Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пространственная ориентировка Сверлов В..doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
881.66 Кб
Скачать

Отражённый звук

До сих пор мы рассматривали ориентировку при помощи звуков, производимых неподвижными или движущимися предметами, доносящихся до слепого с некоторого расстояния. При этом было упомянуто о том, что иногда роль неподвижного источника звука может играть предмет, сам по себе звука не производящий, но отражающий падающие на него звуки. Такие: отражённые звуки часто имеют существенное значение для ориентировки слепых, в частности тогда, когда они исходят от самого слепого; на рассмотрении этих случаев ориентировки мы теперь и остановимся.

Достаточно громкий звук, произведённый слепым, например,. звук от удара в ладоши, уносится в пространство, встречает там некоторое препятствие, например, стену дома, отражается от него и возвращается к первичному источнику, и слепой вторично слышит его уже несколько изменившим свою окраску.

При этом слух слепого улавливает не звук вообще, донёсшийся неведомо откуда, но звук, пришедший из определённой точки пространства.

Бинауральный слух достаточно точно локализует ту поверхность, вернее, ту точку поверхности, которая отразила донёсшуюся до нас часть звуковой волны. Эта точка отражающей поверхности (а при некоторых условиях и вся отражающая поверхность) воспринимается нами как некоторый самостоятельный источник звука, доставляющий нам критерий для суждения об окружающем нас пространстве. В этом смысле звук является подлинным и единственным зондом пространства, способным сообщить нам некоторые о нём сведения. Основанной на этом принципе звуковой локацией люди широко пользуются во всех тех случаях, когда им необходимо определить положение в пространстве невидимого предмета. Именно таким, например, является эхо-лот, употребляемый для измерения глубин в морях, или подобный ему прибор, применяемый для обнаружения плавающих в море предметов, например айсбергов, представляющих опасность для мореплавания. На этом же принципе основано .действие новейших локационных аппаратов, в которых звуковые волны заменены радиоволнами.

Интересно, что звуковой локацией пользуются для ориентировки и некоторые животные. Последние исследования установили, что изумительная способность летучих мышей ориентироваться даже с выключенным зрением объясняется исключительно свойством этих животных локализовать в пространстве любые, даже очень мелкие предметы благодаря отражаемым ими звукам. Слепые звуковой локацией пользуются довольно широко, часто не отдавая себе в том отчёта, и необходимо научить их относиться к этому вполне сознательно, что в значительной мере расширит возможности использования этого способа для целей ориентировки. Физика учит, что различные предметы, в силу различия величины, формы, структуры, материала, из которого они состоят, или их удалённости от источника звука, в различной мере отражают звук. Точно так же и сами звуки, в зависимости от длины волны и силы, способны отражаться одним и тем же предметом в разной мере. Для определения отражённого звука мы употребляем слово эхо (если отражающий предмет достаточно удалён и мы воспринимаем его как некоторый самостоятельный источник звука) или отзвук (когда отражающая поверхность настолько близко расположена, что отражённый звук воспринимается нами почти одновременно с первичным и почти полностью с ним сливается). Орудийный выстрел и паровозный свисток будят эхо в горах, отстоящих от места выстрела на многие километры; пистолетный выстрел заставляет откликаться постройки, отстоящие на сотни метров; расстояние, на котором слышен отзвук, вызываемый очень слабыми звуками, измеряется метрами.

Выше уже упоминалось о том, какую роль играют производимые слепым звуки (голос, шаги, покашливание и т.п.) в его способности определять размеры помещений и степени их заполнения предметами. Некоторые слепые, особенно из числа потерявших зрение недавно, пытаются отрицать возможность судить о размерах помещения и степени его наполненности без непосредственного обследования при помощи осязания. Они утверждают, что все помещения им кажутся пустыми после того, как они перестали видеть их. Но происходит это оттого, что слепые эти ещё не научились пользоваться для подобных определений способностью предметов в различной мере отражать звуки. Интересно в связи с этим заметить, что способность слепых судить о величине пространства, в котором они действуют, была замечена зрячими очень давно. Так, например, на это обратил внимание знаменитый философ Д. Дидро, который несомненно в этом отношении был не первым. В своём сочинении «Письма о слепых в назидание зрячим», написанном им в 1749 году, он говорит:

«У неё были удивительно тонкий слух и обоняние (речь идёт об известной в то время слепой пианистке Салиньяк). По впечатлению от воздуха она судила о состоянии атмосферы, о том, облачно ли небо или ясно, идёт ли она по площади или по улице, по улице или переулку, в открытом или закрытом месте, в обширном помещении или в маленькой комнате. Она определяла размеры какого-нибудь ограниченного пространства по шуму своих шагов или по эхо от своего голоса. Стоило ей пройтись внутри какого-нибудь дома, и топография его оставалась запечатленной в её голове...»

Не следует, конечно, думать, что, определяя величину помещения, слепой должен назвать количество квадратных метров. Это может сделать далеко не каждый зрячий, здесь многое зависит от опытности. Небольшие помещения опытный слепой может определить даже и в метрах. Важно то, что слепой, войдя в незнакомое помещение, вестибюль, комнату, тотчас же составляет себе некоторое представление о её величине, хотя бы в том смысле, что узнаёт, очень маленькая это комната или просто маленькая, большая или очень большая. При входе в подъезд внимательное прислушивание позволяет распознать лестничную клетку, особенно если она имеет открытый, идущий снизу доверху «колодец», и даже иногда определить, где начинается подъём на лестницу и где расположен спуск в подвальное помещение, что очень часто имеет место. В качестве звуковых сигналов слепые широко пользуются покашливанием, лёгким ударом в ладоши, пощёлкиванием языком или пальцами, постукиванием тростью о пол. Приёмы эти используются не только в закрытых помещениях, но нередко и на открытом пространстве.

Иногда слепой попадает в обстановку, в которой он посредством ощущения препятствия смутно ощущает неподалёку от себя присутствие какого-то предмета. Если предмет велик, например, стена дома, то смутное ощущение её присутствия может появиться на значительном расстоянии от неё. По этой или по иной причине слепой не может убедиться в наличии предмета путём непосредственного прикосновения к нему; тогда и приводится в действие звуковой сигнал, отзвук которого тотчас же разрешит сомнения. Тем же приёмом пользуются слепые и тогда, когда по их предположениям или расчётам поблизости должен находиться тот или иной предмет, присутствие которого они обнаружить, однако, не могут. Отзвук щелчка или лёгкого удара тростью тотчас же обнаружит предмет или уточнит его положение в пространстве. Здесь имеются в виду, конечно, не мелкие, а достаточно крупные предметы типа столба, автомашины и т. п. Приём этот особенно эффективен, когда слепой находится вблизи какой-либо ниши, арки или навеса. Подобные архитектурные элементы, особенно если они сооружены из камня и имеют гладкую поверхность, действуют подобно вогнутому зеркалу (ниша), либо усиливают звук многократным отражением от стен и свода (арка). Благодаря такому многократному отражению, или реверберации, как говорят физики, звук усиливается и приобретает гудящий или звенящий оттенок. Явление это хорошо известно и зрячим, которые в литературных произведениях нередко употребляют такие выражения, как: «Шаги их гулко раздавались под сводами», «в тоннеле шум перешёл в рокот». Всякий без труда заметит эту характерную окраску шагов, голосов и иных громких звуков под аркой ворот или в большом пустом помещении; внимательный слух слепых регистрирует в этих условиях самые слабые звуки. И как ни слабы эти звуки, они не только помогают ориентировке, но иногда играют роль ведущего ориентира.