Скачиваний:
259
Добавлен:
02.05.2014
Размер:
29.7 Кб
Скачать

8. Стратегии порождения научных знаний.

Две стратегии порождения научного знания: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей.

В античности и средние века в основном имело место философское познание мира. Здесь понятия «философия», «знание», «наука» фактически совпадали: это было по существу «триединое целое», не разделенное еще на свои части. Все эти знания существовали в преде­лах единого целого (традиционно называемого философией) в виде ее отдельных аспектов, сторон. Иными словами, элементы, предпосыл­ки, «ростки» будущей науки формировались в недрах другой духов­ной системы, но они еще не выделялись из них как автономное, само­стоятельное целое.

Действительно, предпосылки науки создавались в древневосточ­ных цивилизациях — Египте, Вавилоне, Индии, Китае, Древней Гре­ции в форме эмпирических знаний о природе и обществе, в виде от­дельных элементов, «зачатков» астрономии, этики, логики, матема­тики и др. Вот почему геометрия Евклида — это не наука в целом, а только одна из ветвей математики, которая (математика) также лишь одна из наук, но не наука как таковая.

В конце XVI—XVII вв. происходят буржуазные революции в Ни­дерландах и в Англии, сыгравшие важную роль в развитии новых, а именно капиталистических, отношений (которые шли на смену фео­дальным) в ряде стран Европы, Возникновение нового — буржуазно­го — общества порождает большие изменения не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно сильно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором всех этих изменений оказывается на­ука, и прежде всего экспериментально-математическое естествозна­ние, которое как раз в XVII в. переживает период своего становления. Постепенно складываются в самостоятельные отрасли знания астро­номия, механика, физика, химия и другие частные науки. Следует в связи с этим сказать о том, что понятия «наука» и «естествознание» в этот период (и даже позднее) практически отождествлялись, так как формирование обществознания (социальных, гуманитарных наук) по своим темпам происходило несколько медленнее.

Таким образом, для возникновения науки в XVI—XVII вв., кроме общественно-экономических (утверждение капитализма и острая по­требность в росте его производительных сил), социальных (перелом в духовной культуре, подрыв господства религии и схоластически-умоз­рительного способа мышления) условий, необходим был определен­ный уровень развития самого знания, «запас» необходимого и доста­точного количества фактов, которые бы подлежали описанию, систе­матизации и теоретическому обобщению. Поэтому-то первыми воз­никают механика, астрономия и математика, где таких фактов было накоплено больше. Они-то в своей совокупности и образуют «перво­начальное целое» единой науки как таковой, «науки вообще» в отли­чие от философии. Отныне основной задачей познания стало не «опу­тывание противника аргументацией» (как у схоластов), а изучение — на основе реальных фактов — самой природы, объективной действи­тельности.

В понимании генезиса, возникновения науки в истории и филосо­фии науки сложились два противоположных подхода. С точки зрения экстернализма, появление науки обусловлено целиком и полностью внешними для нее обстоятельствами — социальными, экономически­ми и др. Империализм, напротив, основной движущей силой разви­тия науки считает факторы, связанные с внутренней природой науч­ного знания: логика решения его проблем, соотношение традиций и новаций и т. п.

Обусловленность процессов возникновения и развития науки по­требностями общественно-исторической практики — главный источ­ник, основная движущая сила этих процессов. Не только развитие на­уки соответствует уровню развития практики, но и разделение науч­ного знания, дифференциация наук также отражает определенные эта­пы развития практики, разделения труда, внутренней расчлененности человеческой деятельности в целом.

Соседние файлы в папке fil_nauki