Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Истор. балк. славян.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
10.11.2019
Размер:
706.05 Кб
Скачать

4.4. Реставрация буржуазной государственности в Болгарии 90-х гг. XX века

Отставка Т. Живкова позволила в ноябре 1989 г. вывести из руково­дства БКП представителей так называемого «консервативного» крыла. Сам Т. Живков в декабре был исключен из партии, а затем подвергнут судебному преследованию.

В декабре 1989 г. оппозиционные партии (БЗНС «Н. Петков», БСДП, Радикально-демократическая), а также движения («Экогласность» и др.) объединились в Союз демократических сил (СДС). Вы­ступая с антикоммунистических позиций, СДС поднял вопрос о роли и месте БКП в общественно-политической системе страны.

В январе 1990 г. под давлением оппозиции Народное собрание от­менило положение ст. 1 Конституции, провозглашавшее БКП «руко­водящей силой в обществе и государстве».

Создание Общенародного комитета национального примирения религиозных групп и турецкого меньшинства заложило необходимые основы для начала работы Национального круглого стола.

В сложившейся обстановке БКП выразила готовность разделить власть, а вместе с ней и ответственность с другими общественно-по­литическими силами. На внеочередном XIV съезде партии (30 янва­ря—2 февраля 1990 г.) было предложено образовать «правительство национального согласия, способное вывести страну из кризиса», од­нако оно не было поддержано. Более того, поскольку БЗНС отказался войти в правительство, образованное по решению XIV съезда, БКП лишилась своего коалиционного партнера. В результате партии впер­вые пришлось создать свой однопартийный кабинет.

Был принят новый устав партии, а также манифест, провозгла­шавший, что партия как политическая организация «нового типа» продолжит «активную идейную и политическую борьбу за социали­стический выбор».

В апреле 1990 г. в соответствии с результатами общепартийного референдума БКП была переименована в Болгарскую социалистиче­скую партию (БСП). Хотя к декабрю 1991 г. число членов партии со­кратилось наполовину, тем не менее, она продолжала оставаться наи­более крупной.

Сформированный в феврале 1990 г. совет министров, который возглавил А. Луканов, отменил ограничения на использование на­емной рабочей силы, создал условия для проявлений частной ини­циативы в сфере торговли и обслуживания, узаконил стачки после обязательного арбитража и т.д. Он принял предложение СДС, чтобы проект новой конституции был подготовлен избранным в условиях многопартийности парламентом.

Был распущен Государственный совет. До выборов в Великое На­родное собрание исполнение функций президента страны парламент возложил на П. Младенова. Он также утвердил законы о выборах и политических партиях, которым не допускалось образование объе­динений на этнической или религиозной основе.

Предусматривалось утверждение в Болгарии рыночной экономи­ки, свободной духовной культуры, демократического парламентариз­ма, правового государства, гарантирующего гражданские свободы. Тактические линии БСП и СДС в проведении избирательных кампа­ний также существенно различались. Первая демонстрировала уме­ренность и терпимость, воздерживаясь от резких нападок на оппози­цию, тогда как второй действовал агрессивно-наступательно.

Выборы в Великое Народное собрание состоялись в июне 1990 г. БСП, за которую проголосовало 47 % избирателей, получила в парла­менте 211 мест из 400, СДС — 144, БЗНС — 16, Движение за права и свободы (ДПС), представлявшее фактически интересы мусульманско­го населения Болгарии, — 23. С победой на выборах перед БСП откры­лась перспектива остаться единственной реально правящей партией. Оппозиция незамедлительно перешла в наступление. Лидер СДС Ж. Желев охарактеризовал выборы как «свободные, но нечестные». 12 июня 1990 г. студенты высших учебных заведений Софии объяви­ли трехдневную «оккупационную» забастовку в ректорате Софийского университета, требуя предать гласности факты манипуляций и фаль­сификаций при проведении выборов, а также разбили в центре сто­лицы палаточный городок, названный «городом истины».

Главный удар Союз направил на П. Младенова. Он был обвинен r подстрекательстве к применению силы против демонстрантов в де­кабре 1989 г. Попытки П. Младенова оправдаться ни к чему не приве­ли. В июле 1990 г. он оставил пост президента страны, и Великое На­родное собрание 1 августа избрало главой государства Ж. Желева. Таким образом, СДС, используя приемы плебисцитной демократии, удалось компенсировать свое поражение на парламентских выборах.

Однако напряжение в обществе, источником которого являлось противостояние между противниками Социалистической партии и ее сторонниками, не ослабевало.

Осенью 1990 г. на первый план вновь вышли экономические про­блемы. Объем производства сократился, инфляция достигла 108 %, значительно возросла безработица. В сентябре вводится купонная сис­тема распределения основных продуктов питания. Негативно на поло­жении страны отразился кризис в Персидском заливе. Следуя решени­ям ООН, Болгария приостановила отношения с Ираком ив 1990г. недополучила 600 тыс. т нефти. В марте 1990 г. Болгария прекратила выплату своего внешнего долга, а в июне и процентов по нему. Проект программы реформ, разработанный правительством А. Луканова при содействии специалистов из США и МВФ, не был принят ни СДС, ни БЗНС. В сентябре 1990 г. премьер-министр А. Луканов признал, что страна находится на грани экономической катастрофы.

