Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
59-82.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
20.09.2019
Размер:
156.16 Кб
Скачать

3.1.4. Азиатские эскимосы

Самоназвание – югыт, юпигыт, йупигыт («люди», «настоящие люди»). Живут на побережье Чукотского полуострова, от Берингова пролива на севере до залива Креста на западе, а также на о. Врангель. Численность 1,7 тыс. чел. Говорят на эскимосском языке, относящемся к эскимосско-алеутской языковой семье. В 1932 г. была введена письменность, основанная на чаплинском диалекте, на котором говорило 70% азиатских эскимосов. До 1937 г. эскимосская письменность базировалась на латинской графике, а затем была переведена на русскую графическую основу.

Термин «азиатские эскимосы» вошел в литературу с конца XIX в. и обозначал эскимосов, проживавших на азиатской территории России. Эскимосы также живут в США, Канаде и на о. Гренландии. Соседями азиатских эскимосов являются приморские чукчи. В 1926 г. небольшая группа азиатских эскимосов переселилась на о. Врангель. Изучение эскимосского языка и культуры началось в конце XIX в. благодаря Н.Г. Гондатти и В.Ф. Миллеру. В начале XX в. изучением языка и культуры эскимосов занимался В.Г. Богораз. Интенсивная работа по изучению эскимосов проводилась и в последующее время.

Происхождение эскимосов дискуссионно. Археологические, этнографические и лингвистические данные говорят о том, что история азиатских эскимосов тесно связана с историей чукчей. Прародиной эскимосов был крайний северо-восток Азии, откуда эскимосы продвинулись через Берингов пролив на северо-запад Америки. В период неолита на Чукотском полуострове существовала древнеэскимосская прибрежная культура охотников на морского зверя. Следующим этапом в истории древних эскимосов стала берингоморская культура (I тыс. н.э.), которая в начале II тыс. н.э. сменилась пунукской культурой. Носители пунукской культуры непосредственно смыкаются с приморским населением, известным в русских источниках XVII в. как «пешие», «сидячие чукчи», под которыми подразумевались эскимосы. Основным занятием населения продолжала оставаться морская охота. Охотились на моржей, китов и тюленей. Во время охоты использовали гарпун. Орудия промысла и различный инвентарь изготовлялся из дерева, кости и камня. Плавки металла эскимосы не знали. Среди предметов хозяйства бытовали плоские глиняные светильники, горшки с вдавленным орнаментом, мотыги из моржового клыка, сосуды, панцири и сети на тюленя из китового уса.

Первые упоминания об эскимосах в русских источниках относятся к середине XVII в. К концу XIX в. между эскимосами и русскими установились тесные торговые отношения.

Традиционным занятием эскимосов был морской зверобойный промысел. Важнейшим объектом промысла был морж, на втором месте стоял промысел тюленя и кита. Моржа промышляли весной на плавучих льдах. С исчезновением льда начинался промысел моржа на воде. Для этого использовали байдары. Также на моржей охотились способом «отгона», когда охотник по воде ударял специальной хлопушкой, звук которой напоминал звуки касатки – главного врага моржей в море. Испуганные этим звуком животные в панике устремлялись на берег, где их убивали при помощи копий. Практиковалась также поколка тюленей на лежбище. Тюленей добывали гарпунами и дротиками в воде, на льду, у проруби. Охота на китов осуществлялась коллективно на нескольких байдарах. Один добытый кит обеспечивал население мясом и жиром на год. Добыча кита заметно сократилась во второй половине XIX в. в связи с его массовым истреблением американскими китобоями. С появлением огнестрельного оружия изменились методы охоты на морского зверя, увеличилась его добыча.

Продукция морского зверобойного промысла удовлетворяла все потребности натурального хозяйства эскимосов. До середины XIX в. главными орудиями добычи были копье, гарпун и ременные сети.

Подсобными занятиями у эскимосов были охота на пушного зверя, рыболовство и собирательство. На дикого оленя и горного барана охотились при помощи лука и стрел с каменным и костяным наконечником. С середины XIX в. увеличилось товарное значение пушной охоты. Рыболовство имело примитивные формы: рыбу ловили удочкой и сетью из китового уса. Охотились также на птиц.

