки, выдающие кредиты на данные цели и в указанные сроки, и строительные организации, кото­рые в состоянии строить требуемые коттеджи.

В примере 1.2 в качестве участников проекта упоминаются государ­ство, головной автозавод и 30 заводов-смежников. Но ведь технологи­ческая цепочка на них не заканчивается: если завод — участник проекта и должен изготовить ту или иную продукцию, то не следует ли считать участником и другой завод, поставляющий первому комплектующие изделия, и транспортную организацию, которая будет их перевозить? Ответ на этот вопрос не очевиден и зависит от того, насколько важны комплектующие изделия и насколько важна или сложна их перевозка.

Ясно, что во многих случаях предприятие сможет выполнить предус­мотренные проектом действия, только вступая в те или иные отноше­ния со смежниками, и при включении каждого из них в число участни­ков проектные материалы начнут разрастаться, как снежный ком. Практика, однако, показывает, что в число участников проекта следует включать лишь те юридические и физические лица, отношения с кото­рыми выходят за пределы обычных рыночных отношений купли-про­дажи. Поэтому, если строительство объекта или перевозка материалов — обычные операции и на их выполнение сложились определенные цены и условия, то ни строительную, ни транспортную организацию вклю­чать в число участников проекта не следует. Наоборот, если строитель­ство компрессорной станции на полуострове Ямал требует доставки ос­новных блоков на воздушной подушке, такую операцию вряд ли можно считать "обычной", и здесь транспортная организация становится од­ним из важнейших участников проекта, а отсутствие упоминания о ней в проектных материалах — грубая ошибка.

Таким образом, в обоих проектах их участники упомянуты. А вот что они должны делать? В примере 1.1 действия участников явно не описа­ны, но подразумеваются как совершенно очевидные. Например, строи­тельная организация должна построить коттеджи, а банк — выделить необходимый кредит. Иная ситуация в примере 1.2. Что должно делать государство, примерно ясно: выделить бюджетные средства или, если это целесообразно, освободить завод от налогов. А вот другие этапы реализации проекта совершенно не очевидны — кто будет за указанную в проекте цену (сметную стоимость) строить новые цеха, в чем состоят действия заводов-смежников, кто будет покупать автомобили по указан­ной в проекте цене и т. д. Казалось бы, все это должно быть в проектной документации. Однако, как было сказано, она разработана в соответ­ствии с нормами и правилами бывшего СССР, которые не предусматри­вали включения в нее указанной информации (действительно, утверж­дение проекта в условиях административно-командной системы подразумевало, что соответствующие приказы получат и назначенная сверху строительная организация, и заводы-смежники, а все выпущен­ные автомобили в условиях тотального дефицита будут раскуплены или распределены). Теперь ситуация изменилась, и никакие прежние нормы и правила не заставят строителя строить новый цех, а гражданина — покупать автомобиль, если его не устраивают цена или условия сделки. Поэтому при всем уважении к автогиганту представленные им тома не содержат достаточно полного описания действий участников и в таком виде они едва ли позволят оценить эффективность проекта.

Как же правильно установить состав участников проекта? Нельзя же, в самом деле, говорить, что участниками являются те, кто перечислен в

этом качестве в проектных материалах, и не являются те, кто в этом качестве не упомянут? Здесь возникают две проблемы. Во-первых, неко­торых участников не всегда можно назвать "поименно" (скажем, конк­ретно указать кредитующий банк). Во-вторых, если некто назван в чис­ле участников проекта, такое участие должно быть с ним согласовано. Чем больше участников, тем больше согласований. Мало того, каждый участник должен оценить выгодность проекта для себя, так что для каж­дого надо делать "свой" расчет эффективности. Наконец, если в проекте что-то поменялось, то всю процедуру придется повторять заново. По­этому обычно стараются, чтобы число участников проекта было неболь­шим (лучше всего — один). Но что тогда делать с теми экономическими субъектами, которые с помощью такого "технического приема" пере­стали официально считаться участниками? Чтобы выйти из порочного круга, можно руководствоваться следующим простым правилом.

Реально в осуществлении проекта могут участвовать много юридических и физических лиц. Некоторые из них официально объявляются участниками и потому будут выполнять все то, что записано в проектных материалах (согласовывая друг с другом все возможные изменения). Они либо берут на себя ответственность за действия всех остальных, либо принимают на себя риск, свя­занный с невыполнением ими запроектированных действий.

Таким образом, рациональное определение круга участников проек­та _ тот элемент организационно-экономического механизма реализа­ции проекта, который в данном случае обеспечивает одновременно обоснованность проектных показателей, реализуемость проекта и раз­деление рисков и ответственности между участниками.

При этом не будет ничего страшного, если какие-то участники не поименованы конкретно, поскольку для оценки проекта нужны не рек­визиты участников, а их интересы и выполняемые в проекте функции. Если оценщик хотя бы примерно знает сложившиеся на рынке условия кредитования и цены на отдельные виды строительно-монтажных ра­бот, он может оценить эффективность проекта, не зная реквизитов бан­ка и подрядчика и, более того, вообще исключив их из числа участни­ков. Однако все оценки, основанные на подобных решениях, сопряжены с риском, большим или пренебрежимо малым в зависимости от обсто­ятельств, которые необходимо выяснить либо в процессе оценки, либо на последующих стадиях реализации проекта. Поэтому отсутствие пол­ного перечня участников, с одной стороны, даже облегчает расчеты (не надо оценивать, выгоден ли проект "неконкретизированному" участни­ку), не влияя на объем расчетной работы, но, с другой стороны, снижает точность оценки и обоснованность выводов о реализуемости и эффек­тивности проекта, затрудняя в конечном счете принятие инвестицион­ных решений.