Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вопросы 17-33.doc
Скачиваний:
48
Добавлен:
21.09.2019
Размер:
518.66 Кб
Скачать

24.Деятельностная теория онтогенеза а.Н. Леонтьева

Теория психического развития А. Н. Леонтьева состоит из двух, непосредст­венно между собой не связанных частей. Первая относится к филогенезу, вторая — к онтогенезу.

В филогенезе психики он выделяет 6 этапов:

  • первый этап характеризуется биологическими процессами ассимиляции и дис­симиляции и знаменует собой возникновение жизни. При этом речь идет о простейших, допсихических формах жизни, к которым животные и человек не относятся;

  • второй этап характеризуется возникновением чувствительности, а значит и психики; к нему относятся как животные, так и люди;

  • третий этап характеризуется возникновением перцептивности, а значит нали­чием психики;

  • четвертый этап характеризуется возникновением интеллекта;

  • пятый этап связан с возникновением сознания; к нему уже относятся только люди;

  • шестой этап связан с возникновением мышления и речи.

Филогенетическая теория Леонтьева выстроена на основе принципа отра­жения. Она показывает, в какой последовательности возникали в филогенезе разные формы представления окружающей действительности. (Про филогенез, думаю, на всякий случай прочитать надо)

В основе онтогенетической теории психического развития. Н. Леонтьева лежит общепсихологическая теория деятельности. Отталкиваясь от понятия деятельности по К. Марксу, он развертывает ее структуру в двух параллельных, взаимодействую­щих плоскостях: внешней и внутренней. Внешняя плоскость предполагает иерар­хию: деятельность, действие, операция, движение. Внутренняя плоскость задается иерархией: мотив, цель, средство, словие. Соответственно, деятельность определя­ется мотивом, действие — целью, операция — средством, движение — условиями. Обе плоскости функционируют как одно целое.

Используя далее понятие интериоризации (переноса действия извне вовнутрь) и экстериоризации (перенос изнутри вовне), А. Н. Леонтьев рассматривает психику как интериоризованную деятельность, которая экстериоризуется, как только возни­кают какие-то препятствия ее внутреннего протекания. Поэтому любые формы пси­хического отражения являются, по Леонтьеву, видами (или подвидами) дея­тельности (например, общение — это коммуникативная деятельность, восприятие — перцептивная деятельность и т.д.). Принцип деятельности и был положен в основу теории онтогенеза психики.

Леонтьев проецирует разработанную Л. С. Выготским структуру возраста (понятия возрастного новообразования, социальной ситуации развития, центральной и побочной линий развития, ведущей функции) на структуру деятельности. Тогда движущей силой развития выступает противоречие между потребностями ребенка и его возможностями. Понятие ведущей функции заменяется на понятие ведущей дея­тельности, а разные виды деятельности рассматриваются как линии развития. При этом центральной линией развития для данного возраста выступает ведущий вид деятельности, а побочными — остальные виды деятельности, которые в других воз­растах становятся ведущими, а значит, центральными.

В психологии развития Леонтьев прежде всего изучал проблемы, связан­ные с источниками и движущими силами психического развития ребенка. Он сфор­мулировал положение о том, что психическое развитие человека качественным об­разом отличается от развития психики животных.

Развитие психики животных состоит, во-первых, в «вызревании» и развертыва­нии системы безусловных рефлексов (унаследованная основа поведения), во-вторых, в их «обрастании» условными рефлексами (образующими его индивиду­альный опыт), которые через ряд поколений сами могут превратиться в безуслов­ные.

Человек также рождается с определенной врожденной, или безусловно-рефлекторной, организацией видового поведения. Но решающую роль в психиче­ском развитии играет присвоение отдельным индивидом исторического опыта лю­дей, важнейшую часть которого составляют их общественно выработанные психи­ческие способности, опредмеченные в материальной и духовной культуре.

Если источником психического развития ребенка является человеческая культу­ра, то движущими силами этого процесса служат возрастные изменения объектив­ного положения ребенка в системе его отношений со взрослыми и возрастные изме­нения его деятельности. . Н. Леонтьев считал, что детство имеет конкретно-исторический характер, оно развивается в ходе общественной истории. Поэтому в каждую историческую эпоху ребенок по-разному включен в отношения взрослых и закономерности его психического развития также исторически изменчивы.

