Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
мпп.doc
Скачиваний:
16
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
1.54 Mб
Скачать

24. Понятие и значение международного гуманитарного права

Деятельность государств в период войны регулиру­ется принципами и нормами, относящимися к международному праву, применяемому в период вооруженных конфликтов.

Мировое сообщество пришло к необходимости ограничения методов и средств ведения войны посредством выработки договоров, определяющих права и обязанности воюющих сторон. Уменьшить страдания, причиняемые вооруженным насилием, защитить чело­века — такова цель международного гуманитарного права (МГП).

Международное право, отмечал Монтескье, естественно основы­вается на принципе, заключающемся в том, что в периоды мира государства должны творить как можно больше добра, а в пери­оды войны — как можно меньше зла. Именно это стало движущей силой развития МГП с момента его зарождения.

Встречаются различные названия этой отрасли международ­ного права: «право вооруженных конфликтов», «законы и обычаи войны», «международное гуманитарное право». Некоторые авторы подразделяют право, применяемое в период войны, на две части: «право Гааги» как система норм, направленных на ограничение методов и средств ведения войны, и «право Женевы», включаю­щее положения о защите жертв вооруженных конфликтов. Однако, если сказать проще, речь идет о правилах ведения войны, содер­жащихся в ряде международно-правовых актов

К настоящему времени существует множество международно-правовых актов, регулирующих отношения государств в период вооруженного конфликта. К ним относятся:

  • Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 г.;

  • Гаагская декларация о запрещении применять пули, легко разворачиваю­щиеся или сплющивающиеся в человеческом теле, 1899 г.;

  • IV Гааг­ская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г.;

  • VI Гаагская конвенция о положении неприятельских торговых судов при начале военных действий 1907

  • VII Гаагская конвен­ция об обращении торговых судов в суда военные 1907 г.;

  • VIII Гааг­ская конвенция о постановке подводных, автоматически взрыва­ющихся от соприкосновения мин 1907 г.;

  • IX Гаагская конвенция о бомбардировании морскими силами во время войны 1907 г.;

  • XI Гаагская конвенция о некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне 1907

  • Женевский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или дру­гих подобных газов и бактериологических средств 1925 г.;

  • Правила о действиях подводных лодок по отношению к торговым судам в военное время 1936 г.;

  • Нионское соглашение 1937 г.;

  • Женевскиеконвенции 1949 г., Дополнительные протоколы I, II к ним 1977 г. и Третий Дополнительный протокол 2005 г.;

  • Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г. и Протоколы к ней 1954 и 1999 г.;

  • Конвенция о запрещении раз­работки, производства и накопления запасов бактериологичес­кого (биологического) и токсинного оружия и об их уничтоже­нии 1972 г.;

  • Конвенция о запрещении или ограничении примене­ния конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения и имеющими неизбира­тельное действие, 1980 г. и протоколы к ней

    • О необнаруживаемых осколках (Протокол I);

    • О запрещении или ограничении примене­ния мин, мин-ловушек и других устройств с поправками (Прото­кол II);

    • О запрещении или ограничении применения зажигатель­ного оружия (Протокол III);

    • Об ослепляющем лазерном оружии (Протокол IV);

    • Протокол по взрывоопасным пережиткам войны (Протокол V));

  • Конвенция о запрещении разработки, производ­ства, накопления и применения химического оружия и его унич­тожении 1993 г.;

  • Конвенция о запрещении применения, накопле­ния запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении 1997 г.

Недостаток большинства первых международно-правовых актов, относящихся к международному гуманитарному праву, состоял в том, что они содержали «оговорку всеобщности» (clausula si omnes), согласно которой положения конвенций были обязательны лишь для договаривающихся держав и только в случае, если воюющие участвуют в конвенции (ст. II Гаагской конвенции 1907 г.). Если же в войну вступало государство, не являющееся участником кон­венции, то конвенция переставала действовать даже в отношениях между ее участниками. Последующая практика государств пошла по пути отказа от clausula si omnes, что было четко сформулиро­вано в приговорах Международных военных трибуналов.

В тех случаях, когда действия государств не урегулированы нормами МГП, Ф. Ф. Мартенс на Гаагской конференции мира в 1899 г. предложил применять для защиты воюющих и гражданского населения положение, согласно которому «население и вою­ющие остаются под охраной и действием начал международного права, поскольку они вытекают из установившихся между образованными народами обычаев, из законов человечности и требова­ний общественного сознания». Эта формулировка прочно вошла и МГП как «оговорка Мартенса».

Отраслевыми принципами МГП являются следующие:

Принцип гуманизации вооруженных конфликтов в отличие от других принципов международного гуманитарного права распро­страняется на все сферы вооруженной борьбы и означает обязан­ность соблюдения воюющими государствами (сторонами) сис­темы норм, направленных на смягчение суровостей и жестокостей войны, на проявление человеколюбия к жертвам войны в процессе боевых действий.