Средствами передвижения у эскимосов служили зимой собачьи нарты и лыжи. По снегу передвигались на лыжах ступательного типа, а для передвижения по льду использовали специальные шипы из кости. По воде передвигались на лодках: каяках, байдарах и вельботах. Каяк представлял собой одноместную кожаную лодку с решетчатым остовом с небольшим круглым отверстием сверху для гребца. Отверстие затягивалось специальным шнуром, что обеспечивало безопасность зверобоя даже в тех случаях, когда лодка переворачивалась. Ее конструкция позволяла принять прежнее положение. Байдары были чукотского типа на 20-30 гребцов.

Постоянные поселения эскимосов располагались в устьях рек, бухтах, на сопках, мысах, береговых террасах. Зимние селения тяготели к высоким террасам, летние располагались на галечных косах.

Традиционным зимним жилищем эскимосов было полуподземное каркасное жилище с остовом из костей, челюстей и черепов кита (нын’лю). Каркас жилища состоял из угловых, боковых и центральных столбов. В некоторых жилищах был один вход, у других – два: верхний (наземный) и нижний (подземный). Жилища с двумя входами отапливались очагом, а жилища с одним входом – жировыми лампами. Этот тип жилища, напоминающий чукотский валкаран, бытовал до XVIII в.

В XIX в. у эскимосов в качестве основного жилища отмечено бытование яранги - мын’mыг’ак – цилиндро-конической формы. В качестве летнего жилища выступала каркасная из жердей прямоугольная постройка с односкатной крышей – пыльюк. Она покрывалась кожаными покрышками, перетянутыми ремнями. В начале XIX в. существовали еще и общинные дома – большие землянки, в которых жило несколько семей. С конца XIX в. у зажиточных эскимосов распространились дощатые дома.

Одежда эскимосов шилась из шкур морских животных и оленьего меха. Мужчины носили узкие натазники из нерпичьей шкуры, рубахи из оленьего меха и меховые штаны и торбаза. Зимняя рубаха шилась двойная, мехом внутрь и наружу, летняя – одинарная, мехом внутрь. В дальнюю поездку зимой одевали меховую кухлянку. Женщины зимой также носили меховые натазники, поверх которых надевали меховой комбинезон (к’алъывагын). Женская обувь шилась из камуса, получаемого от чукчей-оленеводов. Летней одеждой как мужской, так и женской была глухая камлейка, шитая из нерпичьих кишок. До конца XIX в. встречались длинные кухлянки из птичьих шкурок. Богатые эскимосы носили нижнее белье и имели верхнюю хлопчатобумажную одежду. Меховую шапку и рукавицы эскимосы носили только в дороге.

Главную пищу эскимосов составляли продукты морской охоты. Мясо моржа, тюленя, кита употребляли в пищу в вяленом, замороженном и вареном виде. Кожу кита ели сырой, она считалась лакомством. Употребляли в пищу и оленье мясо, полученное в обмен у чукчей. Растительная пища служила приправой к мясу и жиру. Употребляли морскую капусту, моллюсков. Из привозных продуктов большим спросом, как у большинства сибирских народов, пользовался чай.

Для социального устройства эскимосов характерен патрилинейный счет родства (по отцовской линии) и патрилокальный брак (уход невесты в дом мужа) с отработкой за невесту. Существовали «байдарные артели» (ан’ям имаи «байдары содержимое»), состоявшие из хозяина байдары и его ближайших родственников. Охотничья добыча делилась среди членов артели. Согласно преданиям, каждая байдарная артель занимала отдельную землянку с очагом, но каждая семьи там имела свой отдельный полог. В конце XIX в. каждая отдельная семья вела индивидуальное хозяйство. Объединялись такие семьи только для промысла.

Религиозные представления эскимосов имели много общего с чукотскими. Эскимосы верили в благожелательных и вредоносных духов (туг’ныг’ат), почитали некоторых животных и птиц, которых запрещалось убивать: касатку, волка, ворона. Большое значение имел культ касатки: эскимосы верили, что касатка покровительствует морским охотникам. Она изображалась на байдарах, ее вырезали из дерева. Считалось, что зимой касатка превращается в волка и наказывает скупых оленеводов, поедая их оленей.

