- •Культурное значение Перестройки. Гласность в культуре
- •Гласность и историческая публицистика, открывавшие глаза на преступления прошлого и – в подтексте – системные недостатки социализма, объективно сыграли роль антисоциалистической пропаганды.
- •Обретения и потери культуры переходного периода. Свобода в культуре
- •Пока это не будет выполнено, мы обречены на прогрессирующее отставание российской науки от мирового уровня.
Культурное значение Перестройки. Гласность в культуре
С Перестройкой общество связывало надежды на обновление жизни, завершение затянувшегося периода застоя, укрепление демократических начал. Это был один из редких в нашей стране периодов поддержки (пусть и условной) властей интеллигенцией (традиционно стоящей в оппозиции) и признания властью общественного авторитета, интеллектуально-нравственного опыта и потенциала интеллигенции. Рельефно обозначилось понимание возрастающей роли обществознания, но и сами общественные науки нуждались в отказе от стереотипов и заидеологизированности.
Гласность и возвращенное искусство. Партия провозгласила гласность (открытое заявление властей о своих действиях и намерениях). Главный лозунг Перестройки – «Гласность, демократия, социализм».
В прессе и на телеэкране, на собраниях и митингах, партийных форумах и просто в дружеском общении шли дискуссии о направлении, задачах и этапах Перестройки. В условиях анкционированной сверху открытости и гласности по-новому заговорили средства массовой информации, ведущей стала критическая, обличительная функция печати, в том числе партийной.
Критика тоталитарного прошлого и административно-командных методов, анализ кризисных явлений способствовали перестройке сознания и оздоровлению атмосферы в обществе. Пристальный интерес к историко-политической публицистике стал характерной чертой духовной жизни тех лет. Имена ярких и популярных публицистов И. М. Клямкина, И. Ф. Карякина, А. А. Нуйкина, Г. Х. Попова, В. И. Селюнина, Ю. Д. Черниченко, Н. П. Шмелева были у всех на слуху, а их смелые и злободневные статьи – в фокусе общественного внимания.
Ведущая роль в раскрепощении сознания и слова принадлежала журналам «Новый мир», «3намя», газете «Московские новости», телевизионным передачам «Взгляд», «600 секунд» и др.
Властителями дум стали журнал «Огонек» (гл. редактор В. А. Коротич) и еженедельник «Аргументы и факты»
(гл. редактор В. А. Старков). Из скучных партийных официозов они неожиданно превратились в самые востребованные издания, выходившие гигантскими тиражами. Читательский интерес был обострен до предела, никогда ни до, ни после этого люди не выписывали и не читали столько периодики. Политический репортаж и аналитические программы притягивали к телеэкрану миллионы зрителей. Гласность становилась культурной нормой.
Большие изменения произошли в литературе и искусстве. Стало меняться отношение к культурному наследию прошлого. Горбачевская Перестройка вернула из забытья многие имена и произведения ранее
«опальных» деятелей русской культуры. Общество открывало для себя заново незаслуженно забытые или замалчивавшиеся пласты отечественной, в том числе эмигрантской, культуры: выдающихся русских философов Н. А. Бердяева и В. С. Соловьева, поэзию Н. С.Гумилева, Г. В. Иванова, В. Ф. Ходасевича, И. А. Бродского, творчество писателей И. А. Бунина, В. В. Набокова, Д. С. Мережковского,
М. Алданова и др.
Большими тиражами публиковались произведения А. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой, М. А. Булгакова и А. П. Платонова, В. С. Гроссмана и А. И. Солженицына, В. Д. Дудинцева и А. Н. Рыбакова.
Значительным и запоминающимся событием духовной жизни стал показ в 1987 г. философской драмы Т. Е. Абуладзе – замечательного фильма-притчи «Покаяние». (Этот фильм завершал трилогию режиссера Тенгиза Абуладзе, начатую лентами «Мольба» и «Древо желания». Картина, созданная в 1979 г., смогла выйти в прокат в СССР лишь в годы время Перестройки.) Теме Сталина и сталинщины были посвящены также романы «Дети Арбата» А. Н. Рыбакова, «Белые одежды» В. Д. Дудинцева, «Зубр» Д. А. Гранина и др.
