Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Lektsii_po_Istorii_gosudarstva_i_prava_RB.doc
Скачиваний:
16
Добавлен:
24.09.2019
Размер:
4.84 Mб
Скачать

Рассмотрим подробнее процесс вхождения Башкирии в состав Русского Государства.

2. В результате успешной внешней политики русского правительства на Востоке, падения Казанского и Астраханского ханств и признания Ногайской Ордой своей зависимости от Москвы были созданы реальные условия для присоединения Башкирии к России.

Башкиры воочию могли убедиться в могуществе Русского государства. Победа его над Казанским ханством произвела на них огромное впечатление. Дата падения Казани служила как бы исходным моментом для нового летоисчисления. Например, в ряде шежере даты важнейших событий отмечаются не ссылкой на тот или иной год, а указанием на определенное количество лет, которое прошло после взятия Казани русскими.

Однако было бы неправильным сводить дело только к военной мощи России, хотя это, безусловно, оказало значительное влияние на решение башкир принять русское подданство. Часть башкир уже с XII в. общалась с русскими, поддерживала с ними торговые связи. В начале XII в. «выходцы из Новгорода заняли соседнюю с Башкирией страну, Вятскую. Реки Вятка, Кама и Белая служили новгородцам естественными путями для сношения с теми народами, которые около них жили». В последней четверти XV в., в связи с овладением Русским государством областью Великой Перми, переходом в Зауралье и продвижением его к землям Сибирского ханства, население северной и отчасти северо-восточной Башкирии оказалось в непосредственном соседстве с теми землями и областями, которые находились в подчинении или сфере влияния Русского государства. Это вело к установлению непосредственных контактов между башкирами и русскими, в процессе которых башкиры становились свидетелями хозяйственных успехов русского населения. Башкирам, несомненно, было известно также и то, что именно русский народ был ведущей и решающей силой в борьбе порабощенных народов против ордынского ига. Поэтому вполне понятно тяготение башкир, подвергавшихся жестокой эксплуатации и опустошительным набегам со стороны казанских, ногайских и сибирских феодалов, к русскому народу и стремление получить покро­вительство могущественного Русского государства.

Эти устремления башкирского народа совпадали с внешнеполитическими целями московского правительства. Окончательно освободиться от власти иноземных ханов башкирскому народу помогла и осторожная, дальновидная политика Ивана IV.

После взятия Казани среди московских бояр не было единства относительно методов окончательного покорения народов Казанского ханства. Бояре настаивали на том, чтобы Иван IV остался зимовать в Казани и вооруженной силой довершил покорение всего края, «до конца выгубил бы воинство басурманское». Но царь не прислушался к голосу представителей феодальной знати. Рассчитывая, что башкиры и другие народы (мордва, чуваши, марийцы, удмурты), изнуренные своими властителями и разоренные бесконечными феодальными распрями, сами придут к нему, Иван IV решил оставить Казань и вернуться в Москву. Прежде чем отправиться в столицу, царь разослал «по всем улусом черным людем ясачным жалованные грамоты опасные, чтобы шли к государю, не бояся ничего; а кто лихо чинил, тем бог мстил; а их государь пожалует, а они бы ясаки платили, якоже и прежним казанским царям»1.

Народы Поволжья, привлеченные обещаниями царских грамот, увидели выход из создавшегося положения в присоединении к Русскому государству. Первыми на царский призыв откликнулись арские люди (удмурты), затем луговые марийцы. Они изъявили готовность принять русское подданство и платить ясак.

Однако процесс присоединения народов Поволжья к России затянулся на несколько лет. Зимой 1552 г. татарские феодалы, пытавшиеся восстановить прежнее ханство, поднялись на борьбу против Русского государства. Это движение, поддержанное частью марийских чувашских феодалов, продолжалось, то угасая, то вновь разрастаясь, до весны 1557 г. О непосредственном участии башкир в восстании никаких сведений в источниках нет. Так, Никоновская и Львовская летописи довольно подробно описывают ход военных действий на территории бывшего Казанского ханства. Но в числе непокорных народов, с которыми сражались русские полки, башкиры не упоминаются.

Район восстания ограничивался пра­вым берегом Камы и не затрагивал тер­риторию западных башкир. Поэтому царские войска, посланные на подавление движения, доходили до пределов Башкирии, но не вторгались на землю башкирских племен.

Русские войска действовали на территории Казанского края, не переходя башкирской границы. Вместо войск к башкирам, по словам шежере, «были направлены послы с грамотами, [которые] известили: пусть никто не убегает и пусть каждый остается при своей вере, соблюдает свои обычаи». Политика правительства Ивана IV по отношению к башкирам оказалась верной. Положение их было таково, что принятие подданства Русского государства стало неизбежным. После взятия русскими войсками Казани в различных частях Башкирии обострилась борьба с ногайскими и татарскими мурзами, которых поддерживала часть башкирских феодалов. В основе этой борьбы лежало стремление башкирского народа освободиться от многовекового гнета чужеземных ханов.

