Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КУЛЬТУРА в перестройкуи перехпериод.docx
Скачиваний:
12
Добавлен:
26.11.2019
Размер:
63.38 Кб
Скачать

Гласность и историческая публицистика, открывавшие глаза на преступления прошлого и – в подтексте – системные недостатки социализма, объективно сыграли роль антисоциалистической пропаганды.

Правда о собственном прошлом, нередко неприглядная, вызывала противоречивые чувства: облегчение из-за освобождения от идеологических пут у одних, разочарование и растерянность у других, общественное раздражение у третьих. Стали усиливаться неприятие дискредитации социализма в ходе Перестройки и р а з д р а ж е н и е п р о т и в е е и н и ц и а т о р о в , с о д н о й с т о р о н ы (консервативные настроения); а с другой – осознание паллиативности (половинчатости), недостаточности и бесперспективности самой Перестройки, нацеленной на модернизацию социализма (радикальное течение). Разрешенный сверху «социалистический плюрализм мнений» осознавался многими как полумера (в мировой политической жизни латинское слово «плюрализм», буквально означающее «множественность», понимается как многопартийность).

Однопартийная система и ведущая роль к о м м у н и с т и ч е с к о й п а р т и и с т а н о в и л и с ь т о р м о з о м н а п у т и преобразования страны в буржуазно-демократическом направлении, к чему стремилась определенная часть общества. По мнению этих сил, в лозунге Перестройки «Гласность, демократия, социализм» первое было необходимо заменить свободой слова, а последнее слово вообще являлось помехой.

Общество быстро политизировалось и поляризовалось, множились протестные настроения. Порожденные Перестройкой ожидания не находили удовлетворения.

Провал путча 19–21 августа 1991 г., нацеленного на реставрацию доперестроечных порядков, и последовавшие за этим события («августовская революция» и распад СССР в декабре 1991 г.) положили конец Перестройке как неудавшейся попытки самореформирования социализма. «Стрелка» на путях исторического развития нашей страны в очередной раз была резко переведена в обратном направлении, на этот раз – в сторону перехода от социализму к капитализму.

Культурные итоги Перестройки. Главные социально-политические достижения Перестройки это гласность, плюрализм мнений, н а р о д н о е п р е д с т а в и т е л ь с т в о и а л ь т е р н а т и в н ы е в ы б о р ы ; в

с о ц и а л ь н о - э к о н о м и ч е с к о й с ф е р е э л е м е н т ы х о з р а с ч е т а и самоокупаемости в хозяйственной деятельности предприятий, разрешение самостоятельного выхода на мировой рынок, расширение

кооперативного движения как прообраза частного предпринимательства; а в области культуры гласность, раскрепощение общественного сознания и обращение к запретному ранее культурному наследию.

Обретения и потери культуры переходного периода. Свобода в культуре

Основной вектор перемен. Переходный период, наступивший после провала августовского путча 1991 г. и конца Перестройки, проходит под лозунгом рыночных реформ и политического плюрализма либерально- западного образца. Если Перестройка начиналась в политической сфере (в «надстройке», как говорят философы), то в переходный период на первое место поставили экономические преобразования (в «базисе» общества). Глубинные экономические и политические перемены в нашем обществе затронули социальные основы жизни и мироощущение огромного числа людей, меняют содержание и облик культурных процессов.

Свобода в культуре. Существенные положительные перемены коснулись духовной жизни общества. Они явились результатом отказа от государственной регламентации этой сферы общественной жизни. Свободно издаются ранее запрещенные книги М. Булгакова, И. Бродского, А. Солженицына и других авторов, наследие мыслителей Русского зарубежья (С. Н. Булгаков, И. А. Ильин, Н. О. Лосский, П. А. Сорокин, С. Л. Франк и др.).

Вернулся из эмиграции А. И. Солженицын (1995), периодически приезжают на родину виолончелист М. Л. Ростропович и певица Г. П. Вишневская, художник-эмигрант М. М. Шемякин устраивает выставки своих работ в самых престижных залах Петербурга (Эрмитаж, Манеж) и дарит свои скульптуры родному городу (памятники Петру I, «Первым строителям и архитекторам Санкт-Петербурга», «Жертвам политических репрессий»).

Созданы обелиск Победы и многофигурная композиция «Трагедия народов» на Поклонной горе в Москве, памятники маршалу Г. К. Жукову в Москве и Санкт-Петербурге, памятник Николаю II в подмосковном селе Тайнинское и др. К 100-летию С. А. Есенина в Таврическом саду Петербурга установлена скульптура поэта (1995) и др.

Переживает возрождение религиозная литература, издаются работы религиозных философов (Н. А. Бердяев, В. С. Соловьев, П. А. Флоренский и др.). Восстанавливаются разрушенные в тоталитарную эпоху храмы (соборы Христа Спасителя и Казанский в Москве), возводятся новые (церковь Георгия Победоносца в Петербурге и др.) и передаются Православной церкви ранее принадлежавшие государству культовые сооружения (Владимирский собор, Чесменская часовня в Петербурге и др.).

