Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
04_Ч5 гл4 (А Валиев)_13 стр.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
28.09.2019
Размер:
188.93 Кб
Скачать

5) Движение за изучение родной страны и новую литературу

Просветительское движение за спасение отечества проявилось в форме движения за изучение родной страны, деятели которого стремились поднять национальное сознание путем изучения истории и языка своей родины. Хотя в области школьного образования упор делался на национальное образование, теперь газеты, журналы и прочие печатные издания встали во главе просветительского движения, помещая множество публикаций о родной стране.

Что касается национального языка, то в связи с широким применением смешанного письма возникла необходимость в создании единой системы орфографии корейского языка, обусловившая начало соответствующих исследований в данной области. Отражая эту необходимость, Ю Гильджун опубликовал труд «Чосон мунджон» («Законы корейского письма», 1895 г.), за которым последовали «Кунмун чонни» («Упорядочение национального [письма]», 1897 г.) Ли Бонуна, «Синджон кунмун» («Новые правила национального письма», 1905 г.) Чи Согёна, «Куго мунпоп» («Грамматика национального языка», 1906 г.) и «Мар-ый сори» («Звуки речи», 1914 г.) Чу Сигёна.

В 1907 г. впервые в рамках Министерства образования возник Институт изучения национальной письменности (Кунмун ёнгусо), занимавшийся проблемами современного национального языка, причем активное участие в нем принимали Чу Сигён и Чи Согён. Это учреждение стало предтечей общества «Чосон охакхве» («Общества изучения корейского языка»).

После реформ года кабо в области изучения национальной истории стали появляться современные школы и издаваться различные учебники, в создании которых приняли участие такие историки, как Чан Джиён, Ким Тхэгён, Хён Чхэ и др. Содержание книг в основном представляло краткое изложение летописи Ан Джонбока «Тонса канмок» («Краткое обозрение истории Восточного [государства]») по образцу западных исторических книг; эти учебники получили общее название синсачхе («новая система [изложения] истории»). Однако уже в то время Япония начала во множестве издавать учебники, фальсифицирующие исторические факты, и возникли определенные проблемы, в том числе касающиеся якобы учрежденной в Корее японской области (фу) Мимана (кор. Имна) и мнимого завоевания Силла императрицей Дзингу5.

Син Чхэхо (Танджэ) одним из первых начал яростно критиковать прояпонские тенденции в учебниках по корейской истории; он создал новую современную историческую науку, в основе которой лежало национальное сознание. Он писал биографии корейских военачальников-патриотов, таких, как Ыльчи Мундок, Ким Гамчхан, Чхве Дотхон (Чхве Ён), Ли Сунсин, которые способствовали подъему патриотических настроений в народе. Он также опубликовал ряд исторических трудов, в первую очередь «Токса силлон» («Новое прочтение истории [Кореи]») и пр., где утвердил новую историческую концепцию, в центре которой стояли Маньчжурия и «племя Пуё» (т.е. «племя Тангуна»). Это свидетельствует о зарождении нового исторического сознания, связанного со стремлением создать базу движения за независимость в Китае.

Вместе с тем рос интерес не только к национальной, но и мировой истории. С учетом стремления к созданию национального государства и привлечению внимания к роли в этом процессе выдающихся личностей, в Корее были изданы труды «Соса конгукчон» (История Швейцарии»), «Мигук тоннипса» («История американской независимости»), «Ыйдэри тоннипса» («История независимости Италии») и «Итхери конгук самгольджон» («Повесть о трех героях Италии»), «Бисамэкчон» («Биография Бисмарка»), «Пхидык тэдже» («Великий император Пётр»), а также работы по истории Вьетнама и гибели Польши.

Расширялась и издательская деятельность, призванная повысить национальное сознание путем пропаганды корейской классической литературы. Такова была деятельность ученых-сирхаккистов в рамках созданного Чхве Намсоном издательского общества «Чосон кванмунхве» («Корейского общества славной литературы»).

В области литературы стали появляться произведения в так называемых жанрах «нового романа» (син сосоль) и «новой поэзии» (синчхе си), заимствовавшие форму западных произведений. Их содержание поднимало на новую ступень идеи свободы, равенства и веры в бога, так что с точки зрения формы и отношения к своей стране эти произведения сформировали новую современную литературу Кореи (сунгунмун). В рамках этой новой литературы появились произведения «Хёр-ый ну» («Кровавые слезы»), «Кви-ый сон» («Голос черта») и «Чхиаксан» («Гора Чхиак[сан]») прозаика Ли Инджика, «Кымсу хвеи рок» («Записи о собрании зверей») Ан Гуксона, «Чаюджон» («Колокол свободы») Ли Хэджо, «Чхувольсэк» («Цвет осенней луны») Чхве Чхансика. Чхве Намсон фактически положил начало жанру «новой поэзии» в цикле стихов «Сонён» («Мальчик»), куда вошло и его знаменитое произведение «Хэ-егесо сонён-еге» («Мальчику от моря»).

