Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Обухова Концепция Пиаже.doc
Скачиваний:
178
Добавлен:
24.11.2019
Размер:
793.09 Кб
Скачать

§ 3. Развитие мышления в дошкольном возрасте.

На протяжении дошкольного детства происходит преобразование интеллекта: из сенсомоторного или практического интеллект превращается в собственно словесное мышление. Возникновение новой формы мышления, как уже было отмечено ранее, характеризуется эгоцентризмом. Чисто эгоцентрическая форма мышления проявляется в символической игре. Однако у ребенка-дошкольника, по данным Пиаже, появляется другая форма мышления, которая, в отличие от игры, адаптирована к реальности — интуитивное мышление, опирающееся на восприятие. Между этими двумя крайними типами имеется еще один вид мышления — словесное. Это обычное мышление до 7 лет.

Для того чтобы понять, как маленький ребенок спонтанно мыслит, Пиаже собирал и анализировал вопросы, которые ребенок задает, как только начинает говорить. Самые примитивные из них те, с помощью которых ребенок стремится узнать, где находятся желаемые объекты и как называются незнакомые вещи (что это такое?). Начиная с 3 лет, появляются детские «почему?», на которые взрослые иногда не могут ответить. Пиаже показал, что детский вопрос «почему?» содержит в себе желание получить ответ одновременно о причине и о цели события. Анализ того, как маленький ребенок задает вопросы, сразу выявляет эгоцентрический характер мышления.

Для того чтобы знать, какой же ответ дети хотят получить от взрослых на свои вопросы, Пиаже задавал эти вопросы другим детям того же возраста. В ответах очень ярко проявился эгоцентрический характер словесного мышления. Было обнаружено, что законы природы ребенок смешивает с моральными законами: «лодки плывут, потому что они должны это делать», «луна светит только ночью, потому что не она приказывает». Движение рассматривается ребенком как состояние, стремящееся к цели: «ручьи бегут потому, что они стремятся влиться в озера». Реальность для ребенка одушевленная и живая (анимизм). Действительность рассматривается им эгоцентрически, со своей точки зрения. Все объяснения ребенком внешних явлений строятся по аналогии с деятельностью человека (артификализм).

Каково же мышление ребенка в экспериментальных ситуациях? Поражает то, что он всегда утверждает и никогда не доказывает. Ребенок от 4 до 7 лет не умеет определять понятия, которые он употребляет, и ограничивается обозначением соответствующих объектов или определяет понятие, исходя только из утилитарных свойств предмета («Что такое стол? Стол — чтобы кушать»). Эта особенность, по мнению Пиаже, также связана с эгоцентризмом.

Будет ли ребенок более логичен, решая практические задачи? Французский психолог А. Рей4 проводил исследования по изучению практического интеллекта ребенка при выполнении им заданий с использованием различных инструментов. Нужно было, например, достать цель с помощью палки и т. д. Автор обнаружил в этих экспериментах, что ребенок более логичен в действиях, чем в словах. Но даже в этой практической области появляются все виды примитивного эгоцентрического поведения.

Пиаже в многочисленных экспериментах проводил анализ мышления в экспериментальных ситуациях, в которых ребенок может манипулировать предметами и одновременно рассуждать по ходу этого манипулирования. Анализ очень большого числа фактов показал, что вплоть до 7 лет ребенок остается на дологическом уровне рассуждения, он заменяет логику интуитивным рассуждением. Например, ребенку предлагали 8 фишек красных и столько же голубых и просили построить из голубых фишек ряд такой же длины, который построил экспериментатор из красных фишек. Ребенок 4—5 лет строил ряд такой же длины, не интересуясь при этом числом элементов, не устанавливая соответствия между элементами первого и второго ряда. В этом поведении проявляется примитивная форма интуиции, при которой количество оценивается по занимаемому пространству. Это нерасчлененная интуиция, без анализа отношений между вещами.

К 5—6 годам ребенок ставил красную фишку против голубой и заключал на основании взаимно-однозначного соответствия, что ряды равны. Но дети переставали признавать эквивалентность рядов, как только один из них становился более растянутым или сжатым. Ребенок, который хорошо видел, что не убрали и не прибавили ни одной фишки, утверждал, что более длинный ряд содержит больше фишек. Здесь нет разумной операции. Это только интуиция; она расчленена, а не глобальна, но при этом остается подчиненной восприятию.

По мнению Пиаже, эти элементарные виды интуиции есть не что иное, как схемы действий, т. е. сенсомоторные схемы, перенесенные в план представления. Это еще не обобщенные логические операции. Для того чтобы эти схемы превратились в операции, ребенку недостает умения выполнять уже известные ему действия в двух направлениях. Как утверждал Пиаже, начальная интуиция необратима, так как представляет собой интериоризированную сенсомоторную схему и, естественно, наследует все ее свойства. Поэтому для появления операции необходимо, чтобы это интериоризированное действие стало обратимым.