Принцип защиты жертв войны выражается в обеспечении вою­ющими сторонами правовой защиты жертв войны: раненых, боль­ных, лиц, потерпевших кораблекрушение, военнопленных, граж­данского населения, т.е. предоставлении им такого статуса, кото­рый гарантировал бы гуманное обращение с ними и исключал бы насилие, издевательство, глумление над личностью.

Принцип защиты гражданских объектов означает сосредото­чение усилий воюющих сторон на сохранении гражданских объ­ектов, включая культурные ценности, недопустимости нападения на них в целях обеспечения безопасности и нормальных условий жизни гражданского населения.

Принцип охраны природной среды в период вооруженных конф­ликтов включает систему мер, направленных на предотвращение, ограничение и устранение ущерба природной среде в период веде­ния боевых действий, недопустимость военного или любого иного враждебного воздействия на природную среду, которые могут при­чинить ей обширный, долговременный или серьезный ущерб.

Принцип защиты интересов нейтральных государств означает соблюдение воюющими государствами норм, направленных на обес­печение в период международного вооруженного конфликта прав и законных интересов (правового статуса) государств, внешняя поли­тика которых направлена на неучастие их в войне, а также отказ ней­тральных государств от оказания помощи воюющим сторонам.

Принцип ограничения воюющих в выборе методов и средств ведения войны означает применение воюющими сторонами только таких методов и средств нанесения вреда неприятелю, которые не противоречат международному праву.

Принцип ответственности государств и физических лиц за нарушение норм международного гуманитарного права означает неотвратимость ответственности государств и индивидов за при­чинение вреда в период вооруженных конфликтов и совершение серьезных нарушений Конвенций I—IV и Дополнительных прото­колов I, II1977 г., а также за совершение деяний, подпадающих под юрисдикцию Международного уголовного суда.

Принципы МГП обеспечивают праву, применяемому в период вооруженных конфликтов, определенное единство и системность его норм. Эти принципы определяют цель, направления нормативного регулирования, его содержание и характер. Без учета принципов не могут быть в полной мере поняты смысл и назначение конкретных правил ведения войны. Отраслевые принципы МГП не закреплены в каком-то едином или нескольких международно-правовых актах, как, например, основные принципы международного права. Они вытекают из анализа всех договорных источников, применяемых в период международных и внутренних вооруженных конфликтов.

С учетом сказанного дадим следующее определение: между­народное гуманитарное право — это система международно-пра­вовых принципов и норм, регулирующих отношения между госу­дарствами (сторонами) в период вооруженных конфликтов с целью ограничения применения воюющими жестоких методов и средств ведения войны, защиты ее жертв и устанавливающих ответствен­ность за их нарушение.

В МГП (судя по содержанию ст. 2 и 3 общих для Женевских конвенций 1949 г., а также ст. 1 Дополнительных протоколов I и II к ч им Конвенциям) вооруженные конфликты подразделяются на два вида:

а) международные вооруженные конфликты и

б) воору­женные конфликты немеждународного характера.

К международным вооруженным, конфликтам относятся:

  • вооруженное столкновение между государствами (израиль­ско-арабский вооруженный конфликт, ведущийся с 1967 г. и по настоящее время, англо-аргентинская война 1982 г., нападение США, Англии и других государств на Ирак в марте 2003 г.);

  • борьба народов против колониального господства и ино­странной оккупации и против расистских режимов в осу­ществление своего права на самоопределение в соответствии с Уставом ООН (п. 4 ст. 1 Протокола I).

Исходя из практики международных отношений, следует отно­сить к международным вооруженным конфликтам вмешательство во внутренний вооруженный конфликт третьего государства в инте­ресах одной из воюющих сторон, участие вооруженных сил ООН, а также сил ООН по поддержанию мира во внутреннем вооружен­ном конфликте (при наличии в этом случае решения Совета Безо­пасности ООН на применение вооруженной силы).

К вооруженным конфликтам немеждународного характера относятся вооруженные конфликты, происходящие на террито­рии какого-либо государства между его вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами или другими вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью терри­тории этого государства, который позволяет им вести непрерыв­ные и согласованные военные действия и применять Протокол II

В вооруженных конфликтах немеждународного характера при­меняются следующие международно-правовые акты:

  • ст. 3, общая для всех четырех Женевских конвенций 1949 г.,

  • ст. 19 Гаагской конвенции о защите культурных ценностей 1954 г. и Второй про­токол к ней 1999 г.,

  • Дополнительный протокол II1977 г.,

  • Прото­кол II с поправками 1996 г. к Конвенции о запрещении или ограни­чении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения и имею­щими неизбирательное действие, 1980 г.,

  • Римский статут Между­народного уголовного суда 1998 г.

Из сферы применения Дополнительного протокола II исклю­чены ситуации напряженности и беспорядков внутри страны: бес­порядки, отдельные и спорадические акты насилия и иные акты аналогичного характера (п. 2 ст. 1).