Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Принц. и сред.комп.в с.а..doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
158.21 Кб
Скачать

Тектонизация архитектурной формы

Понятие тектонизации существенно отличается от понятия тектоники. Тектоникахудожественное осмысление действия механических сил в конструктивной форме. Тектонизацияболее общее формообразующее влияние техники на архитектуру, характерное для современного этапа технического прогресса. Подразумевается влияние уровня развития науки и техники в целом, индустриализации строительства, методов расчетов конструкций, техники производства строительных работ и т. д, Например, ритм стандартных элементов в архитектурной форме может быть производным в основном от технологии индустриального производства, а не от законов механики. Принципы движения элементов архитектурных сооружений, а отсюда и новый характер их формы связаны прежде всего с законами динамики (а не статики) и с геометрией элементов формы; прозрачность структуры здания достигается остеклением, не выполняющим конструктивной роли.

Технический прогресс строительные материалы, новые конструкции объективно заключают в себе эстетические свойства, такие, например, как легкость, прозрачность, большепролетность, динамичность (в физическом понимании), строгая геометричность, пластичность (обусловленная возможностями новых строительных материалов) и некоторые другие, которые эстетически осваиваются архитекторами в архитектурной форме.

Легкость форм. Современной архитектуре свойственна тенденция к легкости форм. Тяжесть физическая и зрительно воспринимаемаяанахронизм, хотя для решения отдельных художественных задач может быть использовано свойство массивности архитектурной формы.

Прочности и устойчивости не обязательно должна сопутствовать тяжесть. Для большепролетных сооружений, к которым предъявляются особенно строгие требования в отношении прочности и устойчивости, тяжесть материала вообще противопоказана: чем больше пролет, тем тоньше (и легче) должна быть оболочка покрытия и легче любое покрытие другой конструкции.

Однако только физического облегчения веса материала для впечатления легкости формы недостаточно, необходимо композиционное выражение этого свойства сооружения, В интерьере большепролетного здания, перекрытого физически легким, но «глухим» и гладким покрытием, можно и не ощутить его легкости,напротив, психологически оно может подавить зрителя своей кажущейся тяжестью, особенно, когда покрытие имеет отрицательную кривизну (прогиб вниз).

В традиционной архитектуре зодчий стремился придать тяжелому куполу зрительное качество легкости: с внутренней стороныкессонами (иногда нарисованными), голубой покраской, имитирующей небо; с наружноймеридиональными раскреповками, проемами и другими способами.

В современной архитектуре средствами композиции нужно выявить и подчеркнуть действительную легкость формы. Эти средства различны; показ толщины свода у светового фонаря, легкая сетка конструктивных ребер, тонкое сечение по линии наружного обреза свода и др.

П. Л. Нерви в волнистом своде-покрытии Главного зала Туринской выставки, пролет которого равен 98 м, оставил непрозрачными лишь ребра, а пространство между ними заполнил легким остеклением, Кстати, этот прием был применен Пэкстоном в его Кристаллпаласе еще в середине XIX в., в начале нового этапа развития техники.

Легкость архитектурной формы достигается ажурностью ее конструктивного решения, применением решетчатых, сетчатых, перекрестно-ребристых и стержневантовых

конструкций.

В современной архитектуре имеются отдельные тенденции«оторвать» здания от земли, иллюзорно освободить массы от действия сил гравитациипритяжения к земле.

Грандиозное большепролетное покрытие, визуально отделенное полосой прозрачного ограждения от фундамента, кажется парящим над землей. Здания касаются земли в двух-трех, а иногда и в одной точках. Дома подвешены на невидимых глазом тонких тросах-вантах. Конусообразная конструкция поставлена на землю вершиной.

В архитектуре прошлого впечатление легкости создавали постепенным уменьшением количества материала кверху и особыми приемами членения формы по вертикали (готические соборы, русские церкви и колокольни, дворцы Ренессанса, сооружения русского классицизма и др.). В современной архитектуре этот прием также сохраняет свое эстетическое значение, к тому же он конструктивен и рационален; такие формы устойчивы и примерно соответствуют эпюре моментов от ветровых нагрузок. Принцип устойчивости особенно необходим в композиции высотных сооружений при относительно небольшой площади их основания.

Легкость через уменьшение масс кверху для высотных сооружений пропорциональна абсолютному коэффициенту вертикальности формыотношению высоты сооружения к максимальному поперечному размеру основания (для конуса или пирамиды) или среднему коэффициенту вертикальностиотношению той же высоты к разности максимальных поперечных размеров нижнего основания и верхнего среза (для усеченных конуса и пирамиды). Выражение легкости формы зданий обычного, не башенного типа связано с уменьшением параметров объемов кверху, облегчением конструкций верхних частей сооружения, с соответствующим характером их пластики и фактуры.

Пневматические, воздухонаполненные или воздухоопорные оболочкиновая форма физически легких конструкций, при восприятии которых возникают ассоциации легкости полета в воздухе.