Однако деятели новой литературы, в отличие от деятелей движения за независимость, хотя и активно выступали за новые современные тенденции в национальной культуре, понемногу склонялись в сторону японской литературы. В противовес этому были созданы литературные направления, которые выступали за преемственность традиционной корейской литературы и всячески поддерживали ее дух самостоятельности. Так, Син Чхэхо поместил в газете «Тэхан мэиль синбо» статью под названием «Чхонхидан сихва» («Поэтическое общество Чхонхидан»), которую можно назвать наиболее значительным произведением о делах патриотов Кореи в стране и за рубежом. Это течение в литературе в 1910-х гг. приобрело новый иносказательный вид и форму «бесед об истории» (сахва), поднимавших патриотический дух.

В тот период в Корее стали также распространяться песни, которые унаследовали традиции поэзии каса, стремились выразить дух патриотизма и современности и потому получили широкое распространение песнопения чханга, такие как «Тоннипка» («Песня о независимости»), «Квонхакка» («Гимн о науке»), «Ханянга» («Песнь о Сеуле») и др.

1 Содержание «Указа о внедрении образования в стране» (Кёюк ипкук чосо), опубликованного во время реформ года кабо, сводилось к следующему: «Исходя из сложившегося в мире положения, все богатые, сильные и самостоятельные государства отличаются высоким уровнем знаний в народе, а хорошие знания обусловлены качеством образования, поэтому образование действенно помогает поддержанию государства…».

2 Третий патриарх организации «Тонхак» Сон Бёнхи в 1898 г. эмигрировал в Японию и все организационные дела поручил Ли Ёнгу, который по поручению Сон Бёнхи основал в 1904 г. в разных городах Кореи отделения «Чинбохве» («Прогрессивного общества»), которое развернул реформаторское движение. Однако под давлением властей Ли Ёнгу объединился с организацией Сон Бёнджуна «Ильчинхве» и реорганизовал последнее. По возвращении на родину в 1905 г. Сон Бёнхи исключил Ли Ёнгу из своей организации, и тогда тот в 1907 г. основал религиозную организацию (церковь) Сичхонгё.

3 Последователи религии Тэджонгё поклонялись трем духам (богам, самсин) Хванину, Хвануну и Тангуну по отдельности или в единстве и считали, что они были не только предками всего человечества, но и корейской нации (нации Пэдаль) и вершили дела творения, поучения (религии) и управления [народом]. Также религия Тэджонгё проповедовала, что три духа основали на территории Маньчжурии и Кореи мощную империю, являвшуюся самым цивилизованным государством мира. Первым главой церкви Тэджонгё был На Чхоль (в звании хоном чонса), вторым – Ким Гёхон (мудан чонса), третьим – Юн Себок (танэ чонса), но в 1930-х гг. из-за японских репрессий организация ослабла. Священными книгами Тэджонгё были «Самильсин чо» («Учение о единстве трех божеств»), «Синсаги» («Записи священных деяний»), «Хвесамгён» («Собрание трех священных книг»); также существовал ряд исторических сочинений о Тэджонгё – «Синтан минса» («История народа священного Тан[гуна]») Ким Гёхона, «Синтан сильги» («Истинные записи о священном Тан[гуне]») и «Танджо саго» («Исследование деяний [нашего] предка Тан[гуна]»).

4 Общество «Тэдон хакхве» было создано Ли Ванёном, Чо Джуныном и др. на средства, полученные от Ито Хиробуми, в 1907 г. в целях усиления прояпонских тенденций в конфуцианской среде. В нем состояли Син Гисон (председатель), Хон Сынмок, Сон Санхун, Ким Гаджин, Чон Ге, Чон Бёнгон (пров. Кёнги), Ким Гёнгю (пров. Чхунчхон), Пак Чебин (пров. Чолла), Син Тхэхю (пров. Кенсан). В 1909 г. название общества было изменено на «Кондже кёхве» («Церковь Конфуция»), а председателем его стал Ли Ёнджик. После назначения его министром просвещения председателем стал Ким Хакчин.

5 После реформ Мэйдзи (1868 г.) Япония в 1886 г. учредила в Токийском университете историческое отделение, где наряду с историей Японии стали изучать историю Кореи. В результате профессорами Токийского университета был составлен труд «Кокуси ган» («Взгляд на национальную историю», 1890 г.), представляющий собой общий обзор истории Японии, а в 1892 г. выпускник этого университета Хаяси Дайсукэ опубликовал сочинение «Тёсэнси» («История Кореи»). В этих трудах содержались фальсифицированные сообщения о том, что Тангун являлся сыном встречающегося в японской мифологии Сусано Ономикато, что императрица Дзингу завоевала Силла в 209 г., что в Южной Корее существовала японская колония – область (фу) Мимана, и др. Эта трактовка истории Кореи в период Мэйдзи унаследовала научные традиции школы «Коку гакуся» XVIII в. и позже была разработана японскими историками-объективистами во главе с Сирагадзи Куракити, после чего превратилась в историческую концепцию японского колониального империализма. Корейские историки из группы реформаторов (кэхвапха) находились под сильным влиянием книги Хаяси Дайсукэ.

13