Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ghilarov_Biodiversity_endang_last_version.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
15.11.2019
Размер:
121.34 Кб
Скачать

Неожиданная угроза со стороны биотоплива

За последнее время значительно возросла популярность биотоплива, в первую очередь как результат высоких цен на нефть. Кроме того, переход на биотопливо справедливо рассматривают как часть стратегии, направленной на снижение выбросов в атмосферу углекислого газа и, соответственно, замедление глобального потепления. Ведь CO2, образующийся при сжигании биотоплива, относительно недавно был изъят из атмосферы растениями, выращиваемыми в качестве сырья для его получения. Производство и последующее использование биотоплива называют еще углерод-нейтральной технологией: при этом не увеличивается, но и не уменьшается количества СО2, уже присутствующего в атмосфере.

Казалось бы, с точки зрения глобальной экологии переход на биотопливо надо только приветствовать. Но дьявол, как известно, таится в деталях. А их анализ показывает, что: 1) использование биотоплива пока не является еще углерод-нейтральной технологией; 2) крупномасштабное производство биотоплива в тропиках представляет серьезнейшую угрозу биоразнообразию.

В «экологической стоимости» биотоплива можно выделить две компоненты. Первая касается потерь углерода, содержавшегося в виде органического вещества в тех природных экосистемах, которые существовали ранее на месте плантаций биотопливных культур, а также углерода, истраченного в процессе получения биотоплива. Количественно эту компоненту характеризовали величиной «углеродного долга» [12] – суммарным количеством СО2, которое должно выделиться за 50 лет с территории, превращенной в плантацию биотопливной культуры. Срок в 50 лет взят как достаточный для разложения бóльшей части органического вещества, сохранившегося в почве от ранее существовавших там экосистем.

Зная скорость, с которой углеродный долг погашается фотосинтезом культур, выращиваемых на биотопливо, можно рассчитать срок, в течение которого долг будет полностью погашен. В случае дождевых тропических лесов, превращенных в биотопливные плантации, это время измеряется несколькими столетиями, в случае прерий – сотней лет, в случае южноамериканских саванн 20–30 лет. Соответственно, на протяжении этого времени биотопливо, полученное с преобразованных земель, не будет давать никакой экономии по части СО2 в сравнении с обычным ископаемым топливом.

Вторую компоненту «экологической стоимости» биотоплива нельзя выразить ни в углероде, ни в деньгах, но именно она определяет основной ущерб, наносимый биоразнообразию. Речь идет об уничтожении природных экосистем на территориях, превращаемых в плантации биотопливных культур. Самая тревожная ситуация в странах тропического и субтропического пояса, где на единицу площади приходится максимальное число видов растений и животных, причем как правило, с очень небольшим ареалом распространения. При расчистке территории под плантации масличной пальмы вырубаются девственные тропические леса в Индонезии и в Малайзии.

На островах Борнео и Суматра эти леса служат местами обитания последних живущих на воле орангутанов, не говоря о множестве других самых разных животных. Изображение орангутана все чаще используется в странах Юго-Восточной Азии как символ борьбы с биотопливом, поскольку расширение территорий, отводимых под соответствующие культуры, чревато скорым исчезновением этого вида (прежде всего суматранского подвида) с лица Земли. Подобным образом в Южной Америке символом противостояния производству биотоплива становится ягуар, места обитания которого также стремительно сокращаются из-за увеличения площади плантаций биотопливных культур.

Не следует воспринимать сказанное выше как призыв к отказу от биотоплива. Биологическое топливо, в отличие от ископаемого, – возобновляемый ресурс, а будущее именно за такими ресурсами. Но производство его должно находиться под строгим международным контролем. Сейчас бедные страны тропических и субтропических широт рассматривают развитие биотопливной индустрии как способ получения хотя бы минимальной энергетической независимости от более богатых стран. Кроме того, это создание новых рабочих мест, в которых там есть крайняя нужда. Противостоять в сложившейся ситуации расширению площадей, отводимых для производства биотоплива, крайне сложно. В принципе надо сделать так, чтобы сохранение тропических лесов было выгодно жителям тех стран, на территории которых эти леса находятся. Вопрос в том, каким образом этого реально можно достичь.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]