Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Обухова Концепция Пиаже.doc
Скачиваний:
178
Добавлен:
24.11.2019
Размер:
793.09 Кб
Скачать

§ 2. Восприятие и понятие

Является ли понятие абстракцией из восприятия или восприятие дает только содержание понятию, а форма его конструируется благодаря деятельности другого типа? Для ответа на этот вопрос Пиаже проанализировал четыре типа отношений, существующих между восприятием и понятием. Первый тип отношений — дивергентные отношения между развитием восприятия и понятием; второй — реципрокные отношения между ними; третий — отношения предвосхищения понятия восприятием; четвертый — отношения предвосхищения, но с обратным влиянием интеллекта на восприятие.

Несложный эксперимент может служить примером отношений (между восприятием и понятием) первого тина. В этом опыте испытуемым предлагали оценить длину двух смещенных горизонтальных линий. Как известно, у детей 5 лет нет представления о сохранении длины, у детей 8 лет уже в большинстве случаев существует такое представление, а в 11 лет уже все дети дают правильный ответ при предъявлении этого теста. Таков результат, когда эта задача решается в плане мышления. Но какова же картина в случае перцептивной оценки этих линий? Авторы этого эксперимента (Пиаже и Тампонье) поставили задачу изучить, какова точность восприятия и как она коррелирует с отсутствием сохранения. Был получен неожиданный результат. В 5 лет перцептивная оценка длин лучше, чем в 8 лет. В эксперименте было показано расхождение уровней развития восприятия и понятия. О чем говорит этот факт? Как его объясняет Пиаже? В случае восприятия длин, считает он, имеет место перцептивная регуляция, которая не требует рассуждения, когда же решается вопрос о том, сохранится ли длина при смещении одного из брусков, тогда становится необходимым рассуждение, перцептивной регуляции для этого уже недостаточно. Рассуждение не строится на основе восприятия. Оно требует понимания преобразующей роли действия, определенного уровня развития действия, установления соответствующих координации между действиями, которые еще несовершенны или вообще отсутствуют у 5-летнего ребенка и достигают своего полного развития лишь в 11 лет. Факт дивергентных, расходящихся отношений между восприятием и понятием не позволяет рассматривать понятия как абстракции из восприятия.

Рассмотрим другую ситуацию, когда между понятием и восприятием существуют реципрокные отношения, когда восприятие и соответствующее понятие возникают почти одновременно и взаимодействуют друг с другом. Это, прежде всего, отношения между константностью восприятия и схемой перманентного объекта, между перцептивной причинностью и сенсомоторной причинностью. Тут даже трудно установить, что первично, а что возникло позже и какими факторами можно объяснить эти явления. Как было установлено ранее, формирование схемы перманентного объекта невозможно объяснить с помощью перцептивных факторов. Опыт показывает, что сначала появляется схема перманентного объекта, а затем формируется константность формы. Что же касается константности величины, которая, как установили опыты Пиаже, появляется до возникновения схемы перманентного объекта, то она зависит от установления координации схем действия между собой. Напротив, схема перманентного объекта не может быть сформирована на основе восприятия. Она есть, как говорит Пиаже, «инвариант группы перемещений». Таким образом, вывод, который можно сделать из этого факта, заключается в том, что общий источник феноменов восприятия и феноменов интеллекта составляют сенсомоторные действия. И если между феноменами восприятия и феноменами интеллекта существует сходство, то это сходство коллатеральное, вследствие их общего источника.

Наибольший интерес представляет третий тип отношений между восприятием и понятием — отношения предвосхищения понятия перцептивными действиями. В качестве примера этого типа отношений можно рассмотреть связь между константностью восприятия и операторным сохранением. Константность восприятия появляется уже на первом году жизни, а представления о сохранении формируются в более или менее четком виде, лишь спустя 6—7 лет. На основании этого факта можно говорить, что константность восприятия предвосхищает операторные сохранения. Пиаже подчеркивал, что у понятия «предвосхищает» есть два разных смысла, смысл фелиации (одно порождает другое) и смысл, на котором настаивает Пиаже, простой аналогии в процессах образования структур с коллатеральным, а не прямым родством.

