Боснийский кризис
Австро-Венгрия, бывшая многонациональной империей, в которой австрийцы были в процентном смысле в меньшинстве, из-за внутренних межнациональных противоречий была постоянным очагом нестабильности в Европе. Она стремилась реализовать её право на присоединению к ней по международному соглашению (Берлинский трактат от 3 июля 1878 года) Боснии и Герцеговины. Согласно этому трактату Россия признавала нейтральный статус проливов. Однако, когда дело дошло до реализации аннексии этих территорий, Россия договорилась с Австрией, что не будет возражать при условии, что Австрия признает её право на проход через проливы русских военных кораблей. Сербия категорически отрицала аннексию и начала готовиться к войне. (см.: Боснийский кризис 1908 года).
Турция, в то время «старый больной человек Европы», могла рассчитывать лишь на то, что её союзники не дадут ей окончательно уйти с Европейского континента, что означало бы возможность выхода Черноморского флота России в Средиземное море. Это было бы крайне нежелательно, в первую очередь, для Англии.
Германия известила Австрию в намерении оказать её поддержку в случае войны. Когда выяснилось, что Россия не готова к войне с Германией и Австрией сразу, она надавила на Сербию, убедив её в необходимости признании аннексии Боснии и Герцеговины Австрией де-факто. На этот раз войны удалось избежать, но Балканы окончательно превратились в «пороховую бочку Европы»
В 1909 г. рейхсканцлером стал Теобальд фон Бетман-Гольвег — (Bethman Hollweg), пытавшийся обеспечить нейтралитет Англии в войне, которую он считал настолько неизбежной, что не поддержал плана строительства оборонительных сооружений на востоке, где находилось его имение. Он считал, что в недалёком будущем оно окажется в руках русских.
В феврале 1912 г. Берлин посетил английский премьер лорд Холдейн (Haldane), пообещавший, что в будущей войне Германии Англия останется нейтральной, если немцы сократят свою судостроительную программу. И это в Германии тоже было принято за национальное оскорбление.
В этом же году Сербия и Болгария, с присоединившимися к ним Грецией и Македонией начали вытеснять Турцию из Европы. Это было с энтузиазмом поддержано Россией. Для Австро — Венгрии успех этой деятельности был ещё опаснее, чем присутствие турок, поскольку сербы могли бы создать военно-морскую базу на Средиземном море. Бетман Хольвег предупредил Россию, что она играет с огнём. Англичане заявили, что не потерпят атаки Германии на Францию. Было создано независимое государство -Албания, которое блокировало Сербию со стороны моря.
Логика событий вела к европейской войне Предсказание Бисмарка должно было сбыться.