Подвешенные на опорах стальные нити-ванты или они же, превращенные в паутинную сетку двоякой кривизны, могут в определенных случаях сделать архитектурную форму зрительно почти невесомой. К сожалению, эта тектоническая особенность вантовых систем бывает нередко уничтожена тем, что их покрывают толстым слоем монолитного (или, что еще хуже, плитами сборного) бетона, фактически превращающего воздушные конструкции в тяжелые армированные оболочки. Лучше всего вантовые конструкции выглядят заполненными или покрытыми прозрачным материаломсинтетическими пленками. Во всяком случае, здесь остается проблемой соединение различных по своим тектоническим свойствам систем и материалов.

Прозрачность решетчатой структуры, открытой или снабженной тонкими ограждениями из стекла и прозрачных пленок, не только порождает новое эстетическое качестволегкость формы, но и сама превращается в эстетическое свойство архитектуры. Прозрачность конструкции также зрительно расширяет пространство сооружения, делает непосредственной визуальную связь с природным окружением. Прозрачность форм объединяет отдельные элементы градостроительных комплексов, способствует их целостному восприятию. Однако, если рассматривать применение стекла в утилитарном плане, то оно на практике не всегда и не везде оправдано и часто создает большие неудобства,

Большеразмерность характерная черта современной архитектуры, обеспеченная развитием техники. Ни в какие другие времена не были построены такие высокие или большепролетные сооружения, как в конце XIX—середине XX в, Большеразмерность зданий ставит не только технические, но и не меньшей остроты композиционные проблемы. К последним нужно отнести соизмерение их масштаба с масштабом человека, с одной стороны, и с окружающей дробночлененной застройкой, с другой.

Элементы зданий, соразмерные по отношению к человеку (двери, ступени лестниц), обычно трудно различимы в массе большепролетного здания.

Приемы решения проблемы масштабности большеразмерных сооружений могут быть различными: постепенность перехода от крупных размеров к меньшим, соотносимым с человеком; включение в структуру крупноразмерной формы или в окружающее ее пространство (на подходах к зданию) элементов, размерность которых привычна человеку; четкое выделение дверных проемов, озеленение в экстерьере здания и т, д. В большепролетных промышленных цехах, например, оборудование при правильной его композиционной организации само служит переходным элементом от пространства здания к человеку.

Крупные размеры архитектурных сооружений порождают и специфику их восприятия. Особенно это касается формы большепролетных зданий, в композиции которых большое значение имеет пятый фасад, так как большепролетное покрытие является, по существу, не только кровлей, но и основной композиционной частью таких сооружений. Во многих случаях эти пространственные формы служат формой здания в целом, поскольку покрытие включает в себя поверхности ограждении.

Здание Национального центра промышленности и техники в Париже, в котором расстояние между точками опоры равно 216 м, значительно интереснее и цельнее выглядит при восприятии сверху, чем в перспективе на уровне глаз человека: огромные плоскости остекления, заключенные в арки, и крупные детали опорных частей покрытия не дают представления о форме главного и существенного элемента зданияего покрытия-оболочки.

Большепролетные здания могут взять на себя, наряду с высотными сооружениями, роль архитектурных и градостроительных композиционных доминант. Поэтому при выборе места для строительства тех или иных большепролетных сооружений необходимо учитывать возможность организации вокруг них значительного свободного пространства. Этого требует и само назначение большепролетных зданий, используемых для общественных функций и производственных целей (спортивные комплексы, выставочные павильоны, промышленные цехи). Кроме того, следует максимально использовать рельеф местности, если он имеет возвышенности и ровные поверхности. Наиболее эффектно расположение большепролетных зданий в равнинной части местности, чтобы их можно было обозревать с окружающих равнину более высоких точек рельефа.

Восприятие формы большепролетного сооружения во многом облегчается прозрачностью стеклянных стен, позволяющих «прочесть» форму покрытий в интерьере. В таких случаях допустимо, с художественной точки зрения, строительство большепролетных сооружений и в стесненных градостроительных условиях плотной застройки. Эстетика пространственной пластичной формы воспринимается тогда как бы изнутри.

Динамичность архитектурной формы. Она может быть изобразительной и действительной. В первом случае это изображение динамики в неизменяемых формах. Она является средством выражения той или иной художественной идеи, активно участвующей в формировании архитектурного образа. Изобразительная динамичность всегда существовала в архитектуре как средство выразительности и категория эстетики; в настоящее время она лишь корректируется. Динамичность этого рода может быть достигнута контрастами горизонтального и вертикального; горизонтального, вертикального и наклонного; простого и сложного; характерным для современной архитектуры органическим развитием одной формы из другой, сопровождающимся дифференциацией формы и облегчением кверху (высотные здания).

В создании изобразительной динамичности участвуют как конструктивные, так и формально-художественные средства.

