Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
энергетический кризис 73.docx
Скачиваний:
7
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
181.9 Кб
Скачать

Эмбарго – мощная сила

«Нефтяное оружие» - так еще называли эмбарго, как с экономической, так и с политической точек зрения, играло значительную роль. Если касаться политической стороны, то все страны были заинтересованы в том, чтобы не портить отношения с арабскими странами. В этом списке были крупнейшие государства Европы, Востока, включая Японию, Германию, Италию, Великобританию. Исключение составляли только те государства, у которых не было необходимости «идти на поклон» арабским странам ввиду наличия собственных запасов/источников топлива.

Периодически предпринимались попытки хоть как-то противостоять проводимой странами ОПЕК политике, но они ничем не заканчивались, и в конечном итоге каждая страна пыталась восполнить недостаток ресурсов путем двухсторонних соглашений. Большинство потребителей ресурсов придерживались политического мнения Израиля, но не могли на должном уровне отстоять свои интересы. Странно, но мотивации палестинцев постепенно находили понимание, и, возможно, стали даже негласно поддерживаться даже в те моменты, когда речь шла о террористических акциях. Постепенно достаточно сильным становилось влияние Организации Освобождения Палестины, а также ее лидера – Абу Аммара, причем, со временем оно выросло настолько, что ООП стали приравнивать чуть ли не к государственной власти.

Политика эмбарго комментировалась следующим образом: «Если вы питаете к Саудовской Аравии чувства ненависти, то вы не получите нефти вообще. Если вы относитесь к нам нейтрально, то вы получите нефть, но в ограниченно количестве и не столько, сколько раньше. А если вы считаете нас друзьями, то будете получать столько нефти, сколько получали и раньше, и даже, возможно, больше». Так заявлял тогдашний министр нефти Ямани.

Как видите, в то время нефть стала мощным политическим оружием в руках арабского мира, чем они и пользовались. Разумеется, многим это не нравилось, и на Западе их стали обвинять в том, что они политизировали продукт общего использования. Разумеется, никто не воспринимал всерьез эти высказывания. Почему? Не потому, что это было неправдой, а потому, что всем и так давно было известно, что нефть является политизированным продуктом. В истории человечества никогда не вычеркнуть факты, когда со странами, пытавшимися установить контроль над собственными богатствами, устраивали целые войны.

Очень правильно в то время подметили журналисты одного французского журнала. Они написали: «Конечно, страны Ближнего Востока имеют право делать с ресурсами на подконтрольной им территории все, что угодно. И поскольку ресурсы находятся на их территории, то они могут при желании увеличивать цены на нефть в соответствии с имеющимися интересами, беречь свои месторождения. То есть, они всецело имеют право использовать то, что принадлежит им, так, как они хотят, и назначать такую цену, которую они хотят. А возмущаться тем, как они себя ведут по отношении к этой нефти, значит, забывать о том, как на протяжении многих столетий вели себя американцы и европейцы по отношению к многим народам. И, причем, негативное отношение к некоторым государствам не улучшается и по сей день».

Раньше стратегия, на которой Запад основывал свои действия, базировалась на следующем постулате: «Арабские страны не смогут выпить свою нефть». Суть этого постулата заключается в том, что на Западе считали, что если в арабских странах есть большие месторождения «черного золота», то это не означает, что они могут замкнуться в себе, и не продавать нефть. И все, что они добывают, обязательно должно продаваться. Иначе арабы не смогут. Если говорить уж совсем просто, то смысл заключается в том, что добываемое «черное золото» должно идти на экспорт, чтобы обеспечить арабским странам приток капитала. Конечно, если посмотреть правде в глаза, то можно увидеть, что арабам на самом деле не нужно столько ресурсов, сколько у них имеется. Не нужно в том плане, что имеющееся количество нефти чересчур много для собственного потребления. Но к тому времени большинство арабских стран, в том числе и Ливия, накопили уже достаточное количество золотовалютных ресурсов, и поэтому могли себе позволить жить вообще без экспорта нефти.

Правда, не все было так гладко, как могло показаться на первый взгляд. Дело в том, что национальная валюта арабских стран не была в обращении на международном рынке. Все разногласия привели к тому, что была приостановлена конвертация доллара, а это в свою очередь стало поводом к исчезновению из оборота золота, причем, это случилось тогда, когда еще не была отлажена система заимствования. В такой ситуации получалось, что валютой-прибежищем мог быть только американский доллар.

В результате всего это получилось так, что возник замкнутый круг, что означало, что дефицит платежного баланса восполнялся благодаря тому, что доллары перемещались на Ближний Восток, а также благодаря тому, что страны ОПЕК имели возможность выдавать кредиты или непосредственно, или через такие организации как МВФ. Выходило, что все нефтедоллары возвращались обратно на Запад через вклады, которые делали страны ОПЕК на рынке Европы. Дефицит платежного баланса заставил многие правительства брать огромные кредиты в процветающих банках. В этих условиях Лондонский рынок находился на пике роста.

В этих условиях большинство умных людей вовремя сообразили, что подобная ситуация говорить лишь об одном: зависимость от арабских стран для некоторых закончится. Рост цен привел к тому, что наиболее важные из арабских стран были вынуждены тесно сотрудничать с США, что привело к взаимозависимости. Те расходы, которые были связаны с нефтяными богатствами, дали отличную возможность многим странам вести политику экономического роста. Но развитие в первую очередь было обусловлено тем, что функционировал нефтяной рынок. То есть, все было завязано на покупателях.