Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
доклад бешеные.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
72.2 Кб
Скачать
  1. Историография

О движении «бешеных» историография Великой французской революции до начала XX в. почти полностью умалчивала. Причины этого: исторические исследования писались в то время одними только представителями дворянского и буржуазного классов, а классы эти были заинтересованы в том, чтобы если не полностью скрыть (что было невозможно сделать), то хотя бы максимально затушевать ту решающую роль, которую сыграли в революции 1789—1794 гг. народные массы. Но, всё же, нашлись личности, которые начали писать о «бешеных». Не лучшее мнение о «бешеных» имели историки мелкобуржуазного направления, которые по самой своей классовой сущности оправдывали Великую буржуазную революцию в целом и в особенности политику якобинцев.

Так наиболее видный представитель этого направления французской историографии середины XIX в Лии Блан утверждал, что подлинными вождями революции 1789-1794 гг. были робеспьеристы, а «бешеные» — лишь «мнимые вожди», в действительности являющиеся агентами контрреволюции. Так же трактовал «бешеных» современник Луи Блана, другой мелкобуржуазный историк французской революции, — Амель, автор трехтомной «Истории Робеспьера» и двухтомной «Истории Сен-Жюста». Для Амеля «бешеные» — «часть революционеров, проникнутая стремлением к беспорядку...», которые столь же опасны для революции, как и роялисты. Он подчеркивал, что именно «такого рода люди мешали во все времена окончательному установлению демократии». Под влиянием Луи Блана и Амеля находился виднейший историк правосоциалистического направления, один из крупнейших лидеров довоенного второго Интернационала — Жан Жорес. Не решаясь обвинять «бешеных» в субъективной контрреволюционности, как это делал Луи Блан, Жорес вслед за Амелем говорил об объективной контрреволюционности их деятельности, что вполне соответствовало основным установкам второго Интернационала в вопросе о движущих силах буржуазно-демократической революции.

Прямым продолжателем Жореса в изучении «бешеных» явился крупнейший исследователь истории Французской буржуазной революции на протяжении всей первой трети XX в. профессор Сорбонны Альбер Матьез (умер в 1932 г.). В своих многочисленных книгах и статьях(трехтомной «Французской революции», ее продолжении —«Термидорианской реакции», незаконченной «Директории» и особенно в вышедшей в 1927 г. книге «Борьба с дороговизной и социальное движение в эпоху террора») Матьез ,не только уделил значительное внимание «бешеным», но и вслед за Жоресом пустил в обращение огромный новый документальный (в основном архивный) материал. Но наряду с интересом к «бешеным» Матьез унаследовал от Жореса также и его ошибочную оценку их исторического значения. Матьезовская концепция «бешеных», равно как и концепция Жореса и Кунова, оказала немалое отрицательное влияние на последующую буржуазную и частично раннюю советскую историографию вопроса.

Так же следует сказать о книге А. 3. Манфреда «Великая французская буржуазная революция», в которой автор утверждает, что «бешеные» были самой левой группировкой демократического лагеря во время французской буржуазной революции и что «разгром «бешеных» — самой левой группировки, выражавшей требования плебейских низов, — ясно обнаруживал буржуазную природу якобинского руководства». Эту точку зрения на «бешеных» Манфред проводит и в написанных им разделах по истории революции 1789—1794 гг. шестого тома «Всемирной истории», а также второго тома учебника «Новой истории» для студентов исторических факультетов.

В последнее десятилетие как советскими историками, так и представителями зарубежной прогрессивной историографии сделан значительный вклад в изучение проблемы «бешеных». Однако работа в этом направлении еще ни в какой степени не может считаться законченной и предстоит сделать еще очень много. [1, стр. 5-23]