Действительная динамичность, или механическое движение формы по отношению к какой-либо неподвижно закрепленной оси, или движение элементов формысвойство, в большей степени связанное с современной техникой и почти не имеющее предшественников в архитектуре прошлого. Сегодня строятся жилые дома с вращающимися вокруг вертикальной оси квартирами с целью сохранения постоянного оптимального режима инсоляции; спортком-плексы с элементами кровли, автоматически поднимающимися и опускающимися в зависимости от того, нужно ли защитить помещения от палящих лучей солнца, дождя или открыть их к природе. Самодвижение конструкций обусловливается в других случаях и динамикой изменения действия внешних нагрузок.

Есть еще один вид движенияпериодическая трансформация, связанная с многофункциональным использованием помещений для концертов, заседаний или спортивных состязаний.

Динамика образа жизни, динамика эпохи, век машинизации находят свое отражение в динамических архитектурных композициях.

Строгая геометричность и скульптурная пластичность две сосуществующие тенденции, два эстетических качества современной архитектуры. Первая в большой степени обусловлена ранним периодом индустриализации производства, внедрением в строительство сборных, заводского изготовления элементов и развитием точных наук, вторая использованием пластических свойств бетона и пластмасс '. Тенденция пластичности архитектурных форм во многом связана и с влиянием абстрактной скульптуры, и с приходом в архитектуру художников (А. Блок, Ф, Кизлер, М. Гёритц, Ж. Куель и др.), а также с использованием в архитектуре принципов построения форм живой природы (П, Л. Нерви, Р. Саржер, Ф. Отто и др.).

Остановимся еще на некоторых эстетических качествах современной архитектуры, во многом обусловленных техникой.

Дифференцированность и цельность архитектурной формыдве тенденции, идущие рядом. Дифференцированность связана с постоянным развитием социальных процессов и появлением новых социальных функций, цельностьсо стремлением объединить эти процессы в систему взаимосвязанных и обусловливающих друг друга элементов,

Технический прогресс предоставляет для этого соответствующие возможности: перекрытие больших пространств, предназначенных для локальных социальных процессов и одновременного размещения под оболочками помещений различного назначения; создание конструктивной непрерывностифизической и визуальной; организация не только наземного, но и подземного пространства и т. д.

Ритмы, симметрия и асимметрия всегда были свойственны архитектуре. В настоящее время архитектурные ритмы тесно связаны с индустриализацией, со сборным домостроением (разрезка стен домов из блоков и панелей, ритмично повторяющиеся элементы каркаса, система ребер покрытий из железобетонных элементов и т. д.). Однако эти ритмы возникают, главным образом, на утилитарной основе и пока еще недостаточно осмысливаются эстетически.

Что же касается симметрии и асимметрии, то здесь затрагивается ее конструктивная, а не функциональная обусловленность. Идея такова; на любую конструкцию действуют асимметричные силы, однако в современной практике конструкции остаются симметричными, так как последние выравниваются по наиболее нагруженным участкам, что, в итоге, ведет к перерасходу материала и увеличению веса конструкций, не говоря уже о потере возможностей создания живописности формы. Асимметричность конструкций могла бы придать сооружению особую выразительность. Пока таких конструкций еще очень мало.

Интересно посмотреть, как представляют себе архитектурные конструкции будущего архитекторы, художники, инженеры?

Мишель Рагон в своей книге «Города будущего» (М„ 1969), основываясь на исследовании проектных идей таких городов, отмечает новые пластические качества, роднящие архитектуру со скульптурой,невесомость, воздушность, прозрачность архитектурных форм. Он подчеркивает роль техники и конструктивных идей в формировании этих качеств. Действительно, влияние техники на формирование схем городов будущего очень велико.

Примеры: город пространственная стержневая структура («Пространственный город», арх. Шульце-Филиц); город перекрестная структура на столбах, тянущаяся бесконечной широкой полосой над «старым» Парижем (арх. Иона Фридман); город-башня («Кибернетический город», арх. Николай Шеффер); города-воронки, вершиной конуса опирающиеся на землю («Интра-хауз», арх. Вальтер Йонас); города-структуры, конструкции которых заполняют наземное и подземное пространства; летающие жилища; города на воде, под водой и т. д.

В экспериментальных проектах городов будущего, выполненных советскими учеными и архитекторами, технические идеи также занимают большое место. Таковы: «Динамический город» (архитекторы А, В, Иконников, К. П, Пчельников), перспективное развитие которого обеспечивается легкостью замены подвешенных на статичные опоры мобильных функциональных элементов жилых ячеек, блоков культурно-бытового обслуживания, производственных и крупных общественных форм; «Город будущего» (проект группы НЭР).

Образ городов будущего тесно связан с техникой. Может быть она и несет здесь слишком большую композиционную нагрузку, излишне подчеркнутую, тем не менее, безусловно, роль техники в архитектурной композиции со временем будет все более повышаться,

Современная техника создает основы для сложения новых эстетических категорий и принципов формообразования. Для того чтобы их освоить и превратить в средства композиции, необходима разработка и новых научных методов их оценки.