Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Л1.Общ.положения КП.doc
Скачиваний:
36
Добавлен:
24.11.2019
Размер:
191.49 Кб
Скачать

4. Источники корпоративного права

- внешняя форма выражения права, т.е. то, где содержатся нормы корпоративного права.

Корпоративное право, являясь неотъемлемой частью общей системы российского права, находит выражение в источниках пра­ва, являющихся традиционными для всех отраслей. К числу таких источников относятся:

  • общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ (ч.4 ст.15 Конституции РФ, ст.7 ГК РФ);

  • Конституция РФ и федеральные конституционные законы (ч.2 ст. 4, ст. 15 Конституции РФ);

  • законодательство в узком смысле этого слова как совокупность федеральных законов — кодифицированных и некодифицированных (п. 2 ст. 3 ГК РФ);

  • иные нормативно-правовые акты, содержащие нормы корпо­ративного права: указы Президента РФ, постановления Прави­тельства РФ, акты федеральных органов исполнительной влас­ти (п. 3, 4, 7 ст. 3 ГК РФ);

  • акты органов власти и управления субъектов РФ и органов местного самоуправления в пределах предоставленной им компе­тенции (пп. 2 п. 1 ст. 8 ГК РФ);

  • локальные нормативные акты (внутренние документы) корпо­раций;

  • договоры (пп. 1 п. 1 ст. 8 ГКРФ)1;

  • обычаи делового оборота (ст. 5 ГК РФ);

  • судебная практика (пп. 3 п. 1 ст. 8 ГК РФ).

Конституция РФ. Исходя из места в иерархии источников права, высшую юриди­ческую силу имеет Конституция РФ. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ. Для регулирования корпоративных отношений имеют значение следующие фундаментальные принципы, закрепленные в Конституции РФ:

  • право на свободное использование своих способностей и иму­щества для предпринимательской и иной не запрещенной за­коном экономической деятельности (ч. 1 ст. 34);

  • недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34);

  • право на свободу объединений (ст. 30);

  • право собираться мирно, без оружия, проводить собрания (ст. 31);

  • право частной собственности, в том числе право частной собст­венности на землю (ст. 35, 36);

  • право на свободу искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29);

  • право на самозащиту и на судебную защиту своих прав и сво­бод (ст. 45, 46).

Федеральные законы и иные нормативно-правовые акты занимают центральное место в системе источников корпоративного права. Гражданский кодекс РФ, являясь кодифицированным федеральным за­коном, предусматривает различные организационно-правовые формы корпораций, закрепляет особенности каждого вида корпорации, права и обязанности их участников. Основные начала корпоративного права заложены в гл. 4 ГК РФ «Юридические лица», посвященной общим положениям о юридических лицах, а также их отдельным видам. При характеристике корпоративного законодательства следует отметить, что правовому регулированию большинства видов кор­пораций и корпоративных правоотношений посвящены отдельные федеральные законы. К их числу относятся законы «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об акционерных обществах», «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)», «О производственных коопе­ративах». Деятельность ассоциаций (союзов) и некоммерческих партнерств наряду с ГК РФ урегулирована также Федеральным законом «О некоммерческих организациях».

Среди наиболее значимых федеральных законов, посвященных правовому регулированию организации и деятельности корпораций в России, следует также назвать законы «О рынке ценных бумаг», «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», «О государственной регистрации юридических лиц и инди­видуальных предпринимателей», ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «О защите конкуренции», «О приватизации государственного и муниципального имущества». Многие из указан­ных законодательных актов, регулирующих деятельность корпораций, носят комплексный характер, сочетая в себе нормы гражданско-пра­вовой направленности наряду с административными предписаниями, обеспечивающими государственное регулирование предпринимательской деятельности.

Иные нормативно-правовые акты. Наряду с федеральными законами к корпоративному законода­тельству относятся многочисленные подзаконные акты: указы Прези­дента РФ, в том числе направленные на защиту прав миноритариев, постановления Правительства РФ, в числе которых — регулирующие реализацию права государства как акционера, ведомственные нор­мативные акты, среди которых центральное место занимают поста­новления и распоряжения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) — ныне Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР). Полномочия этого органа в области нормотворчества закреплены в ст. 42 Закона о рынке ценных бумаг и п. 2 ст. 47 Закона об АО. Среди нормативных актов, принятых ФКЦБ, следует, в частности, назвать Положение о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, Положение о раскрытии информации. Следует отметить, что направлением со­вершенствования корпоративного законодательства могло бы стать расширение сферы корпоративных отношений, регулируемых федеральными законами, и, соответственно, сужение сферы подзаконного нормотворчества. Однако при соблюдении положений нормативных актов, имеющих высшую юридическую силу, непротиворечивости и последовательности правового регулирования множественность источников корпоративного права способствует целевому, а значит, эффективному регулированию общественных отношений с участием корпораций.