Особое значение имели обрядовые празднества, связанные с культом промысловых животных: праздник голов, посвященный охоте на моржей, праздник кита и др. Праздники сопровождались ритуальными танцами. Сюжеты танцев связаны с охотой – у мужчин, у женщин – со сбором растений и домашними работами. В каждом селении был свой главный шаман, обычно мужчина. Однако известны и женщины-шаманки. Женщина в религиозных обрядах играла большую роль, особенно в заклинаниях и магических действиях. В ее ведении находились магические амулеты, она приготовляла обрядовую пищу. Шаманы получали вознаграждение за свои услуги. Распространены были различные мифы. Главный персонаж космогонических преданий – Ворон (Кошкли).

Эскимосы практически не подверглись христианизации. До сих пор они сохраняют анимистические верования, шаманство, промысловые культы.

* Владимир Германович Тан-Богораз (1865-1936) – выдающийся ученый-этнограф, исследователь аборигенного населения северо-востока Сибири, писатель. Родился в г. Овруче. В 1880 г. окончил гимназию в г. Таганроге, куда переехала его семья вскоре после его рождения. В том же году поступил в Петербургский университет на естественное отделение физико-математического факультета, через год он перевелся на юридический факультет. За участие в студенческих волнениях был выслан в 1882 г. в Таганрог. С 1882 по 1886 гг. занимался революционной деятельностью: возглавлял революционный кружок, подпольную типографию в Таганроге, народническую организацию в Екатеринославе. В 1886 г. был арестован и после трех лет заключения в Петропавловской крепости сослан в Колымск. Первым объектом его этнографического наблюдения стал быт русских колымчан. В течение 1890-1895 гг. им были сделаны ценные записи русского колымского фольклора. В 1895 г. Богораз получил от Восточно-Сибирского отдела русского географического общества приглашение участвовать в Сибиряковской экспедиции по изучению Якутии. Собранные им этнографические материалы поступили в Академию наук, по ходатайству которой министерство внутренних дел разрешило Богоразу вернуться в Петербург для подготовки материалов к изданию. В 1899 г. Тан-Богораз принял от американского Музея естественных наук приглашение участвовать в экспедиции по изучению народов тихоокеанского побережья. В течение 1900-1901 гг. он вел исследования среди оленных чукчей, коряков, ительменов и других народностей Камчатки, Чукотки и Анадыря. Материалы этой экспедиции были обработаны исследователем и изданы в Нью-Йорке на английском языке в семи частях. Эта работа принесла Богоразу славу одного из крупнейших этнографов конца XIX – нач. XX вв. После революции 1917 г. Богораз работал в Музее антропологии и этнографии Академии наук, читал лекции по этнографии, фольклору и языкам народов Сибири в Лениградском университете, занимался исследованиями в области религии, организовал и был руководителем Музея истории религии при Академии наук СССР.

* Байдара – весельная (иногда с парусом) лодка у чукчей, коряков, эскимосов. Деревянный каркас байдар обтягивался шкурой моржа.

* Лахтак – (морской заяц) млекопитающее семейства настоящих тюленей; дл. до 2,5 м, вес до 360 кг. Обитает в Северном Ледовитом океане, а также в северных частях Атлантического и Тихого океанов.

** Юкола – вяленная на солнце или копченая рыба у народов Восточной Сибири и Северной Америки.

* Ровдуга – замша из оленьей или лосиной шкуры у народов Севера и Сибири. Оленья замша. Объясняют из саамского языка – roavggo - ‛санная полость из шкур’. Так же русское ревва – ‛дубленая ворсистая оленья шкура’, ‛одеяло с мешком для ног из оленьей шкуры’.

* Камлея – непромокаемая глухая верхняя одежда с капюшоном, сшитая из кишок морских животных или из оленьих или лосиных шкур. Верхняя кожаная рубашка. Плащ из белой ткани у охотников.