Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
0541846_4CB38_breslav_g_m_emocionalnye_osobenno...doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
858.62 Кб
Скачать

§ 2. Младенчество

В оценке первого периода психического развития - младенчества - среди исследователей царит известное единодушие. Правда, границы этого периода несколько варьируют. У Л. С. Выготского это 2 мес - 1 г; примерно таких же границ придерживается Д. Б. Эльконин; у М. И. Лисиной, перенесшей акцент на доминирование той или иной формы общения, - 2 - 6 мес. Как мы видим, несмотря на сходство в понимании содержания младенческого периода (у М. И. Лисиной это абсолютное доминирование ситуативно-личностного общения, у Д. Б. Эльконина - непосредственно-эмоционального общения), существенное хронологическое отличие требует своего объяснения.

Если исходить из определяющих возрастной этап, по Л. С. Выготскому, понятий "социальная ситуация развития" и "психическое новообразование", дополненное становлением собственной активности ребенка (т. е. деятельности), то началом младенчества выступает появление "комплекса оживления" (Н. Л. Фигурин, М. П. Денисова, 1949). Так, Л. С. Выготский пишет: "Симптомом нового периода авторы* считают появление улыбки на разговор, т. е. первую специфическую реакцию ребенка на человеческий голос. Исследования Ш. Бюлер и Г. Гетцер показали также, что первые социальные реакции ребенка, свидетельствующие об общем изменении его психической жизни, наблюдаются на границе 1-го и 2-го мес жизни... Все это заставляет предполагать, что именно здесь лежит верхняя граница периода новорожденности, переходя которую ребенок вступает в новый возрастной этап развития" (1984, с. 280).

Единодушие в понимании начала младенчества продолжается и в интерпретации исходной социальности развития младенца. "Таким образом, отношение ребенка к действительности с самого начала социальное отношение. В этом смысле младенца можно назвать максимально социальным существом. Всякое, даже наипростейшее, отношение ребенка к внешнему миру оказывается всегда отношением, преломленным через отношение к другому человеку" (там же, с. 281). Именно поэтому и М. И. Лисина, и Д. Б. Эльконин выдвигают на авансцену психического развития общение ребенка со взрослым.

В то же время Л. С. Выготский выделяет две стадии младенческого периода, граница между которыми устанавливается между 5-м и 6-м мес. К важнейшим изменениям он относит появление собственной активности ребенка (на смену предшествовавшей реактивности) и подражания. Причем начало "кризиса одного года", который, по мнению Л. С. Выготского, образует стык между младенчеством и ранним детством, относится к 10-му мес. "Знаменательным поворотным пунктом является 10-й мес, когда по исчезновению 'бесцельных движений наблюдаются зачатки дальнейшего развития более сложных форм поведения: первое применение орудия и употребление слов, выражающих желание" (там же, с. 284). Ко второму полугодию Л. С. Выготский относит и развитие специфической потребности в общении, выражающееся в активном поиске социального контакта.

Признавая роль возникающей в младенчестве потребности в общении со взрослым, М. И. Лисина и Д. Б. Эльконин расходятся в понимании показателя перехода к раннему детству. Для Д. Б. Эльконина решающим является интенсивное развитие функциональных действий с предметами, образующих противоречие между возросшими потребностями и возможностями ребенка и прежними отношениями со взрослыми, когда деятельность ребенка прямо опосредствовалась деятельностью взрослых и неспецифическими, неречевыми формами общения. Отсюда и появление речевого общения в конце первого - начале второго года жизни принимается за начало нового периода. Для М. И. Лисиной же решающим оказывается появление предметного взаимодействия и элементарных форм сотрудничества ребенка со взрослым, обнаруживаемых уже в начале второго полугодия. "Возникновение хватания - первого собственно приспособительного поведенческого акта младенца - приводит к тому, что дети начинают манипулировать с предметами, и -со второго полугодия жизни предметные действия-манипуляции занимают положение ведущей деятельности. Умеющий действовать с предметами ребенок становится в новую позицию по отношению к взрослому. Место ситуативно-личностного общения, ничем не опосредствованного, занимает новая, более сложная форма, которую мы назвали ситуативно-деловым общением" (М. И. Лисина, 1986, с. 101).

Хотя вряд ли можно говорить о том, что полугодовалый ребенок умеет действовать с предметами, тем не менее позиция М. И. Лисиной по этому вопросу выглядит более обоснованной. Причин того, что Л. С. Выготский, отделяя первое полугодие от второго по критерию "пассивный - активный", продлевает младенчество до конца первого года жизни, две. Во-первых, это некоторая переоценка роли речи на ранних этапах онтогенеза, во-вторых, эмпирическая представленность в 20 - 30-е гг. "кризиса одного года". В работах последних десятилетий практически невозможно встретить описание этого кризиса, хотя изменения моторики и вербального поведения на втором году жизни признаются всеми.

Таким образом, можно говорить о том, что социальная ситуация развития в младенческий период ограничивается непосредственным телесным или визуальным контактом с определенным взрослым при опережающей и провоцирующей активности взрослого. Это взаимоотношение реализуется в форме ситуативно-личностного общения и ведет к формированию потребности к общению, выраженной, прежде всего, в инициативных актах (действиях) младенца по отношению к -близкому взрослому. Как известно, именно на 6 - 7-м мес появляется дифференцированное отношение ребенка к знакомым и незнакомым людям (Д. Б. Эльконин, 1960; Н. Shaffer, 1958). Д. Б. Эльконин ссылается на данные Н. Л. Фигурина и М. П. Денисовой, свидетельствующие о том, что дифференциация появляется уже с 4 - 5-го мес, но сначала носит неустойчивый характер "узнавания" матери.