Внутренние документы корпорации. Особенностью системы источников корпоративного права явля­ется включение в нее локальных нормативных актов или внутренних документов, принимаемых компетентными органами управления самих корпораций в соответствии с диспозитивными нормами зако­нодательства, с учетом собственного понимания путей и способов достижения легитимных целей своей деятельности.

Необходимость принятия отдельных внутренних документов хо­зяйственных обществ напрямую установлена федеральными законами. Так, обязательными к принятию являются положения, регулирующие порядок образования и организацию деятельности органов управле­ния и контроля хозяйственных обществ. Другая часть внутренних документов создается по собственному усмотрению корпораций, в зависимости от сферы и масштаба деятельности, состава участников, особенностей производственно-хозяйственной структуры организа­ции, территориального расположения ее структурных подразделений, обычаев делового оборота, традиций взаимоотношений участников и менеджеров, коллектива и руководства.

Внутренние документы, или локальные нормативные акты, в кор­поративной сфере — это нормативные акты, принимаемые субъектами частного права и обязательные для всех участников (акционеров), членов органов корпорации не в силу публичного принуждения, а исходя из са­мой сущности корпоративной формы организации предпринимательской деятельности, заключающейся в том, что участники корпорации при вступлении в нее добровольно приняли на себя бремя подчинения воли большинства, которая, в частности, выражается в принятии внутренних документов.

Принимаемые корпорациями не противоречащие законода­тельству внутренние документы имеют обязательную силу для всех субъектов: органов управления и контроля, участников, структурных подразделений, работодателей, работников. Локальные нормативные акты, принятые в соответствии с законодательством, должны иметь обязательную силу и для арбитражных судов, в частности, при рас­смотрении любых споров, вытекающих из внутренней деятельности общества, например, из взаимоотношений хозяйственного общества и акционеров (участников).

При отсутствии в процессуальном законодательстве ссылки на ло­кальные нормативные акты (внутренние документы) как на источник права судебная практика последовательно подтверждает, что при раз­решении споров суды руководствуются не только законодательством, но и внутренними документами, принятыми в соответствии с законо­дательством.

Устав корпорации. Отдельно следует рассмотреть правовую природу устава корпорации, являющегося ее учредительным документом. Представляется, что устав непосредственно не принадлежит к числу внутренних докумен­тов организации в их специальном (узком) понимании, хотя многие ученые и специалисты не делают на этом акцента.

Статус устава — особый. Это учредительный документ организации, и хотя он регулирует его «внутреннюю жизнь», но в иерархии корпора­тивных актов стоит выше других документов. Внутренние документы не могут противоречить уставу, и в случае наличия таких коллизий применяются нормы устава. Устав корпорации имеет особый порядок утверждения и легитимации. Во-первых, законодательство предусмат­ривает определенный правовой режим принятия устава и внесения в него изменений. Так, для большинства корпораций в законодатель­стве предусмотрен порядок единогласного решения учредителей по вопросу утверждения устава (см., напр., п. 1 ст. 11 Закона об ООО, п. 3 ст. 9 Закона об АО). Необходимость внесения изменений в устав тре­бует, как правило, созыва общего собрания, которое должно принять соответствующее решение квалифицированным большинством голосов. При этом у акционера появляется право требовать выкупа акций, если он голосовал против этого решения или не принимал участия в голо­совании (ст. 75 Закона об АО). Такой процедуры принятия и правовых последствий не предусмотрено при утверждении общим собранием внутренних документов хозяйственного общества. Во-вторых, внесе­ние изменений в учредительные документы, в отличие от внутренних документов, требует государственной регистрации таких изменений или уведомления о них регистрирующих органов. В-третьих, в тексте, например, федеральных законов о хозяйственных обществах делается содержательное различие между уставом и внутренними документами. Так, компетенция совета директоров относительно предусмотренной в Законе может быть расширена только уставом общества (пп. 18 п. 1 ст. 65 Закона об АО), а порядок созыва и проведения заседаний совета директоров определяется уставом или внутренним документом обще­ства (п. 1 ст. 68 Закона об АО). Таким образом, следует внимательно относиться к законодательным положениям о способе выражения свободы усмотрения корпорации: если в законодательстве содержится право организации урегулировать какой-либо вопрос только в уставе общества, то этот вопрос должен быть регламентирован именно в уставе, а не во внутренних документах.