Культура как общий источник психического развития ребенка выступает в этой своей функции только тогда, когда ребенок выполняет деятельность, направленную на присвоение общественных способностей, опредмеченных в виде элементарных орудий, предметов обихода, языка, произведений искусства и т.д. Ребенок должен осуществить по отношению к ним такую практическую или познавательную дея­тельность, которая адекватна (хотя, разумеется, и не тождественна) воплощенной в них человеческой деятельности. В собственной деятельности ребенок распредмечивает соответствующие части культуры и тем самым присваивает связанные с ними общественные способности. Присвоение — это процесс воспроизведения ребенком исторически сформировавшихся человеческих свойств, ' способностей и способов поведения.

Воспроизводящая деятельность определяет психическое развитие ребенка на каждом возрастном этапе. Однако формирование воспроизводящей деятельности и соответствующих способностей происходит у ребенка только при постоянном его общении со взрослыми и другими детьми.

В ранних формах общение ребенка с другими опосредствовано не словом, а предметом; отношение же к нему ребенка первоначально опосредствовано прямы­ми предметными действиями взрослого (например, взрослый приближает к ребенку какую-либо вещь, к которой тот тянется, и т.п.). Например, овладение маленьким ребенком умением пить из чашки определяется не столько ее свойствами самими по себе, сколько действиями взрослого, который поит ребенка: он правильно пристав­ляет чашку ко рту ребенка и постепенно наклоняет ее; затем, когда он дает чашку в руки самому ребенку, то первое время активно направляет и поправляет его движе­ния. Таким образом, взрослый строит у ребенка новую функциональную двига­тельную систему.

Действия самого ребенка обращены не только на предмет, но и на присутствую­щего при этом взрослого. На основе совместных со взрослым предметных действий ребенок овладевает языком, речевым общением.

В трудах Леонтьева последовательно проводится мысль, что принципиаль­ное и ключевое значение для понимания развития психики ребенка имеет изучение процесса преобразования его внешней совместной деятельности в индивидуальную, регулируемую внутренними образованиями, т.е. изучение интериоризации.

Необходимость интериоризации определяется тем, что центральное содержание развития ребенка — это присвоение им достижений исторического развития людей, которые первоначально выступают перед ним в форме внешних предметов и столь же внешних словесных знаний. Их специфическое общественное значение ребенок может отразить в своем сознании лишь путем осуществления по отношению к ним деятельности, адекватной той, что в них воплощена и опредмечена.

Но ребенок самостоятельно выработать и выполнить эту деятельность не может, она всегда должна строиться окружающими людьми во взаимодействии и общении с ребенком, т.е. во внешней совместной деятельности, в которой развернуто пред­ставлены действия. Их выполнение позволяет ребенку присвоить связанные с ними значения. И это присвоение требует перехода от развернутых вовне действий к дей­ствиям в вербальном плане, и наконец, постепенной интериоризации последних, в результате чего они приобретают характер свернутых умственных операций, умст­венных актов. В дальнейшем самостоятельное продвижение мысли ребенка воз­можно лишь на основе уже интериоризованного исторического опыта.

Понимая развитие как процесс самодвижения, имеющего спонтанный характер и внутренние законы, Леонтьев полагал, что главным специфическим внутрен­ним противоречием психического развития ребенка выступает противоречие между необходимостью и потребностью осуществления какой-либо деятельности и отсут­ствием тех мотивов, целей, действий и операций, посредством которых она может быть ребенком многосторонне и цельно реализована. Это противоречие постепенно разрешается благодаря тому, что ребенок начинает выполнять эту деятельность за счет средств другой, но сходной деятельности, — в процессе же ее осуществления эта деятельность создает свои собственные средства и тем самым развивается сама, а на ее основе у ребенка развиваются соответствующие способности.

Каждому возрастному этапу соответствует определенный (ведущий) тип дея­тельности. Ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психиче­ские процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития.

Содержание и форма ведущей деятельности зависит от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие ребенка. В современных общественно-исторических условиях, когда во многих странах дети охвачены единой системой общественного воспитания, ведущими в развитии ребенка становятся следующие виды деятельности: эмоционально-непосредственное общение младенца со взрослы­ми; орудийно-предметная деятельность ребенка раннего возраста; сюжетно-ролевая игра дошкольника; учебная деятельность в младшем школьном возрасте; интимно-личностное общение подростков; профессионально-учебная деятельность в ранней юности. Смена ведущих типов деятельности подготавливается длительно и связана с возникновением новых мотивов, которые формируются внутри ведущей деятельности, предшествующей данной стадии развития, и которые побуждают ре­бенка к изменению положения, занимаемого им в системе отношений с другими людьми.