В ноябре 1990 г. СДС выступил в Великом Народном собрании с предложением выразить вотум недоверия кабинету А. Луканова. Не получив поддержки, фракция СДС покинула парламент. После этого в борьбу вступил профсоюз. «Подкрепа». Им была объявлена всеобщая забастовка. 29 ноября А. Луканов вынужден был подать в отставку.

В сформированном в декабре 1990 г. коалиционном правительст­ве, которое возглавил беспартийный Д. Попов, БСП утратила моно­полию на ключевые посты. С этого момента Социалистическая пар­тия лишилась своей роли решающей политической силы.

Для того чтобы обеспечить условия для проведения реформ, ка­бинет Д. Попова добился 200-дневнего моратория на забастовки и политические демонстрации. Были отпущены цены, освобожден Болгарский народный банк от контроля со стороны правительства, подготовлены законопроекты, предусматривавшие «деколлективи-зацию» сельского хозяйства и приватизацию мелких предприятий.

Предпринятые кабинетом Д. Попова меры обеспечили ему под­держку со стороны Европейского союза, который в связи с энергети­ческим кризисом (вызванным, в частности, и остановкой четырех из шести реакторов Козлодуйской атомной электростанции) предоставил стране 13 млн дол. В июле 1991 г. принимается новая Конституция, провозгласившая Болгарию унитарным, демократическим и право­вым государством. Однако Конституцией остались недовольны ве­дущие политические силы. БСП не устраивало отсутствие в Консти­туции формулировки, определяющей Болгарию как «социальное» го­сударство, а СДС — объем полномочий президента.

Утвердив Конституцию, Великое Народное собрание выполнило свое Предназначение. Новые парламентские выборы состоялись в ок­тябре 1991 г. В них приняло участие 38 партий. Но только три смогли провести своих депутатов в Народное собрание. Из 240 мест СДС по­лучил 106 и ДПС — 24. Результаты выборов подтвердили факт доми­нирования в Болгарии, при значительном количестве партий, Союза демократических сил и Социалистической партии.

В ноябре 1991 г. образуется правительство во главе с Ф. Димитро­вым. В январе 1992 г. в стране состоялись первые президентские вы­боры, победу на которых одержал Ж. Желев. Таким образом, власть в стране перешла к СДС.

Кабинет Ф. Димитрова начал свою деятельность с кадровых чисток государственного аппарата и других управленческих структур, удалив из них бывших функционеров коммунистической партии и сотруд­ников госбезопасности. Предпринимавшиеся правительством меры по «декоммунизации» страны вызвали обострение напряжениялПро-тив политики кабинета вынужден был выступить президент Ж. Же­лев, обративший внимание, что она ведет к изоляции СДС и сужению социальной базы реформ.

В конце 1992 г. кабинет Ф. Димитрова сменило новое правитель­ство, возглавляемое профессором экономической истории Л. Бело­вым. Оно продолжило осуществление начинаний кабинета Ф. Ди­митрова, оставившего после себя законы о приватизации, частных и иностранных капиталовложениях, возвращении конфискованной в 1947—1962 гг. собственности ее бывшим владельцам. В 1993 г. утверждается схема «массовой» приватизации, к осуществлению которой намечалось приступить в первой половине 1994 г.

Однако темпы проведения реформ оказались неудовлетворитель­ными. Анархия же в сфере экономики и связанная с ней организованная преступность значительно усилились. Необходимость при­соединения Болгарии к санкциям ООН по отношению к Сербии и Черногории только способствовала росту трудностей.

В 1995 - 1996 гг. кризисные явления усилились: произошел обвал национальной валюты, в 1996 г. инфляция достигла 310 %, выросли цены на электричество и бензин, уровень жизни в стране резко упал.

Неспособность правительства Ж. Виденова справиться со стояв­шими перед ним задачами обусловила итоги состоявшихся в ноябре 1996 г. президентских выборов. Президентом страны был избран П. Стоянов, представлявший Объединенные демократические силы — СДС, Народный союз (БЗНС и Демократическая партия) и ДПС.

После этого мобилизованные сторонники Объединенных демо­кратических сил выдвинули требование отставки правительства БСП и проведения досрочных парламентских выборов. По стране прока­тилась волна митингов и забастовок.

На период до выборов П. Стоянов назначил «служебное» прави­тельство. Неудачи 1995-1996 гг. предопределили поражение БСП на парламентских выборах, прошедших в апреле 1997 г. Их результаты продемонстрировали нарушение относительного равновесия сил ме­жду БСП и СДС.

Победивший на выборах (в коалиции с БЗНС и Демократической партией) СДС занял ведущие позиции.

Образованное после выборов правительство возглавил лидер СДС И. Костов. Он нацелил свой кабинет, с одной стороны, на решение неотложных экономических задач, связанных со стабилизацией фи­нансовой системы, реструктуризацией производственной сферы, за­вершением процесса приватизации, а с другой — на создание необхо­димых предпосылок для вхождения Болгарии в НАТО и объединен­ную Европу (Болгария является членом Совета Европы с 1992 г.).