Искусство и художественная культура. В сфере художественной культуры происходит коммерциализация искусства, когда мерилом творческих достижений стал коммерческий успех произведения. Потакая массовому потребителю, российское искусство в целом резко снизило свой художественный уровень, переориентировалось на западные «эстетические» стандарты. Телевидение, ставшее ныне «самым массовым из искусств», делает ставку на сериалы и разнообразные шоу (лотереи, игры с призами и т. д.). Отечественный кинематограф (производство и прокат кинокартин) переживает упадок. Кинопрокат закупает и демонстрирует в основном зарубежные (чаще американские) фильмы. Их основные жанры – остросюжетные фильмы (приключения, боевик, триллер, фильмы ужасов и катастроф); драма, мелодрама, невзыскательные комедии различных разновидностей (криминальная, «черная» комедия, трагикомедия, комедийная мелодрама), фантастика, эротика. Схожая ситуация и на телеэкране. Производство российских кинокартин дорого и сокращается. Повышение цен на билеты, изменение структуры кинорепертуара и конкуренция телевидения и видеопроката привели к массовому оттоку кинозрителей, сеансы проходят почти при пустых залах. Театр перестал быть духовным наставником.

С другой стороны, снятие идеологических запретов в культуре предоставило простор для свободы творчества. В театре работают такие разные по творческой манере режиссеры, как В. Н. Плучек,

М. А. Захаров, Л. А. Додин, П. Н. Фоменко, В. В. Фокин, К. А. Райкин, в музыкальном театре – В. А. Гергиев, Д. А. Брянцев, Б. Я. Эйфман и др. Некоторые российские артисты включились в мировую художественную жизнь: певец Д. А. Хворостовский, ансамбль «Виртуозы Москвы» В. Т. Спивакова и др.

На западный кинорынок проникают отечественные киноленты Н. С. Михалкова («Очи черные» и «Утомленные солнцем», премия «Оскар», 1995 г.) и др. Распались творческие союзы (за исключением Союза театральных деятелей), бывшие государственно-профессиональной формой сплочения работников литературы и искусства. Ныне творческое общение и материальное поощрение людей искусства осуществляется в ходе организуемых на деньги спонсоров фестивалей, конкурсов, выставок. Проводятся ежегодные кинофестивали «Кинотавр» (для мэтров) и «Киношок» (для молодых кинематографистов), фестиваль телевизионных программ «Бархатный сезон» и др. Некоторые банки собирают коллекции картин, вкладывают деньги в дизайнерские разработки. Подлинному искусству удается сохраниться, найдя покровителей, меценатов.

Книжный рынок и библиотеки. Коренные перемены коснулись и издательского дела. Государство перестало поддерживать издание научной литературы, появилось большое число частных издательств, ориентированных в п е р в у ю о ч е р е д ь н а к о м м е р ч е с к и й и н т е р е с . Р о с с и й с к и й книгоиздательский бизнес активно монополизируется (40–45 % книжного рынка контролируется 6–7 крупными издателями) и сосредоточен в Москве (83,5 % суммарного тиража всех российских книг, 56,4 % – по количеству наименований). Доля петербургского книгоиздательского бизнеса в общем объеме выпуска в стране составляет 9,55 % и 6,89 % соответственно. Книжный рынок откликается на широкое распространение компьютерной техники – ряд изданий выходит в свет не только на традиционном бумажном носителе, но также и в электронном виде – вместе с CD-ROM (с компакт-диском).

Многие издательства в коммерческих интересах нарушают Закон РФ «Об обязательном экземпляре документов» (эту практику ввела еще Екатерина II) их книжная продукция не попадает в ведущие библиотеки страны. Крупные федеральные книгохранилища (РГБ, РНБ, ГПИБ) сегодня не в состоянии проследить за всем потоком информации, издающимся на территории страны. Это свидетельствует о пренебрежении многими издателями ответственностью перед будущим поколением в деле сохранения культуры и интеллектуального достояния.

По сравнению с 1992 г. в несколько раз увеличилось количество наименований книг, но при этом происходит сокращение совокупного тиража изданий. Кардинально изменился и значительно расширился книжный репертуар издательств. С книжных полок исчезла пропагандистско-идеологическая литература; безвозвратно ушло в прошлое время, когда произведения классиков марксизма-ленинизма, материалы съездов и пленумов правящей партии, речи партийных

руководителей составляли обязательное содержание книжных магазинов. Но в книжном деле налицо явное вытеснение духовных интересов коммерческими: как и в кино- и телеискусстве, в литературе на первое место вышли детективы, мистика, эротика, скандальная хроника и скороспелые мемуары политиков, женские романы и второсортные сказки в жанре фэнтези, различные советы целителей, магов и пр. В этом море произведений массовой культуры нередко

со смещенными нравственными ориентирами не всегда легко найти настоящую книгу из разряда художественной, научной и учебной литературы.

При этом книга (особенно в твердом переплете) стала дорогой, а поэтому часто недоступной для главного потребителя – читающей бюджетной интеллигенции, в первую очередь ученых и преподавателей, для которых книга – профессиональная необходимость. Невысокая стипендия затрудняет приобретение книжных новинок и учащейся молодежью.