Шежере сохранили много известий о решении башкир различных племен по получении грамот Ивана IV ехать к «белому царю» с просьбой о подданстве. На башкир не могли не произвести глубокого впечатления царские грамоты, щедро обещавшие мир и спокойствие, сохранение старых обычаев и местной религии, устранение ханского произвола и установление небольшого ясака. Но в условиях политической раздробленности Башкирии присоединение к Русскому государству не могло произойти единым актом. Процесс этот растянулся на не­сколько лет. Главную роль в решении исторической судьбы своего народа сыграли башкирские племена и племенные объединения, которые после падения Казанского ханства и в ходе борьбы против татарских и ногайских феодалов выступили самостоятельно, с позиций племенного суверенитета.

Первыми приняли подданство Русского государства западные башкирские племена, входившие ранее в Казанское ханство. Документов, по которым можно было бы точно датировать присоединение западных башкир, не сохранилось. Это событие произошло, видимо, некоторое время спустя после взятия Казани, так как московское правительство, занятое подавлением движения в Казанском крае, не могло до 1554 г. активно осуществлять свою политику в Башкирии. Можно предположить, что западные башкирские племена вошли в состав России примерно в течение 1554 - начала 1555 гг.

Оформление принятия русского подданства башкирами происходило в Казани. Русское правительство представлял казанский наместник царя, а от башкир приезжали посольства во главе с биями. Согласно преданию, сохранившемуся до наших дней в Янаульском районе Башкортостана, «от башкир племени Гайна в Казань, к наместнику русского царя, ездил послом Айзуак-бий - один из родоплеменных вождей гайнинцев». Предание утверждает, что из Казани Айзуак привез грамоту о принятии башкир-гайнинцев в подданство русского царя.

Для оформления русского подданства в Казань ездили также представители башкирских племен уран, буляр, байлар, ирыхты, кара-табын, танып. ладными башкирами и льготы в ясаке побудили башкир других племен послать своих представителей к царю Ивану Васильевичу с челобитьем о принятии з подданство. В них особо подчеркивалось упорядочение и облегчение налогового обложения для новых подданных России.

3. Вслед за западными башкирами подданство Русского государства приняли племена центральной и южной Башкирии. Но если западные башкирские племена с падением Казани получили возможность свобод­ного выбора нового сюзерена и через некоторое время получили подданство Русского государства, то башкиры, которые находились под властью ногай­ских мурз и князей, не сразу освободи­лись от их господства. Положение ос­ложнялось тем, что башкирские племена подчинялись разным, нередко враждующим между собой ногайским феодалам, вовлекались в их междоусобную борьбу. Это затрудняло объединение башкир­ских племен для борьбы со своими поработителями.

В середине XVI в. Ногайская Орда переживала процесс распада, от главной орды отходили подчиненные ей улусы. Среди ногайских мурз появились сторон­ники как Русского государства, так и Крымского ханства. Русское правитель­ство не раз посылало, послов к ногайцам, пытаясь склонить их на сторону Москвы. В результате длительной дипломатиче­ской борьбы князь Исмаил, возглавлявший Большую Орду, в 1557 г. признал себя вассалом Русского государства. В этом сказались не только гибкость и настойчивость московских дипломатов, но и растущая сила русского оружия. Другая часть ногайцев, мурзы которых были тесно связаны с Крымом, перешла через Волгу и образовала в Прикубанье особую орду, впоследствии получившую название Малой ногайской орды.

Орда быстро теряла свое могущество. Положение Большой Орды усугублялось еще и тем, что в 1554 г. стихийные бедствия привели к сильному голоду в Поволжье и Приуралье, результаты которого были катастрофичны. Засуха, чума. голод, свирепствовавшие в течение ряда лет, привели к гибели десятков тысяч людей..

В напряженной обстановке борьбы с ногайцами, упорно цеплявшимися за сохранение своей власти над башкирами, в 1555 г. в состав Русского государства вошли башкиры племен мин. Они занимали обширную территорию по долине реки Демы. Северные границы их земель доходили до среднего течения реки Бе­лой с охватом ее правой (горной) стороны и низовьев реки Уфы. К югу территория минцев простиралась почти до верховьев рек Демы и Уршака, а на западе - до истоков рек Кармасан, Черма-сан, Усень и Ик.

За несколько лет до падения Казани минцы подчинялись ногайскому хану Тюря-Баба-Туклясу, ставка которого располагалась на территории современной Уфы, а также ногайским мурзам Аксак-Килембету и Кара-Килембету. В связи с успешным продвижением рус­ских на Восток и казанскими событиями хан и его мурзы бежали на Кубань.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]