Что общего у феноменов константности восприятия и операторного сохранения? В обоих случаях имеется сохранение какого-то свойства объекта. В обоих случаях действует механизм компенсации. В случае константности величины видимая величина уменьшается, когда расстояние увеличивается. Благодаря компенсации между этими двумя переменными устанавливается приблизительно постоянная величина. Механизм компенсации имеет место и в случае сохранения количества вещества: при переливании жидкости из одного сосуда в другой высота уровня жидкости увеличивается, а ширина уменьшается. Через компенсацию этих отношений устанавливается неизменность количества жидкости в обоих сосудах.

Но каково различие между этими двумя феноменами? Главное — это большой разрыв во времени (почти 7—8 лет) появления перцептивных компенсаций и операторных компенсаций. Чтобы решить вопрос о родстве между константностью восприятия и операторными сохранениями, надо прежде всего объяснить этот большой декаляж, большой сдвиг во времени. В случае константности восприятия, объснял Пиаже, предмет не изменяется сам по себе, реально. Он изменяется только по виду, с точки зрения субъекта. В этом случае достаточно перцептивной регуляции и нет нужды рассуждать, чтобы исправить видимую картину. В случае сохранения объект изменяется реально, и чтобы понять инвариантность, неизменность этого объекта по определенному свойству, нужно построить систему компенсаторных изменений, нужно обратиться к собственному действию, приведшему к этому изменению, нужно представить движение этого действия в обратном направлении, словом, нужно рассуждать. Тут восприятие и простая перцептивная регуляция не могут привести к пониманию сохранения количества вещества. Поэтому, хотя константность восприятия и операторные сохранения и являются родственными образованиями, само понятие сохранения не возникает из константности восприятия. По мнению Пиаже, операторное сохранение составляет прямое продолжение ранней формы инвариантности — схемы перманентного объекта. Когда возникает эта схема, сам объект еще не изменяется по виду, а только перемещается в пространстве, как и в случае константности, но, в отличие от константности, он уже выходит из поля восприятия.

Четвертый тип отношений между понятием и восприятием формируется, когда интеллект начинает оказывать обратное влияние на восприятие, когда интеллект ориентирует восприятие. Эта ориентирующая функция интеллекта становится особенно ясной в области установления перцептивных координат, в установлении отношений горизонтальных и вертикальных осей для того, чтобы судить о направлении фигур и линий. Сотрудники Пиаже изучали сравнение длины вертикальной линии, равной 5 см, и наклонной, длина которой варьировала. Эта линия была расположена на расстоянии 5 см от первой. Опыты показали, что это сравнение затруднительно для взрослого, он делал много ошибок. Но ребенок 5—6 лет сравнивал линии гораздо лучше, потому что он не думал об ориентации линий. Ошибки в оценке длины увеличивались в 9—10 лет, где они достигали максимума, после чего слегка уменьшались. Однако известно, что в возрасте 9—10 лет благодаря развитию интеллекта формируется система операторных координат и ребенок начинает замечать направления линий, что создает препятствие в перцептивной оценке длин.

В какой же мере можно говорить о преемственности между восприятием и понятием? Основной вывод, который делал Пиаже из всех этих фактов, состоит в том, что нельзя рассматривать понятие интеллекта как абстракции из восприятия. В понятии следует различать содержание и форму. Восприятие доставляет понятию содержание, но форма понятия постоянно конструируется благодаря координациям действий, т. е. деятельности неперцептивного характера. В понятие, помимо знания о конфигурации, о внешней картине вещей, о явлении, входит система преобразований или операций, не представленных наглядно.

Пиаже различал два типа опыта: опыт физический, поставляющий к знанию нечто такое важное, без чего это знание не может быть полноценным понятием. Опыт физический есть абстракция из воспринятых объектов. Опыт логико-математический есть абстракция из действий, выполняемых с объектами. По словам Пиаже, знать — значит строить или перестраивать объект познания, схватывая механизм этого преобразования, знать — это производить в мысли, устанавливать «способ производства явлений». Очевидно, что операторный аспект понятий, т. е. тот новый элемент, который понятие прибавляет к восприятию, мог произойти только из механизма, связанного с самим действием. Операции не абстрагированы из какого-либо частного действия, они абстрагированы из того схематизма, который связывает действия и делает их единым. Схемы действия, ориентируя на всех уровнях перцептивные действия, сами не воспринимаются. Источник понятия нужно искать именно в этих сенсомоторных схемах или в схемах действия вообще, а не в восприятии. Система преобразований строится на основе развития этих схем действия. Поэтому, если восприятие возникает с самого рождения, то должно пройти 7 или 8 лет для образования операторных структур, без которых нет полноценного понятия.