Были сняты идеологические запреты с так называемого «полочного кино»: массовый зритель увидел на киноэкране годами пылившиеся на студийных полках ленты кинорежиссера А. Г. Германа «Проверки на дорогах», «Мой друг Иван Лапшин» и др. В них осуждалась административно- командная система – АКС (термин Г. Х. Попова), переосмысливалось духовное содержание исторических и нравственных процессов.
Творческое богатство и разнообразие художественных течений и школ советского изобразительного искусства 1920–1930-х гг. было представлено на выставках работ художников В. В. Кандинского, А. В. Лентулова, К. С. Малевича, М. В. Нестерова, П. Н. Филонова. Творчество А. Г. Шнитке, М. Л. Ростроповича и других талантливых композиторов и исполнителей обогатило музыкальную культуру эпохи Перестройки.
Во многих городах резко возросло количество театральных студий. Значительно облегчилось проникновение в страну продукции зарубежной культуры, особенно видеофильмов.
Как событие не только отечественной, но и мировой культуры в 1988 г. было отмечено 1000-летие принятия Русью христианства.
Возникло много новых общественных организаций: Советский фонд культуры, Союз театральных деятелей СССР, Союз ученых, Общество потребителей, «Мемориал», «Милосердие» и др.
Но наряду с этими положительными факторами, которые были достигнуты, прежде всего, за счет ослабления, иногда и полной отмены цензуры и контроля над творчеством, в целом наметилось резкое падение общекультурного уровня.
Профессиональный уровень многих спектаклей, фильмов, развлекательных программ, литературы, поэзии и изобразительного искусства стал снижаться. К концу 1980х гг. наиболее доходными, а значит, и наиболее распространенными явлениями в произведениях «искусства» стали порнография, секс, насилие. С Запада в СССР также стала проникать продукция весьма
низкого уровня, а немногочисленные выдающиеся произведения редко доходили до советского «потребителя».
Образование и наука. К концу Перестройки наметилось резкое усиление влияния восточных и западных религий и церквей, причем как традиционных, так и вновь возникших. Началось также повальное увлечение астрологией, экстрасенсорикой и магией. Это приводило зачастую к весьма серьезным негативным явлениям в психической и духовной сферах жизни людей.
В области образования изменения стали происходить не ранее 1988 г. Несмотря на повышение зарплаты учителям школ и преподавателям вузов, усилился дефицит преподавателей, так как они стали уходить в различные коммерческие предприятия, где получали значительно больше. С другой стороны, резко понизился интерес молодежи к получению образования, у большей части ее была потеряна уверенность в необходимости его в ближайшем будущем. Немаловажной проблемой в 1989–1990 гг. стал и отток из СССР наиболее квалифицированных специалистов, которые получали за рубежом значительно более благоприятные условия для жизни и работы.
Попытки смягчить проблему были предприняты за счет введения альтернативной образовательной системы. Стали создаваться гимназии, лицеи, колледжи, новые университеты. Но они возникали, как правило, на базе прежних школ, техникумов и вузов. Зачастую кроме смены названия они не привносили ничего нового.
Схожие процессы происходили и в науке. Если прикладные о тра сли по луч или неко то ро е ра звитие , так ка к по высилась потребность в конкретных технических и экономических разработках в негосударственной и даже государственной экономике, то фундаментальные науки, которые были всегда гордостью страны, оказались «на голодном пайке». В течение второй половины 1980- х гг. в СССР практически отсутствовали серьезные открытия, а ведущие отрасли науки, такие, как космонавтика, ядерная физика, молекулярная биология и другие, с трудом удерживали достигнутый в предыдущий период уровень.
Противоречия Перестройки в культуре. Ускоренное освоение «белых пятен» нашей истории, оказавшейся вдруг такой непредсказуемой, происходило драматически. Это породило «феномен прозрения», когда тайное (часто только для советских людей) становилось явным. Накал разоблачений преступлений прошлого и критика настоящего в годы Перестройки значительно превзошли «эффект XX съезда», когда после разоблачения культа личности в 1956 г. значительная часть советского общества и прокоммунистически н а с т р о е н н ы х л ю д е й н а З а п а д е и с п ы т а л и р а з о ч а р о в а н и е и растерянность.