Сокращается комплектование научных библиотек отечественной и зарубежной научной литературой. Это приводит к сокращению библиотечного фонда, ограничению доступа ученых к мировой научной информации. Из-за недостатка средств на комплектование ухудшается и содержание фондов массовых библиотек. Многие из них закрываются. Снижается и читательский интерес, в том числе к периодике, который после перестроечного читательского бума переживает спад.

Образование и наука. В системе среднего образования возникли гимназии, лицеи, колледжи, платные элитарные школы. В авторских школах педагоги проводят занятия по собственным творческим программам. Ношение учениками стандартной школьной формы перестало быть обязательным требованием. Но по-прежнему н е о б е с п е ч е н о б ю д ж е т н о е ф и н а н с и р о в а н и е п р и н и м а е м ы х законодательных актов в области образования, в результате чего не полностью (лишь на 90 %) укомплектованы учителями образовательные учреждения, особенно в Москве, Санкт-Петербурге, Восточной Сибири, на Дальнем Востоке. С 1996 г. ежегодно проходят всероссийские акции протеста школьных учителей.

В системе высшей школы большинство учебных институтов стало университетами или академиями. В государственных вузах (государственные образовательные учреждения высшего п р о ф е с с и о н а л ь н о г о о б р а з о в а н и я – Г О У В П О ) р а с т е т д о л я студентов, обучающихся по контракту на платной основе. Возникли альтернативные негосударственные образовательные учреждения (НОУ ВПО) с платным обучением, различного рода богословские факультеты и университеты. Вместе с тем высшая школа переживает сложный период. Государственные вузы испытывают значительные затруднения в связи с сокращением бюджетного (государственного) финансирования и планами правительства по сокращению числа госвузов в несколько раз.

Негосударственные же, то есть коммерческие, вузы, во множестве возникшие сравнительно недавно, переживают период становления.

У них еще нет прочных традиций, стабильного преподавательского корпуса (по преимуществу в НОУ преподают совместители, занятые на основном месте работы в госвузах), своих научных школ и в подавляющем большинстве не ведется научная работа. НОУ не ведут подготовку кадров высшей квалификации (кандидатов и докторов наук). Перед НОУ тоже стоит финансовая проблема, которая усугубляется дороговизной аренды помещений и нехваткой средств на приобретение собственного здания для ведения учебного процесса.

Общей для обоих типов вузов является проблема старения и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава (ППС). Молодежь с неохотой идет преподавать в вузы (особенно государственные) из-за незначительности оплаты труда. Вместе с тем растет престижность образования и понимание его социальной необходимости: если в 1992 г. лишь 20 % старшеклассников считали, что знания им нужны для будущего, то в 1998 г. – уже более 50 %. В последние годы увеличились конкурсы в вузы, в школах появляются профильные классы: математические, гуманитарные, естественные.

Переход к рынку резко изменил условия существования учреждений науки и культуры. Они переживают кризис недофинансирования, вынуждены сдавать помещения в аренду и оказывать населению коммерческие услуги, искать меценатов и спонсоров, заниматься сбытом своей продукции. Материальная база культуры, в том числе из-за приватизации, оказалась подорванной.

Наука, особенно академическая и фундаментальная, не дающая быстрой отдачи, переживает кризисный период. Сокращается число ученых и научных учреждений. Правительство рассматривает вариант сокращения числа научных учреждений в системе Академии наук чуть ли не в 20 раз.

Экономический прогресс России невозможен без существенного повышения доли его научной составляющей, без собственной фундаментальной науки. Ни одна действительно экономически развитая и сильная в военном отношении страна никогда не обходилась без своей фундаментальной науки. Ошибочно считать, что в фундаментальной науке можно выделить несколько «самых перспективных» направлений и ограничиться их поддержкой. Опыт мировой науки показывает, что только системный подход к развитию науки обеспечивает эффективное развитие научной и технологической базы независимости государства. Неверно также выдвигать в качестве критерия деятельности в области фундаментальной науки «конкретные результаты» в виде внедренных технологий, экономического эффекта от тех или иных разработок и т. п., как это делает правительство. Критерии достижений в области фундаментальных наук (в отличие от наук прикладных) могут лежать только в области самой науки.

Из-за крайне недостаточного финансирования инструментальная база научных исследований отстает от мирового уровня, все труднее доступ российских ученых к новейшей научной литературе, прежде всего периодике. Средняя оплата труда работников бюджетных научных учреждений, прежде всего институтов РАН, не достигает даже прожиточного минимума.

Сегодня на науку отпускается 1,6 % расходной части государственного бюджета, к 2010 г. ожидается увеличение этой цифры до 4 %. На самом деле необходимо уже теперь выделять на науку не менее 6 % госбюджета, довести среднюю заработную плату научных работников (прежде всего, низшего

и среднего звена) до уровня хотя бы средней зарплаты по Москве, модернизировать материально-техническую базу научных учреждений, оборудовать ведущие библиотеки и архивы страны современной оргтехникой.