Заметим также, что в федеральных законах о хозяйственных об­ществах (ст. 89 Закона об АО, ст. 50 Закона об ООО), регулирующих хранение документов общества, устав перечисляется отдельно от внутренних документов.

Основные черты внутренних документов. Локальные нормативные акты, или внутренние документы корпо­раций:

  • основаны на законодательстве и иных правовых актах и не должны противоречить им;

  • принимаются в рамках диспозитивного дозволения и не в про­тиворечие законодательному императивному запрету;

  • устанавливая внутренние процедуры (регламенты), обеспечи­вают исполнение норм законодательства и иных правовых ак­тов;

  • утверждаются компетентными органами управления хозяйст­венного общества в установленном порядке и не нуждаются в утверждении или одобрении какими-либо иными органами управления, в том числе государственными;

  • в отличие от организационно-распорядительных документов (приказов, распоряжений руководителя, решений коллегиаль­ных органов управления), имеющих индивидуально-определен­ный характер, содержат общие предписания и рассчитаны на многократное применение, распространяются на всех субъек­тов, участвующих в соответствующих отношениях: органы уп­равления и контроля, акционеров (участников), работников, работодателя, структурные подразделения корпорации;

  • учитываются судебными и иными правоохранительными ор­ганами при рассмотрении споров, вытекающих из внутренней деятельности корпорации;

  • в ряде случаев (в основном это касается социально-трудовой сферы и вопросов социального партнерства) принимаются с учетом мнения или по согласованию с представительными ор­ганами работников (ст. 372 ТК РФ).

Кодекс корпоративного поведения. Рассматривая источники российского корпоративного права, следует остановиться на Кодексе корпоративного поведения — рекомен­дательном акте, который, как указано в его преамбуле, представляет собой часть международной системы стандартов корпоративного управления. Кодекс распространяет свое действие на хозяйственные общества и касается в основном открытых акционерных обществ.

Кодекс корпоративного поведения это рекомендательный доку­мент, который по усмотрению самого хозяйственного общества может быть полностью или частично (отдельными положениями) интегрирован в систему локальных нормативных актов корпорации.

Материалы судебно-арбитражной практики. Современный период развития корпоративного права характе­ризуется активным использованием в качестве его источника мате­риалов судебно-арбитражной практики. Тенденцией последних лет, в частности, является усиление роли Конституционного Суда РФ в толковании Конституции РФ, в установлении конституционно-право­вого смысла законодательства, в том числе корпоративного. Согласно ст. 125 Конституции РФ Конституционный Суд РФ — это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Его решения носят обязательный характер. Среди наиболее значимых для развития корпоративного законодательства можно назвать следующие акты Конституционного Суда РФ:

  • Постановление Конституционного Суда РФ от 24 октября 1996 г. № 17-п, в котором, в частности, установлено, что хо­зяйственные общества и товарищества «по своей сути являют­ся объединениями — юридическими лицами, которые созданы гражданами для совместной реализации таких конституцион­ных прав, как право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной, не запрещен­ной законом экономической деятельности»;

  • Постановление Конституционного Суда РФ от 24 февраля 2004 г. № 3-п2, где определено, что деятельность акционера не является предпринимательской, а относится к иной, не запре­щенной законом экономической деятельности, а также подтверждена законность проведенной с соблюдением норм за­конодательства консолидации акций до 1 января 2002г. (дата вступления в силу Федерального закона № 120-ФЗ, внесшего изменения в Закон об АО в части исключения возможности принудительного выкупа дробных акций, образуемых в про­цессе их консолидации);

  • Постановление Конституционного Суда РФ от 15 марта 2005г. №3-п, где был подтвержден приоритет норм акционерного законодательства перед законодательством о труде в правовом регулировании единоличного исполнительного органа акцио­нерного общества, в том числе по вопросу досрочного прекра­щения полномочий лица, исполняющего функции единолич­ного исполнительного органа;

• Постановление Конституционного Суда РФ от 27 мая 2003 г. № 9-п, установившее соответствие Конституции РФ положе­ниям гражданского законодательства о признании сделок с за­интересованностью оспоримыми.

Вопрос об отнесении к источникам права постановлений Плену­мов Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ явля­ется спорным, поскольку Россия традиционно не является страной прецедентного права. При этом тенденцией развития современного законодательства является ориентация стран прецедентного права на закон и, напротив, возрастание роли судебной практики, или прецедента, в странах с классической системой права, традиционно ориентированных на законодательство. Постановления пленумов являются обязательными для всех российских судебных органов.